«Киевэнерго»: «Мы можем работать с жильцами только в тех домах, где есть домовые счетчики тепловой энергии»
Год назад жители нескольких многоэтажных домов микрорайона Мышеловка в Голосеево перешли на прямые договора по отоплению и горячему водоснабжению с «Киевэнерго». Что из этого получилось, как проект прижился и как будет распространен в Киеве дальше, «ФАКТАМ» рассказал Вадим Мучников, заместитель структурного подразделения «Киевские тепловые сети» публичного акционерного общества «Киевэнерго».
«Тарифы на отопление и горячую воду точно такие, как и принятые по всему городу»
— «Киевэнерго» работает с горожанами по прямым договорам при расчетах за электричество уже много лет. Но услуги по отоплению и горячей воде жителям столицы оказывает жилищная организация. Поэтому нам требовался опыт предоставления именно этих услуг напрямую — без жэка. Чтобы понять, как жители столицы воспримут такое новшество, и был реализован пилотный проект в Голосеево. По итогам проекта у «Киевэнерго» появились почти 300 новых клиентов, мы их обслуживаем и стремимся, чтобы люди были довольны нашей работой.
— Получается, что в этих домах жэк абсолютно непричастен к отоплению и горячей воде? Все вопросы к «Киевэнерго»?
— Часть зданий обслуживает коммунальный жэк, а часть — ОСМД. Они по-прежнему ответственны за внутридомовые сети отопления и горячей воды. Расходы на ремонт этих сетей заложены в квартплате, которую собирают с жильцов. Просто теперь у нас есть юридические договоренности, гарантирующие, что жилищная организация будет чинить сети в доме и готовить их к отопительному сезону. А за конечные услуги отвечаем перед жильцами в итоге мы.
— Как сейчас рассчитываются за отопление и горячее водоснабжение те, кто перешел на прямые договора с «Киевэнерго»? Какие тарифы для них действуют?
— Люди платят по показаниям домовых счетчиков тепла и горячей воды, по факту потребления. За отопление — только в отопительный сезон. Ежемесячный расход тепловой энергии в доме может варьироваться в зависимости от того, насколько теплым или холодным был прошедший месяц.
Наши специалисты вместе с представителем жилищной организации снимают показания счетчиков, потом подсчитывается разница с показаниями за предыдущий период и распределяется на каждую квартиру: по теплу — с учетом жилплощади, по горячей воде — с учетом количества прописанных в квартире лиц или квартирного счетчика горячей воды.
Тарифы на отопление и горячую воду точно такие, как и принятые по всему городу. Их устанавливает Киевская горгосадминистрация, мы не вправе их менять. Единственная разница при расчетах в том, что квитанцию на оплату люди получают от «Киевэнерго», а не от жэка.
— А что самое сложное было в пилотном проекте?
— Много времени заняли подготовка нормативной базы, получение разрешений и лицензий на новый вид деятельности. Совместно с жилищными организациями компания провела большую работу по обследованию внутридомовых сетей и незаконных перепланировок квартир с теплыми полами и батареями на балконах. А еще мы столкнулись с категорическим нежеланием владельцев отдельных квартир заключать какие-либо договора. Таких хозяев единицы, некоторые даже исправно платят по счетам, однако юридически узаконить получение услуги не хотят.
Мы теперь расширяем проект. В апреле-мае начнем заключать прямые договора по отоплению и горячей воде с жильцами домов на Троещине и на Подоле. Всего охватим более 50 зданий. Одновременно компания развивает инфраструктуру для работы с клиентами в этом направлении. Нельзя же заключать договора без программного обеспечения, договоров с банками, принимающими платежи, без обслуживающего персонала. Ведь мы будем отвечать не только за услугу, а и за сервис.
«Для компании и каждый отдельный человек, и жэк являются равноценными клиентами, нам важны оба»
— Какие документы нужны, чтобы заключить с «Киевэнерго» прямой договор?
— Набор документов стандартный, как и для заключения аналогичных договоров по коммунальным услугам: копии паспорта, идентификационного кода и документа, подтверждающего право собственности на помещение. Если в квартире проживают льготники, надо подтвердить льготу документами. И еще обязательно нужно поставить квартирный счетчик горячей воды на учет.
— Если, например, житель любого дома сам лично хочет перейти на расчеты по отоплению и горячей воде напрямую с «Киевнэнерго», это реально сделать?
— К сожалению, нет, потому что целостный потребитель тепловой энергии — все-таки дом, а не отдельная квартира. И в процессе поставки жильцу услуг отопления и горячего водоснабжения, как я уже упоминал, в любом случае участвует жэк со своими сантехниками и слесарями.
Поэтому мы можем работать с жильцами только в тех домах, где есть домовые счетчики тепловой энергии и где жилищная организация гарантирует своевременную подготовку внутридомовых сетей к отопительному сезону. И, конечно, вместе с жэком мы должны провести сверки по задолженности перед переходом на прямые договора.
На Троещине и Подоле переход будет осуществляться не отдельными домами, а целыми группами, которых обслуживают центральные тепловые пункты, расположенные на улице Каштановой, 13а, проспекте Маяковского, 59а, улице Бальзака, 48а, улицах Почайнинской, 64 и Константиновской, 61.
— Кто больше всего заинтересован в переходе на прямые договора: жители, жилищная организация, будь то жэк или ОСМД, или «Киевэнерго»?
— Заинтересованность сторон в каждом индивидуальном случае разная. Для киевлян это прямой контакт с поставщиком. Чуть что случится с отоплением или горячей водой — сразу звоните на
Жилищные организации, которые по разным причинам накопили долги за тепловую энергию, надеются избавиться от судебных тяжб и переложить работу с жильцами-неплательщиками на исполнителя услуг. Для нас же принципиальной разницы нет: для компании и каждый отдельный человек, и жэк являются равноценными клиентами, нам важны оба. Если уж рассуждать моральными категориями, то, наверное, при прямых договорах ответственность за услугу мы несем уже не перед абстрактным жэком, а перед людьми.
5085Читайте нас у Facebook