ПОИСК
Клуб споживачів

Разница в цене в 1-1,5 гривни толкает водителей на небезопасные эксперименты с «альтернативным топливом»

8:30 16 травня 2013
Інф. «ФАКТІВ»

Прошлым летом Верховная Рада приняла закон, согласно которому с 2014 года весь продаваемый в Украине бензин должен содержать не менее 5 процентов биоэтанола (спирта), а с 2016 года — не менее 7 процентов. Правду сказать, идея не нова, топливо с биоэтанолом набирает популярность во всем мире. За рубежом его ценят в основном за экологичность, ведь токсичность выхлопа от бензина с добавлением даже небольшого количества спирта заметно ниже, чем от обычного. В Украине, как известно, экология мало кого беспокоит. Закон якобы призван загрузить работой отечественные спиртзаводы, многие из которых давно простаивают. До конца 2013 года «пятипроцентная норма» носит рекомендательный характер, однако, по словам экспертов, автозаправочные сети не спешат разводить свой бензин спиртом. Как выяснилось, добавлять биоэтанол в топливо в небольших количествах нефтетрейдерам не выгодно.

«Через пару недель поездок на спирту двигатель стал работать лучше»

— Вы заплатили за бензин, за биоэтанол, за специальные присадки — в итоге на нефтебазе по достаточно непростой технологии получили новый нефтепродукт, — рассказывает эксперт нефтерынка Сергей Куюн. — Тут приходит налоговая и говорит: вы занимаетесь производством подакцизного товара — платите акциз. В итоге добавление биоэтанола приводит к определенному удорожанию бензина.

Совсем иное дело, когда речь заходит о бензине с добавлением не менее 30 процентов спирта. Эта смесь у нас в стране официально считается «альтернативным моторным топливом» и облагается в несколько раз меньшим акцизом, чем обычный бензин. А меньше налогов — ниже конечная цена. Еще с прошлого года несколько украинских автозаправочных сетей начали активно предлагать автомобилистам этот так называемый смесевой бензин, который продается под видом экологичного европейского 95-го топлива. В среднем стоимость его литра на 1–1,5 гривни меньше, чем обычного 95-го.

Реакция представителей автокомпаний по поводу появления на АЗС биотоплива была однозначной. Японцы вообще заявили, что их машины признают только стандартный бензин. Европейцы — немцы, французы — ответили, что до 5 процентов биоэтанола — это максимум. Хотя теоретически автомобили рассчитаны на потребление до 10 процентов спирта. Но это лишь в том случае, если такой бензин произведен по стандартам Евросоюза с соблюдением всех технологий. Если же вы хотите заправляться топливом с 30—40-процентным содержанием спирта, никаких гарантий автопроизводители не дают. Они не исключают, что в этом случае может «наблюдаться засорение системы питания, нарушение работы топливного насоса и другие проблемы, что в комплексе приводит к снижению эффективности работы двигателя вплоть до выхода его из строя».

РЕКЛАМА

Впрочем, многих автомобилистов эти заявления особенно не напугали. Официальный сервис запрещает устанавливать на машины и газобаллонное оборудование, снимая за это с гарантии. Но люди все равно его ставят. Безусловно, есть моторы, которые в силу своих конструктивных особенностей плохо переносят пропан, но очень многие автомобили проезжают на газу сотни тысяч километров без каких-либо последствий.

Мнения автомобилистов по поводу бензина со спиртом разделились. Залив биоэтанол, одни почти сразу же столкнулись с проблемами (на приборной панели начал загораться индикатор, свидетельствующий о неполадках в двигателе, машина стала плохо заводиться и так далее). Другие заявили, что ничего подозрительного в поведении машины не заметили. Даже наоборот, автомобиль вроде бы стал более приемистым. В прошлом году мы не стали спешить с выводами, однако через пару месяцев не выдержали, начали для эксперимента заправлять биоэтанолом и свою «Шкоду Октавия».

РЕКЛАМА

Сказать, что мы сразу ощутили какие-то изменения, нельзя. Только при разогреве машины (зимой, когда приходилось сметать с нее снег) выхлоп стал менее удушливым. Стоит упомянуть, что за пару месяцев до этого машина начала страдать нестабильной работой на холостых оборотах — на станции нас уверили, что причина, вероятно, в забившихся форсунках. И посоветовали приехать, когда проблема станет более явной. Каково же было наше удивление, когда через пару недель «жизни на спирту» двигатель нашего авто полностью... излечился от хвори.

