«Новый закон фактически лишает людей возможности установить в доме котел»
Коммунальное хозяйство Украины находится в плачевном состоянии. Коммуникации давно изношены и неэффективны. Чтобы убедиться в этом, достаточно зимой пройти по улицам любого украинского города и обратить внимание на широкие проталины правильной геометрической формы, тянущиеся от каждого дома. Под этими проталинами находятся теплотрассы. А теплота, потребовавшаяся на таяние снега над ними, — это потери энергии, которые включены в стоимость отопления и горячей воды.
Таким образом, под непрекращающиеся причитания властей о дороговизне и дефиците газа и других энергоносителей, мы продолжаем тратить миллиарды гривен на отопление окружающей среды.
Впрочем, многим гражданам Украины такое положение дел уже наскучило. Удрученные дороговизной и низким качеством коммунальных услуг, они решили взять дело в свои руки и самостоятельно реформировать теплосети в собственном жилище. Люди устанавливают индивидуальные системы отопления, работающие на газе или электричестве. Причем в некоторых городах (например, в Ужгороде) переход на индивидуальные отопительные системы приобрел массовый характер и нашел поддержку местной власти.
Казалось бы, правительство должно поощрять подобные инициативы, так как они ведут к экономии теплоносителей и избавляют государство от работы, которая ему не под силу, — реконструкции изношенных теплосетей. И было бы логично, чтобы власти как-то поддержали людей, решивших самостоятельно обеспечить себя теплом и горячей водой.
Однако, судя по всему, государство избрало другой путь. Об этом свидетельствует законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования отношений в сфере теплоснабжения, предоставления услуг по централизованному отоплению и централизованному снабжению горячей водой», разработанный и вынесенный на обсуждение Национальной комиссией, осуществляющей регулирование в сфере коммунальных услуг (Нацкомуслуг). Этот законопроект предусматривает сохранение ныне действующей системы централизованного снабжения горячей водой и отоплением.
Государство намерено относиться к ворам намного лояльнее, чем к гражданам, решившим самостоятельно обогревать свой дом
Честно говоря, большинство жителей городов, включая автора этого материала, ничего против и не имели бы, продолжая пользоваться привычными, хотя и сильно подорожавшими за последние годы услугами. Но удивляют методы, которыми правительство намерено бороться за сохранение нынешней системы. Этого планируют добиваться не путем повышения качества услуг и снижения потерь, а методом строгого наказания людей, решивших больше не платить за услуги, которые их не устраивают.
Так, законопроект предусматривает, что за самовольное отсоединение от тепловых сетей граждане будут платить штраф от 100 до 150 необлагаемых минимумов доходов граждан (то есть от 1 тысячи 700 гривен до 2 тысяч 550 гривен). Должностные лица, совершившие подобные действия (очевидно, речь идет о руководителях предприятий или коммунальных хозяйств), пострадают еще больше: для них предусмотрены штрафы в размере от 150 до 200 необлагаемых минимумов доходов (от 2 тысяч 550 гривен до 3 тысяч 400 гривен).
Предусматривает предложенный законопроект наказание и для тех, кто «самовольно использовал тепловую энергию без заключения договора», то есть воров, незаконно подключившихся к теплосетям и пользующихся услугами, за которые платят другие люди. Таким преступникам грозит наказание в виде предупреждения(!) или штрафа в размере от 5 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан
Выходит, что государство намерено относиться к ворам намного лояльнее, чем к гражданам, решившим, ничего не прося у властей и не беря ничего чужого, самостоятельно обогревать свой дом. Ведь максимальный штраф для первых (340 гривен) в 7,5 раза меньше наибольшего штрафа для вторых (2 тысячи 550 гривен). Не говоря уже о том, что для расхитителей предусмотрено такое наказание, как предупреждение, а для людей, самовольно отключившихся от отопления, нет.
Естественно, чтобы уличить нарушителей в незаконном отсоединении от отопления и горячей воды, нужно попасть к ним в дом. Поэтому представители теплоснабжающей организации получат право проводить инспекционные визиты. А для тех граждан, которые будут чинить им препятствия, предусмотрено наказание — штраф от 20 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан
Согласно законопроекту составлять протокол об административном правонарушении получат право представители теплоснабжающих организаций, а также всех объектов хозяйствования, признанных исполнителями жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время таким правом обладают только сотрудники предприятий, ведающих электросетями. Выходит, после принятия предложенного закона, протокол на вас, при наличии правильного удостоверения, смогут составить очень многие люди, например, дворник или лифтер.
В то же время законопроект содержит и некоторые логичные положения. Так, отопление жилья в настоящее время в Украине осуществляется на основе схем теплоснабжения, которые каждые пять лет утверждают местные органы исполнительной власти (то есть чиновники, назначенные из Киева). Эти схемы устанавливают возможные способы теплоснабжения в определенной местности. И если в схеме записано, что все дома в городе отапливаются местной ТЭЦ, то так и должно быть. И любые попытки граждан отапливать дом самостоятельно являются незаконными.
Проект документа предполагает, что право формировать схемы теплоснабжения должно перейти к органам местного самоуправления, то есть к городским советам. Значит, в случае принятия закона теплоснабжение станет одним из вопросов местной политики и население через депутатов сможет хоть как-то влиять на ситуацию. Например, добиться включения в схему возможности создавать индивидуальные системы отопления.
«Право отказа от услуги определено как обязательное условие договора»
Прокомментировать новации, предложенные в законопроекте, «ФАКТЫ» попросили юриста-консультанта по вопросам ЖКХ Ивана Смольного.
