Світ

Число пострадавших от уральского метеорита составило почти 1200 человек

16:20 16 лютого 2013

На разборе завалов и восстановительных работах после метеоритного дождя в Челябинской области России занято более 9 тысяч человек. Сумма ущерба от падения осколков метеорита в регионе, ранее оцененная в один миллиард рублей (примерно 250 миллионов гривен), может увеличиться, заявил губернатор Михаил Юревич. По его словам, материальный ущерб нанесен примерно ста тысячам домовладельцев.

Заместитель губернатора Челябинской области Игорь Мурог заверил, что производственные объекты работают согласно обычному графику. В настоящее время в области «идут восстановительные работы, остекление и восстановление тепловых контуров в пострадавших зданиях». Агентство РИА Новости сообщает, что аэропорт Челябинска функционирует без перебоев.

По официальным данным, за медицинской помощью после взрыва метеорита обратились около 1200 местных жителей, в том числе 258 детей. Большинство пострадавших порезались стеклами разбившихся окон. 48 человек остаются в больницах.

В пятницу вечером в Челябинск прилетел глава МЧС России Владимир Пучков. Напутствуя министра в Москве, президент Владимир Путин поручил ему «все сделать для того, чтобы объективно оценить ущерб, подумать о том, чем помочь людям, и не просто подумать, а немедленно помочь». Самой актуальной задачей, с учетом зимней погоды, является восстановление выбитых окон в жилых и общественных зданиях.

Взрыв метеорита произошел около 09:20 по местному времени (05:20 по киевскому) 15 февраля, при этом во многих зданиях города от ударной волны лопнули стекла.

По словам очевидцев, в течение 20-30 минут обстановка в Челябинске «напоминала зону военных действий».

Специалисты до сих пор расходятся в оценке этого природного явления. После сообщений о вспышках и «огненных шарах» в ряде городов на Урале и в Западной Сибири в пятницу утром в МЧС России уточнили, что жители наблюдали не метеоритный дождь, а взрыв одного крупного метеорного тела.

«По предварительной оценке, над территорией Уральского Федерального округа произошло разрушение метеорита, который частично сгорел в нижних слоях атмосферы», — говорится в официальном сообщении МЧС России.

Глава регионального отделения Русского географического общества Сергей Захаров считает иначе: «Это был болид — крупное небесное тело, по сути, большой метеор, который взорвался при вхождении в нижние, плотные слои атмосферы, осыпав все находящееся внизу осколками. В некоторых СМИ прошла информация, что у нас был метеоритный дождь. Это не так. Метеоритный дождь практически безопасен, это раздробленные камни, падающие из космоса. По моим наблюдениям, огненный шар летел с юго-востока на северо-запад. Взрывам, которых всего было три, предшествовала яркая вспышка температурой ориентировочно более 2,5 тысячи градусов. Первый взрыв оказался самым сильным. В домах с южной стороны города частично выбиты стекла. Высота взрыва над землей около 60–70 км. Ориентировочная мощность взрыва — до 10 килотонн, половина мощности ядерного заряда, разрушившего Хиросиму. Но, согласно измерениям с другой стороны города, высота может составлять и 30 км. В этом случае мощность взрыва в десять раз меньше. Угол над уровнем горизонта — 40–45 градусов. Ориентировочно эпицентр взрыва приходится к югу от Челябинска (район Еманжелинск — Южноуральск). Траектория полета над Челябинской областью, скорее всего, шла под углом около 290 градусов по линии Еманжелинск — Миасс».

А вот Национальное аэрокосмическое агентство США (НАСА) так оценивает «русский метеорит» (это название уральского явления используется в западных масс-медиа): «Подобные события случаются примерно раз в 100 лет. Это было космическое тело, очевидно, болид весом 10 тысяч тонн. Мощность взрыва в атмосфере составила примерно 500 килотонн. Для сравнения мощность ядерного взрыва в Хиросиме была 20 килотонн. Это был железный болид, который вошел в плотные слои земной атмосферы со скоростью порядка 30 км/сек. После Тунгусского метеорита, упавшего в Сибири в 1908 году — это самый крупный космический объект, попавший в атмосферу Земли».

НАСА также настаивает на том, что болид, взорвавшийся над Уралом, не имеет ничего общего с астероидом 2012 DA14, который 15 февраля пролетел на очень близком расстоянии (28 тысяч километров) от Земли. Это были два разных тела с разными траекториями. Кроме того, астероид 2012 DA14, утверждают американские ученые, состоит из каменных пород. Поэтому взорвавшийся болид не может быть его обломком.

Разрешить этот спор удастся, видимо, в том случае, если в Челябинской области будут найдены обломки болида или метеорита. Пресс-служба губернатора Михаила Юревича сообщила, что один из обломков упал в озеро Чебаркуль. Но найти их там пока не удалось.В МЧС России эту информацию также не подтверждают. «Объекты падения не обнаружены. Для проведения авиаразведки привлечено восемь воздушных судов», — говорится в сообщении ведомства. Поисками занимается и МВД России, где сообщили, что на данный момент в оперативный штаб поступила информация об обнаружении трех мест падения обломков небесного тела. Два обломка были якобы найдены в Чебаркульском районе Челябинской области, еще один — в Златоустовском.

Сбор добровольцев для поисков обломков метеорита в ближайшее время будет объявлен общероссийским научно-исследовательским общественным объединением «Космопоиск», сообщил Интерфаксу руководитель этой организации Вадим Чернобров.

Что касается астероида 2012 DA14, то его «встреча» с Землей прошла спокойно. Максимальное приближение космического тела с нашей планетой (27 тысяч 700 км) было зафиксировано 15 февраля в 21.25 по киевскому времени над восточной частью Индийского океана. Наблюдать астероид можно было в Австралии, Восточной Азии, России примерно до 03.00 16 февраля по киевскому времени, но только с помощью телескопа или мощного бинокля.

2012 DA14 был впервые замечен год назад астрономами обсерватории Ла Сагра в Испании. Ученые разных стран сразу сошлись во мнении, что столкновение с этим телом Земле не грозит, хотя астероид действительно приблизится к нашей планете на очень близкое расстояние. Последний раз нечто подобное произошло около 30 лет назад.