Можно ли добиться бесплатной замены детали, на которую гарантия, как выяснилось, не распространяется?
«В начале прошлого года купил китайский автомобиль, так как в салоне меня убедили, что на него дается гарантия сто тысяч километров или три года. Менеджер сказал, что, если что-то с машиной случится, они без проблем мне все поменяют. Мол, китайский производитель заинтересован в том, чтобы его в Украине уважали. Первую поломку — электрического стеклоподъемника — на фирменной станции и в самом деле без вопросов устранили. Но когда прошлым летом забарахлил компрессор кондиционера, отношение ко мне резко изменилось — сотрудники показали какой-то листочек, где написано, что на систему кондиционирования дается только шесть месяцев гарантии. Я повозмущался, а потом махнул рукой. Ездил ведь как-то на „Жигулях“ и вовсе без кондиционера. Но тут новая беда — не заводится мотор. На СТО сказали: похоже, вышел из строя топливный насос. Однако выяснилось, что на насос дается только год гарантии, и он уже прошел. Получается, что обещанные три года — это обман? Можно ли подать на автосалон в суд или как-то по-другому заставить продавцов выполнять свои обещания?»
Георгий Андреевич, г. Белая Церковь
— К сожалению, такая ситуация давно стала типичной, — отвечает адвокат Алексей Святогор. — Рекламируя увеличенные сроки гарантии, которые сейчас уже достигают
Поведение автосалонов нетрудно объяснить. Сами автопроизводители, как правило, дают на свою продукцию не больше двух лет гарантии (в случае с китайскими машинами это может быть и год). В течение остального заявленного гарантийного срока оплачивать ремонт приходится местным продавцам, чего им делать, разумеется, не хочется. Но они продолжают эту игру, так как длительная гарантия привлекает покупателей, а также привязывает владельцев машин к фирменной СТО, цены на которой чуть ли не на порядок выше, чем на обычных техстанциях.
Удастся ли добиться справедливости в данном случае, сказать сложно. Необходимо доказать, что были нарушены права потребителя на получение необходимой, достоверной, доступной и своевременной информации, а заключенный договор носит в отношении покупателя дискриминационный характер. Впрочем, уже сам факт вашего обращения в различные инстанции, а также угроза судебного разбирательства могут заставить автосалон пойти на компромисс, чтобы только не раздувать скандал. Известны случаи, когда владельцам автомобилей помогали жалобы, направленные в головные офисы автокомпаний. Правда, речь тогда шла о европейских производителях.
Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, рекомендую при покупке машины не полагаться на слова менеджера, а самому внимательно изучить все детали гарантийных обязательств. Желательно узнать и условия установки дополнительного оборудования на вашу машину. Нередко стоимость этих работ на фирменной СТО неоправданно завышена, но если вы захотите произвести их в другом месте, ваш автомобиль автоматически снимут с гарантии.
Подготовил Тарас ТКАЧУК, «ФАКТЫ»
2362Читайте нас у Facebook