Украина Нелишне знать

Новые ПДД: в каких случаях водитель имеет законные основания «не заметить» дорожный знак?

7:15 11 апреля 2013 11542
дорожные знаки
Тарас ТКАЧУК, «ФАКТЫ»

Со следующей недели в Украине начнут действовать новые Правила дорожного движения (ПДД). Изменений не так и много, тем не менее Госавтоинспекция намерена до 15 мая проводить среди автомобилистов разъяснительную работу и рассказывать о сути новшеств.

Главное, о чем не стоит забывать водителю, с 1 октября по 1 мая вне населенных пунктов все автомобили теперь обязаны ездить либо с включенными дневными ходовыми огнями (полоска из 5-8 светодиодов), либо с ближним светом фар. В качестве альтернативы нельзя использовать габаритные огни или противотуманные фары! По словам начальника центра безопасности дорожного движения автоматизированных систем при Министерстве внутренних дел Сергея Будника, нарушителей этого пункта правил собираются наказывать согласно части 1 статьи 121 Кодекса об административных правонарушениях (управление транспортным средством, имеющим технические неисправности), предусматривающей штраф в размере 340-425 гривен. Однако составлять протоколы инспекторы, вероятнее всего, начнут только осенью. Пока ограничатся устным предупреждением.

— В первый период действия изменений в Правилах дорожного движения мы будем проводить разъяснительную профилактическую работу для того, чтобы наши водители могли привыкнуть, — подчеркнул Сергей Будник.

Внимательнее нужно будет относиться к включению фар и при поездках по городу. В новых ПДД несколько иначе трактуется понятие «Темное время суток». Ранее было предусмотрено, что это период от конца вечерних сумерек (30 минут после заката) и до начала утренних сумерек (30 минут до восхода). Теперь же оштрафовать за езду без ближнего света могут сразу же с момента захода солнца (от 425 до 510 гривен). Причем оспорить решение инспектора будет весьма сложно, так как существуют таблицы с указанием точного времени заката и рассвета для каждой даты.

Еще один важный момент — появление знака «Начало плотной застройки» (черный силуэт города на белом фоне). Использоваться он будет в населенных пунктах, название которых пишется на табличках с синим фоном (скорость до 80 километров в час). Знак означает начало «городского» режима ограничения скорости, то есть не более 60 километров в час. По мнению экспертов, теоретически «плотная застройка» может заметно упростить жизнь водителям. Путешествуя по Украине, нередко сталкиваешься с ситуацией, когда от таблички с названием поселка до появления первых признаков жилья приходится проехать еще пару километров. Но если название написано на белом фоне (скорость до 60 километров в час), ты вынужден все это расстояние плестись с «городской» скоростью, чтобы не стать очередной жертвой притаившихся за поворотом гаишников. Теперь название поселка можно написать на синем фоне, а непосредственно перед домами поставить знак «Начало плотной застройки» — и безопасность местных жителей не пострадает, и водители не будут тратить время попусту. Однако есть большие сомнения, что знак станут использовать именно так, а не в качестве еще одной возможности подловить зазевавшегося автомобилиста, не знающего трассу досконально.

Впрочем, новые правила дают водителю шанс выйти сухим из воды, даже если он и не заметил того или иного знака. Все благодаря тому, что Украина наконец имплементировала требования международной Конвенции о дорожных знаках и сигналах. Отныне в Правилах дорожного движения указывается, что дорожные знаки не должны быть закрыты полностью или частично от участников движения какими-либо препятствиями. Знаки должны быть видны на расстоянии не менее 100 метров по направлению движения, причем как в светлое, так и в темное время суток. Но главное даже не в этом.

— Согласно новой редакции Правил дорожного движения, — говорит автор книги «Сто аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев, — если дорога имеет более чем одну полосу для движения в одном направлении, установленный сбоку от дороги соответствующего направления дорожный знак дублируется на разделительной полосе, над проезжей частью или на противоположной стороне дороги (в случае если для движения во встречном направлении имеется не более чем две полосы).

Таким образом, на любой неоднополосной дороге знаки должны дублироваться! Причем на широких автострадах второй знак разрешается либо вешать сверху на растяжке, либо ставить на разделительной полосе. По оценкам экспертов, едва ли не большая часть знаков на украинских трассах не отвечает требованиям новых ПДД. Но значит ли это, что мы теперь имеем законное право их игнорировать? По словам адвоката Вадима Володарского, с введением новых правил водителям, бесспорно, будет проще отстоять свою невиновность в ситуациях, когда они действительно не видели знака. К примеру, когда вы двигались в левом ряду, а в правом ехала фура или автобус, которые загородили обзор и помешали вам разглядеть знак ограничения скорости. Тогда в своих пояснениях инспектору (скажем, поймавшему вас за превышение скорости) вы можете смело заявить, что по объективным причинам не видели знака ограничения скорости, что вполне естественно. Ведь он установлен с нарушением ПДД, согласно которым на двухполосной дороге знаки обязаны дублироваться, а этого почему-то не сделано. В таком случае с вами не поспоришь, и, вероятнее всего, наказывать вас инспектор не решится.

Иное дело, если вы видели знак (в чем затем чистосердечно признались), но сознательно проигнорировали его, так как он не вполне отвечал требованиям правил. В этом случае ваш поступок становится весьма двусмысленным, ведь вы понимали, что нарушаете.

— Ситуация достаточно спорная, — говорит Вадим Володарский. — Единой практики при рассмотрении таких дел, думаю, не будет еще очень долго. Так что оштрафовать вас могут.

О том, как будут вести себя в таких случаях инспекторы, мы попытались спросить также Департамент ГАИ. Однако ответа пока не получили.

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

Читайте также
Новости партнеров