«Каждая из партий вложила в избирательную кампанию от 20 до 100 миллионов долларов»
Партии, принимавшие участие в парламентских выборах 28 октября, отчитались в расходах на агитационную кампанию. Напомним, что счет избирательного фонда политической силы открывали в августе, туда можно было положить неограниченное количество партийных денег, а также добровольные взносы от граждан. Пожертвование в фонд партии от одного избирателя, согласно законодательству, не должно превышать 400 минимальных зарплат (в августе эта сумма составляла 440 тысяч 800 гривен).
Официально 22 партии, зарегистрировавшие списки своих кандидатов на выборах за неполные три месяца до дня голосования, потратили на рекламу в СМИ, билборды, растяжки, буклеты, «боевые листки», бесплатные ручки, календарики и газеты с тремя страницами тезисов и кроссвордом всего... 600 миллионов гривен. Впрочем, как утверждают эксперты, львиная доля затрат на избирательную кампанию проходит мимо избирательных фондов. «Суммы, используемые с официальных счетов, — лишь видимая вершина айсберга, когда 1/9 часть находится над водой, на виду у всех, а 8/9 — под водой», — сказал «ФАКТАМ» председатель правления Комитета избирателей Украины Александр Черненко.
Как бы там ни было, но на первое место по объемам расходов на избирательную кампанию вышла Партия регионов, официально потратившая 218 миллионов гривен. «Батькiвщина» обнародовала вдвое меньшую сумму — 107 миллионов гривен. Таким образом, исходя из официально задекларированных расходов и количества избирателей, поддержавших эти политические силы в многомандатном округе, каждый голос обошелся «регионалам» в 35 гривен с копейками, а их главным конкурентам — более 20 гривен. Партия «УДАР» уложилась в 33 миллиона 700 тысяч гривен (около 12 гривен за голос), а «Свобода» — в 23 миллиона 200 тысяч (почти 11 гривен за голос).
Компартия потратила на избирательную кампанию 72 миллиона гривен. То есть один голос обошелся коммунистам почти в 27 гривен. По словам лидера КПУ Петра Симоненко, 72 миллиона удалось собрать благодаря членским взносам, отчислениям из зарплат членов фракции, а также «финансовой помощи неравнодушных избирателей».
Судя по отчетам политсил, наименее эффективно использовала партийные деньги «Наша Украина». Партия Виктора Ющенко, потратив на кампанию 63 миллиона гривен, набрала чуть больше одного процента голосов, зато — самых дорогих. Ведь каждый голос избирателя обошелся «Нашей Украине» в 278 гривен! На этом фоне предвыборная кампания партии «Украина — Вперед!», которая буквально завалила страну своей политической рекламой, выглядит куда менее затратной. Политическая сила Наталии Королевской, получившая 1,6 процента поддержки на выборах, задекларировала 60 миллионов 600 тысяч расходов. Таким образом, один голос обошелся ей в 188 гривен.
«Подсчитать точно, сколько реально каждая партия потратила денег на выборы, невозможно, — считает Александр Черненко. — Суммы, вложенные в избирательную кампанию разными политическими силами, колеблются от 20 до 100 миллионов долларов. Ни для кого не секрет, что основные расходы партий на выборах осуществляются именно из подводной части, то есть из черных касс. Никто не будет использовать средства из официального избирательного фонда, например, на подкуп избирателей, черный пиар, зарплаты в конвертах работникам штабов, „своим“ членам комиссий, наблюдателям и на размещение „джинсы“ в СМИ (скрытой рекламы. — Авт.). А из фондов идет финансирование разве что официальной рекламы по договорам, аренды рекламных площадей и помещений».
509Читайте нас у Facebook