— Какие нормы относительно отсоединения от центрального отопления действуют сегодня и что изменится после принятия данного закона?
— Если говорить именно об отказе от услуг централизованного отопления (ЦО) и горячего водоснабжения (ГВС) для отдельных помещений в многоквартирных домах (МД), то на сегодняшний день взаимоотношения в этой сфере регулируются двумя основными нормативными актами: Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах» и «Правилами предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу».
Закон прямо не регулирует порядок отключения от ЦО и ГВС, однако обуславливает такое право через отказ от услуги путем расторжения договора. Причем право отказа от услуги определено как существенное (обязательное) условие любого договора о предоставлении коммунальных услуг.
Правила также не содержат норм, прямо регулирующих отключение от ЦО и ГВС отдельных помещений, а только вносят в типовой договор обязательный пункт, формулирующий право на отказ от услуги через расторжение договора.
При этом в правилах есть нормы относительно отключения от отопления отдельных многоквартирных домов по инициативе проживающих в них потребителей. Однако данные нормы плохо описаны и порождают массу юридических коллизий и разночтений.
На сегодняшний день, пожалуй, единственным документом, который хоть и косвенно, но более или менее внятно регулирует отключение отдельных помещений от централизованного отопления и горячего водоснабжения, являются «Правила содержания жилых домов и придомовых территорий».
Фактически же специального нормативно-правового акта, который прямо регулировал бы правила отключения от ЦО и ГВС отдельных помещений в многоквартирных домах, а также порядок отказа от получения таких услуг, законодательство Украины не содержит.
Разработанный Нацкомуслуг проект закона частично устраняет этот пробел. Он регулирует условия (но не порядок) отключения от внутридомовых сетей, устанавливает ответственность потребителей за нарушения, запрещает газораспределительным компаниям выдачу техусловий для индивидуальных и автономных систем теплоснабжения, которые не отвечают схемам теплоснабжения населенного пункта, добавляет новые определения терминов.
Вроде бы благие намерения: упорядочить отношения в непростой отрасли. Однако это явно хотят сделать прежде всего за счет потребителя. Урезая его права на выбор поставщика, фактически лишая возможности отказаться от услуг центрального отопления и горячего водоснабжения, ужесточая наказания за самовольное отключение.
Указанная же возможность легального отключения декларативна и практически не реализуема. Слишком много условий. А главное — отключение должно быть предусмотрено схемой теплоснабжения населенного пункта. В наших реалиях это означает, что схемы будут годами разрабатываться и утверждаться. И, скорее всего, возможность отключения в них учтена не будет, так как это невыгодно ни тепловикам, ни находящимся с ними в симбиозе местным властям.
«Создается плодородная почва для коррупционных схем на всех уровнях»
— Право выписывать штрафы за нарушение порядка пользования услугами планируется предоставить коммунальным организациям. К каким это может привести последствиям?
— Предусмотренные проектом изменения в Кодекс Украины «Об административных правонарушениях» устанавливают за самовольное отключение от теплоснабжения штраф в размере до 3 тысяч 400 гривен. Следует отметить, что и в нынешней редакции кодекс предполагает санкции за нарушение правил использования жилых домов, однако штрафы составляют
Но самое главное, что предлагается наделить «уполномоченных лиц» любой теплоснабжающей организации, а также любого субъекта хозяйственной деятельности, который определен местными исполнительными органами как исполнитель жилищно-коммунальных услуг (во многих случаях это уже частные предприятия), правом составлять протоколы об административных нарушениях. Фактически — штрафовать. Ведь принимают решения о наложении штрафов на основании протоколов административные комиссии именно при тех же местных исполнительных органах. И в подавляющем большинстве случаев эти решения положительные.
Таким образом, создается плодородная почва для всяческих коррупционных схем на всех уровнях — от простого работника жэка до мэра города.
В то же время потребитель окажется самой незащищенной стороной в отношениях. Снял потекшую батарею- незаконное отключение, плати штраф. Заменил унитаз или смеситель — самовольное переоборудование, снова штраф. Утеплил квартиру, поменял окна на металлопластиковые, установил кондиционер — тоже самовольное переоборудование, штраф. Не впустил «уполномоченных носителей удостоверения» в помещение — недопущение, препятствование, опять-таки штраф. И так далее.
Доказать свою правоту на административной комиссии или в админсуде будет невозможно. Ведь все штрафы выписаны в соответствии с нормами законодательства.
— Как должен действовать человек, который хочет установить систему индивидуального отопления?
— Его тактика зависит от того, какой политики в этом вопросе придерживаются местные власти и исполнители услуг по отоплению и водоснабжению. Если власти лояльны к вопросу отключения, что характерно для небольших городов с «умирающими» теплокоммунэнерго, то необходимо либо просто обратиться к исполнителю с заявлением об отказе от его услуг, либо, если исполнитель не дает согласия, обратиться в исполком с просьбой дать разрешение на переоборудование квартиры в виде установки индивидуального отопления на основании «Правил содержания жилых домов и придомовых территорий».
Если же лояльности со стороны местной власти нет, готовьтесь к длительной борьбе. И без толкового юриста-коммунальщика будет сложно добиться желаемого. Так как в каждом конкретном случае придется вырабатывать пути решения исходя из позиции местных властей и уровня противодействия тепловиков: хитрить, мотивировать или оказывать давление, пока не будет достигнут результат.
Что касается решения вопроса в судебном порядке, то такой путь вполне реален, но он более дорогостоящий. Результат же непредсказуем. Причем в случае окончательного проигрыша дела ситуацию невозможно будет исправить.
12440Читайте нас у Facebook