Администратор заправки, на которой мы заливали биоэтанол, лишь ухмыльнулся: мол, я же говорил, на таком топливе сейчас вся Европа ездит! В буклетиках, раздаваемых водителям на АЗС, расхваливают и другие «целебные» свойства биотоплива — октановое число у него выше, чем у А-95. За счет этого мотор работает более стабильно. Так как спирт горит медленнее, выделяя меньше тепла, мотор в жару в пробках не перегревается, его ресурс увеличивается. На свечах нет нагара, дольше служит масло.

РЕКЛАМА

— Посмотрите, у нас «Мерседесы» и «БМВ» заправляются, они что попало лить не будут, — добавил администратор, чтобы уже окончательно развеять наши сомнения.

Радовались мы не долго. Во-первых, у машины немного, но вырос расход топлива, во-вторых, на приборной панели загорелся индикатор Check Engine (проверьте мотор). К счастью, диагностика проблем не обнаружила. Однако эксперимент мы решили прекратить. Выяснилось, что повышенный расход отметили не только мы. У знакомых, которые ездят на паркетнике «Хюндай Таксон», потребление «биобензина» в городе подскочило на два литра на 100 километров. Также периодически загорается «чек». Кроме того, мотор почему-то стал требовать долива масла каждые 5-6 тысяч километров.

«Биоэтанол очень даже подходит вместо моющих присадок, но в остальном риск не оправдан»

Чтобы развеять сомнения по поводу расхода топлива, коллеги из интернет-издания Autovisio провели тест: проехали один из тот же путь длиной 200 километров на обычном 95-м бензине и бензине с биоэтанолом. На трассе разница составила около литра на сто километров, в городе — чуть выше. После всех подсчетов выяснилось, что в среднем на спирту машина потребляет примерно на 12 процентов больше топлива. Разумеется, у разных автомобилей эта цифра может отличаться. Но в целом ясно одно — увеличение расхода практически сводит на нет более низкую цену «биотоплива».

А как же «целебные» свойства? Оказалось, другие водители их тоже ощутили. Только нередко с негативной стороны — в старых автомобилях спирт, смывая отложения, забивал топливные фильтры, форсунки. По словам экспертов, причина в том, что спирт более агрессивен в сравнении с бензином. И если уж вы решились на заправку «биобензином», рекомендуется поменять топливный фильтр, поначалу смешивая биотопливо с обычным бензином в пропорции пятьдесят на пятьдесят. А еще спирт поглощает влагу и, если в бензобаке остается конденсат, может привести к расслоению топлива — в итоге мотор не хочет заводиться, «чихает». Но если даже поначалу биоэтанол не вызвал проблем, они могут возникнуть в дальнейшем. Со временем спирт разъедает топливную систему, уплотнения, клапаны. Именно поэтому за рубежом для заправки топливом с биоэтанолом требуется адаптация машины (контактирующие со спиртом детали топливной системы делают из особых материалов), а в само топливо добавляют ряд присадок. По-иному настраивают и систему зажигания, ведь у традиционного и альтернативного топлива разная температура и время горения — как следствие, внутри двигателя, настроенного на работу на бензине, появляется нагар.

— Вместо моющих топливную систему присадок биоэтанол очень даже подходит, — поясняют эксперты, — но использовать его длительно не желательно.

Но почему же водители многих «Мерседесов» и БМВ охотно заправляют машины биотопливом? Сергей Куюн находит этому объяснение.

— В Киеве много казенного транспорта, — говорит эксперт, — водителю дали деньги на сто литров 95-го бензина, а он сэкономил, заправился на гривню дешевле, и эту гривню положил себе в карман. Поэтому на автозаправочных станциях с сомнительной репутацией мы часто видим дорогие автомобили представительского класса. Этот транспорт заправляют не хозяева, которые бы о своем автомобиле заботились. Вообще топливо, содержащее спирт, довольно неизученная сфера. Никто не проводил официальных исследований, как меняется расход при использовании такого бензина. Продавцы утверждают, что потребление растет на 15–20 процентов. Производители отвечают, мол, это полная ерунда, «мы сами на нем ездим, и все нормально». Все сводится к разговору «поверьте нам на слово, что так оно и есть». Но если мы хотим говорить профессионально, нужны специальные испытания, которые бы показали, что к чему. Лично я слышал об этом бензине очень разные отзывы. Рассказывают, заправили автомобиль первый, второй, третий раз — все нормально, а на четвертый топливо расслоилось и машину пришлось тащить эвакуатором на СТО. Ситуацию усугубляет и то, что должного контроля со стороны государства над качеством топлива нет. А спирт — очень капризная субстанция, которая зачастую ведет себя непредсказуемо. Что там сейчас выпускают — полностью на совести производителя.

4689

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів