«Охлажденной морской импортной рыбы в наших магазинах не может быть по определению»
На одном из предприятий по переработке рыбы под Киевом сотрудники ветеринарной милиции обнаружили тонны зараженной паразитами копченой рыбы из Норвегии. Как вообще в Украину могла попасть такая рыба? Куда отправляется рыба, не пригодная в пищу?
С этими и множеством других вопросов «ФАКТЫ» обратились к экспертам.
«Анизакидами заражены северные моря. Этот паразит очень опасен для человека»
Более трех тонн просроченной рыбы без маркировки работники отдела ветеринарной милиции киевского областного милицейского главка обнаружили в морозильной камере предприятия по изготовлению пресервов в Бородянке Киевской области во время плановой проверки.
— Сразу бросилось в глаза то, что даже по документам, которые нам предоставили, рыба уже была просрочена, — рассказал «ФАКТАМ» начальник отдела ветеринарной милиции Главного управления МВД Украины в Киевской области Александр Пищанский. — Документы оказались от другого товара, а сама рыба была без какой-либо маркировки. В основном это были пресноводные мороженые лещ и судак, причем в разорванной упаковке. Рыбу изъяли из производства, ее образцы отправили для исследования в лабораторию, эксперты которой пришли к выводу, что она непригодна к употреблению.
По словам Александра Пищанского, всю партию неопознанной рыбы отправили на специальный завод по утилизации непригодного сырья под Сквирой. А если бы не было проверки, из нее сделали бы пресервы. Директора производства, который так и не признался, откуда получена рыба, оштрафовали на 306 гривен. Само предприятие отделалось штрафными санкциями на сумму около тысячи гривен. Правда, производителю пресервов пришлось оплатить утилизацию подозрительной рыбы и он остался без сырья, оцененного в 72 тысячи гривен.
А на одном из предприятий Бориспольского района работники ветмилиции обнаружили более тонны привезенной из Норвегии трески, зараженной паразитами, которые могут прижиться в организме человека или домашнего животного.
— Треска недешевая — по 80 гривен за килограмм, — продолжает Александр Пищанский. — Такая рыба приходит под заказ мелких оптовиков. Она могла попасть и на рынки, и в супермаркеты. В последнее время к нам стали обращаться предприниматели, которые хотят поставлять или продавать безопасную продукцию и, чтобы подстраховаться, проверяют своих норвежских партнеров.
Документация на треску была в полном порядке, но упаковка порвана. Такой продукт изначально считается непригодным к употреблению. По результатам лабораторных исследований, подтвердивших подозрения ветеринаров, что треска заражена, рыбу отправили на утилизацию.
— Сейчас львиная доля неучтенной рыбы сбывается через супермаркеты, — утверждает глава Ассоциации рыболовов Украины Александр Чистяков. — Чтобы в крупном сетевом магазине провести проверку, контролирующим органам необходимо за две недели уведомить администрацию торговой точки о целях и времени проверки. Естественно, что за две недели вся подозрительная продукция из магазина исчезает.
К тому же супермаркеты всего лишь посредники. Поставляет товар какое-нибудь общество с ограниченной ответственностью или частное предприятие. Оно же несет ответственность за предоставление документов на рыбу. Когда доходит до разбирательств, часто выясняется, что такого предприятия уже не существует. Мы провели рейд по шести киевским супермаркетам. Закупили 20 тушек рыбы — охлажденной, замороженной, живой — и отвезли в лабораторию.
— В какую?
— Почему-то ветслужба отказалась принять у нас на экспертизу эти образцы, поэтому мы обратились в лабораторию биологического факультета Национального университета имени Тараса Шевченко. Из 20 тушек рыбы в
Сейчас анизакидами заражены северные моря. Украинского любителя селедочки с картошкой спасает только то, что наши производители... не соблюдают технологию производства. Ведь, согласно технологическим нормам, сельдь готовят только из охлажденной, а не замороженной рыбы. Но поскольку вся наша сельдь производится из рыбы глубокой заморозки, то паразиты погибают.
