Юлия Паратова: «Штанга пережала мне сонную артерию, и я едва не потеряла сознание прямо на помосте»
Глядя на эту хрупкую (57 килограммов), небольшого роста (1 метр 56 сантиметров) девушку, даже не верится, что она легко поднимает над головой штангу, вдвое превышающую вес самой спортсменки. Тем не менее именно
На международной арене Юлия Паратова не новичок. Подопечная главного тренера национальной женской сборной Юрия Кучинова еще в
— Понимала, что после Олимпиады-2012 от меня ожидают победы, — призналась «ФАКТАМ» Юлия Паратова (на фото). — На чемпионате Европы в Тиране пришлось побороться. Подняв
— Из-за чего?
— Скажем так: неправильно подставилась под штангу, которая сорвалась и в результате надавила мне на сонную артерию. Уже теряя сознание, я успела столкнуть снаряд с груди. Такие инциденты случаются нередко. Главное, мне это не помешало завоевать первенство. Хотя, признаюсь, ревела я здорово. Но не от физической боли — от досады. Ведь могла бы завоевать еще одно «золото». Если честно, сразу не могла осознать, почему моя «малышка» (ласково называет штангу спортсменка. — Авт.) так обошлась со мной...
Вместе с тем искренне признательна всем — тренерам, родным, болельщикам. Хотя будет несправедливым умолчать и о помощи высших сил. Мы с семьей все вместе ходим в храм. Во время чемпионата мама с бабушкой молились за меня, а батюшка накануне благословил.
За несколько дней до поездки в Албанию я простудилась. Поднялась высокая температура, заболело горло. Но я просто взяла и выбросила градусник в урну. Думаю, что в финале выступала с температурой.
В тяжелую атлетику Паратова попала случайно. В селе Новая Долина Овидиопольского района (Одесская область), откуда чемпионка родом, есть детская юношеская спортивная школа по тяжелой атлетике. С нее-то все и началось. Однажды одноклассники привели Юлю на тренировку. Ей тогда 15 лет было. Пошла она туда ради любопытства. Попробовала поднять штангу — получилось. Сразу 35 килограммов! Даже некоторым парням, занимавшимся там уже не один год, не удавалось осилить этот вес.
«Не женское это дело — тяжести поднимать, — говорили будущей чемпионке друзья и родственники. — Надорвешь организм, не сумеешь родить». Пришлось Паратовой бегать на тренировки тайком.
— К спорту меня тянуло с детства, а вот «тяжести» решила поднимать в подростковом возрасте, — вспоминает Юлия. — Во-первых, занятия по тяжелой атлетике посещали мои друзья. Во-вторых, хотелось доказать мальчишкам, что и мы, слабый пол, не хуже. До десятого класса в спортивные секции не ходила, хотя нередко отстаивала честь школы на различных соревнованиях. Навсегда запомнила один из таких рекордов — его никто не превзошел по сегодняшний день: 37 подтягиваний на турнике! Именно после этого я поверила в свои возможности и, если хотите, в свои мышцы.
Говорила своим, что иду в гости к подружке, а сама надевала форму, кроссовки и прямиком в спортзал. Но, как известно, все тайное рано или поздно становится явным. Родные узнали о моем увлечении. Мама выдвинула жесткое условие: атлетика — при условии отличной учебы. Но я не сдалась: подтянула основные школьные предметы, получила соответствующие оценки. Так что штангу не пришлось бросать. Сегодня мама — моя главная опора и поддержка. Да и все мои родные помогают. Их плечо ощущаю даже вдали — на всех зарубежных турнирах...
Правда, есть одно препятствие. Причем куда более серьезное, чем когда-то мои родственники. Это аппетит и диета. Одним словом, ограничения. Есть-то можно почти все, но преобладать должна белковая пища. Причем для каждого спортсмена существует свой рацион питания. Именно от этого во многом зависит, сколько у него будет сил.
— Вам ведь приходится переходить из одной весовой категории в другую. Как с этим справляетесь?
— За один месяц я сбросила 12 килограммов! Изначально выступала в категории до 58 кг, но тренерский штаб решил перевести меня в более тяжелую весовую категорию, и я прибавила еще восемь килограммов. А тут Олимпиада в Лондоне, и мне заявляют: если хочешь туда попасть, нужно вписаться в категорию до 53 килограммов. Короче говоря, села я на драконовскую диету: не то что углеводов, хлеба — даже воды простой нельзя было пить больше определенной нормы! Изнуряющая жара, а ты сидишь как дура и приговариваешь: «Нужно потерпеть, нужно похудеть». В день съедала кусочек вареного мяса и немного изюма с миндалем. Получилось, что я больше боролась не со штангой, а с самой собой. Не исключено, что именно потому на Олимпиаде и не сумела показать более высокий результат.
Сейчас все устаканилось, и талия в норме — меньше 60 сантиметров. Так что, думаю, упущенное наверстаем через три года в Рио-де-Жанейро!
— Занятия штангой личной жизни не мешают?
— Я накачанная, но не уродливая. Если даже месяц не похожу в зал, все равно не скажешь, что занимаюсь тяжелой атлетикой. Как-то полгода не подходила к штанге — была серьезно травмирована — и тем не менее весила 44 килограмма. А во время сдачи экзаменационной сессии в юридической академии преподаватели вообще думали, что я балерина (улыбается). Люблю красивые платья, высокие каблуки. А вот рыцаря сердца у меня пока нет. Конечно, хочу любить и чтобы меня любили. А еще иногда хочется быть обычной беззащитной девушкой.
— Чем займетесь после окончания спортивной карьеры?
— Как правило, женщины занимаются тяжелой атлетикой до 30 лет. Потом переходят на тренерскую работу. Вообще-то я дипломированный юрист. Сейчас заочно учусь в Киевском национальном университете физкультуры и спорта. Так что никакая безработица мне не страшна.
2548Читайте нас у Facebook