«Зачастую мы не знаем, когда, кем и где выловлена та или иная рыба»
— Как в Украину вообще попадает зараженная рыба, минуя контролирующие органы?
— Возьмем ту же Норвегию. Перед выловом на разведку отправляется вертолет, который обнаруживает косяк сельди и передает его координаты на рыболовецкий сейнер. Отловленную сельдь отдают на экспертизу. Если обнаруживается, что рыба больна, фирма, которая уже потратилась на топливо, вертолет, должна, по местному законодательству, за свои деньги еще и утилизировать продукт. Но как раз в этот момент появляется некий бизнесмен, который предлагает забрать сельдь на утилизацию... в Украину.
И это касается не только сельди. Зачастую мы не знаем, когда, кем и где выловлена та или иная рыба. Браконьерство существует во всем Мировом океане. Поэтому у нас на прилавках появляется рыба, выловленная пять-восемь лет назад. Та же Норвегия в этом году будет списывать свой государственный рыбный запас, который обновляется каждые три года. Именно за такой срок все полезные для человека вещества, содержащиеся в рыбе, теряют свои свойства. Как вы думаете, куда денется списанная рыба?
Поэтому мы уже не первый год требуем ввести сертификат происхождения рыбы, который будет единственным государственным документом, подтверждающим легальность товара. Ведь, покупая консервы, мы можем прочесть на этикетке, по какому ГОСТу они изготовлены. Норматив строго регламентирует количество черного перца, масла, лаврового листа и прочих ингредиентов. Но откуда привезена сама рыба, на этикетке не указано.
В Норвегии выловленная ставрида тут же на судне разделывается и замораживается, цена тонны такой рыбы составит 1400 долларов. Та же ставрида, но выловленная в Мавритании, где ее разделывали ржавыми ножами прямо на пляже под палящим солнцем, стоит 800 долларов за тонну. Какую рыбу предпочтет закупать производитель консервов, если по закону от него не требуется использовать качественное сырье? В магазинах охлажденной морской импортной рыбы не может быть по определению. Она доставляется в Украину за восемь-десять тысяч километров. Российскую нерку, горбушу, кету морозят прямо на судне.
— А как обстоят дела с отечественной рыбой?
— В 1991 году УССР входила в пятерку рыбодобывающих стран мира. На территории Украины насчитывалось 230 судов океанического промысла, из которых 119 были судами-заводами, где рыбу ловили и сразу же готовили консервы. За год добывали миллион сто тысяч тонн рыбы. Естественно, украинский рынок при таких уровнях вылова мог быть полностью обеспечен отечественной рыбой. Сейчас 85 процентов нашей рыбной потребительской корзины составляет рыба, ввезенная из-за границы, и 70 процентов этого импорта — норвежская.
В Украине же добывается в основном речная рыба, но ее стало катастрофически мало. Два года назад в новую украинскую редакцию Красной книги внесли 73 вида рыбы, в том числе золотого карася. Из-за дамб наши реки превратились в лиманно-озерное пространство, не способное к самоочищению. При этом свои стоки в воду сбрасывают мегаполисы, металлургические и химические предприятия. В итоге очень много рыбы мутирует, болеет.
*Речную рыбу, выловленную на рыбалке, необходимо варить не менее 20 минут с момента закипания воды, а жарить
Контролирующих органов много, а если спросить, почему рыбы в стране все меньше, никто не ответит. Энергетики водоемы рассматривают «как технический тазик для получения электроэнергии». Водхоз озабочен только тем, чтобы в норме был уровень воды, экологическая инспекция отслеживает, чтобы в реку не попадали мусор и стоки, рыбхоз ведает живыми существами, обитающими в реках. Уже два с половиной месяца в Верховной Раде невозможно зарегистрировать законопроект, ужесточающий наказание за браконьерство, загрязнение водоемов промышленными стоками, за незаконную торговлю рыбой, за массовое убийство рыбы электроудочкой и взрывчаткой. Причем уровень штрафов предусмотрено повысить до такой степени, что браконьеру, пойманному с сетью, пришлось бы продать дом, чтобы расплатиться. Если этот законопроект примут, невозможно будет продать контрабандную или выловленную браконьерами рыбу.
«Некачественную продукцию должен за свои средства утилизировать сам производитель»
В Государственной ветеринарной и фитосанитарной службе Украины «ФАКТАМ» сообщили, что каждая партия рыбы и морепродуктов подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе в государственных лабораториях ветмедицины. Такие лаборатории аккредитованы в Национальном агентстве по аккредитации согласно требованиям международного стандарта ISO/IEC 17025:2006 и есть в каждой области. В Одессе лаборатория проводит исследования рыбы, доставленной в порт. Образцы импортной рыбы исследуют в лабораториях при пунктах назначения.
— Качество рыбы, поступающей в реализацию, подтверждается декларацией производителя, — рассказала «ФАКТАМ» начальник управления ветеринарно-санитарной экспертизы и безопасности пищевых продуктов Госветфитослужбы Украины Ольга Семенчук. — В соответствии с Законом Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» производитель должен иметь документальное подтверждение действительности его декларации. Это протоколы измерений и исследований, проведенных аккредитованной лабораторией, документы о внедрении на производстве систем HACCP, эксплуатационные разрешения и документы о результатах государственного контроля и надзора, который осуществляют санитарная или ветеринарная службы. Так, в 2012 году на рынках лабораториями ветеринарно-санитарной экспертизы была проведена 921 тысяча экспертиз, в результате которых не были допущены к реализации 47 тонн опасной и недоброкачественной продукции.
— В том числе и зараженная паразитами рыба?
— Рыба, которая может содержать остатки неживых паразитов, обязательно должна подвергаться замораживанию, засолке, вялению, термической и другой технологической обработке, после чего считается доброкачественной. Количество неживых гельминтов в рыбе, которая допускается к реализации после промышленной переработки, не должно превышать пять экземпляров на один килограмм съедобных частей рыбы (мясо, икра, молоки).
— Сколько рыбы ввозится в нашу страну из-за рубежа?
— С начала 2013 года в Украину было ввезено более 97 тысяч тонн живой и мороженой рыбы.
— Ранее сообщалось, что Госветфитослужба Украины зафиксировала 12 случаев несоответствия показателям безопасности и качества рыбы, поступающей из Вьетнама. В связи с этим планировались провести дополнительные проверки предприятий во Вьетнаме. Этот вопрос как-то разрешился? Куда делась рыба, которую отбраковали ветинспекторы?
— По украинскому законодательству опасную или некачественную продукцию, в том числе и рыбу, должен за свои средства утилизировать сам производитель. Если это невозможно, то такая продукция уничтожается за счет Украины.
Сейчас во Вьетнам выехала рабочая группа, в состав которой вошли украинские ветинспекторы для проведения дополнительных проверок предприятий, откуда поступала рыба, не соответствовавшая украинским требованиям. Вопрос возобновления сотрудничества будет рассмотрен по результатам проверок.
Советы потребителю
- Рыба может быть изначально безопасной, но просроченной или тухлой. У свежей рыбы глаза прозрачные, выпуклые, жабры розово-красные. Хотя иногда жабры подкрашивают. Поэтому выбирайте тушку естественного цвета.
- Если в упаковке мороженой рыбы есть обломки льда и разломанные кусочки тушек, значит она «пережила» несколько заморозок или неправильно транспортировалась.
- На рынке у продавца надо спрашивать экспертный вывод лаборатории этого рынка. В выводе должны быть указаны, что это за продукт, условия его хранения и, конечно, дата продажи. Для мороженой и живой рыбы предусмотрены разные сроки хранения и реализации.
- В супермаркетах введена должность врача, который обязан не только проверять документацию на поступающую продукцию, но и отслеживать целостность упаковки. Следовательно, и претензии к качеству рыбы следует предъявлять торговой сети, продавшей некачественный товар.
-
Речную рыбу, выловленную на рыбалке, необходимо варить не менее 20 минут с момента закипания воды, а жарить
15-20 минут. Некоторые паразиты погибают во время глубокой заморозки при температуре минус 18 градусов в течение 36 часов.
Читайте нас у Facebook