Герой «ФАКТОВ», родившийся без кистей обеих рук, воплотил свою мечту и стал успешным... художником
В 2007 году мы рассказывали о тогдашнем студенте Крымского художественного училища Мустафе Муртазаеве. Парень родился без кистей обеих рук и без одной ступни, однако очень хотел стать профессиональным художником. Преподавателей поражала настойчивость Мустафы: он привязывал кисть или карандаш резинкой к культе и терпеливо учился прорабатывать мелкие детали в рисунке.
Общежития для студентов в училище нет. Снимать жилье в Симферополе парень из бедной семьи не мог, поэтому ездил на учебу из дому. Если бушевала гроза или случался снегопад, транспорт в село не шел. И тогда приходилось преодолевать пешком более 25 километров. Это при том, что протез на ноге весил шесть килограммов и натирал кожу до крови. Но ради своей мечты Мустафа готов был терпеть любую боль.
«Вы думаете, у меня нет пальцев? Они внутри, спрятаны под кожей»
С момента нашей публикации в жизни Мустафы Муртазаева многое изменилось. Сейчас он живет в Киеве, учится на последнем курсе Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Пишет оригинальные полотна, которые пользуются успехом у ценителей живописи. Его картины хранятся в частных собраниях коллекционеров из Англии, Германии, Канады, Кубы, России и Украины... Я договорилась с Мустафой о встрече в мастерской академии. Застала его там переставляющим подрамники. И, поддавшись порыву жалости, предложила свою помощь.
— Как можно! Вы же девушка! — Мустафа делает страшные глаза. — Я справлюсь сам. Вы думаете, у меня нет пальцев? Они внутри, будто спрятаны под кожей. Кончиком культи я чувствую кнопки на мобильном телефоне, замки на одежде, кисть для рисования... А это мои картины. Нравится?
*Чтобы заниматься любимым делом — рисованием, Мустафа нашел выход: он прикрепляет кисти резинкой к культям рук
Мустафа пишет в пастозной манере — наложенные густым слоем мазки придают предметам особенную форму и объем. На полотнах царит буйство красок и позитивное настроение. Цвета яркие, сочные, видно, что художник по-настоящему влюблен в жизнь. Однако мое внимание привлек портрет женщины с печальными глазами.
— Это мама, она умерла несколько лет назад, — с грустью говорит Мустафа. — Благодаря ей я научился держать предметы в руках. Мама рассказывала, что я появился на свет на три месяца раньше срока. С увечьями, очень слабый, не мог сам принимать пищу. Врачи предложили родителям сделать мне смертельную инъекцию. Папа разозлился: «Если мой сын и умрет, то не от укола» — и забрал нас с мамой домой. Бабушка прочитала надо мной молитву и стала кормить из пипетки. Неожиданно для всех я вдруг начал есть и быстро набрал вес.
*«Портрет матери всегда будет со мной, — говорит художник. — Он не продается»
В детстве долго учился держать ложку, зажав ее двумя руками. Ложка все время падала, я сердился. Мама уговаривала: «Нельзя так просто сдаваться. Пробуй еще». В конце концов «победил» ложку, а потом научился пользоваться ножом и вилкой. Однажды, когда мне было лет пять, по телевизору шла программа «В мире животных». Там рассказывали о гепардах. Прежде я никогда не видел таких красивых зверей. Схватил шариковую ручку и тут же изобразил экзотического хищника. Случайно увидев рисунок, отец спросил, чей он. «Мой», — говорю. Отец поверил лишь после того, как я при нем нарисовал нового гепарда.
Помню, директор средней школы не хотел принимать меня в первый класс: «Как он будет писать? Нет, ведите своего ребенка в спецшколу». Отец подмигнул мне: «А ну, сынок, нарисуй что-нибудь». Я быстро сделал набросок волка. От удивления у директора аж очки приподнялись, и он записал меня в первый класс. В школе было нелегко: меня постоянно дразнили. Я питал симпатию к девочке из параллельного класса. Однажды набрался смелости и подошел к ней. Но девочка закричала: «Не приближайся!» и оттолкнула меня. В ее глазах были ужас и отвращение...
В тот день я пришел домой в слезах. Отец сказал: «Сынок, надо укреплять дух» и стал приучать меня к спорту. Я занимался каратэ, боксом, мог отжаться от пола тысячу раз. Спорт мне здорово помог. Когда одноклассники в очередной раз назвали меня «обрубком», я не выдержал и побил троих сразу. После этого случая отец запретил мне ходить на каратэ, зато в школе меня зауважали.
«Картошку я чищу даже быстрее, чем другие ребята»
— Все свободное время я что-то рисовал, — продолжает Мустафа. — Однако поступать в художественную школу боялся. Думал, калеку не примут. Мне исполнилось уже 25 лет, когда отец уговорил подать документы. Преподаватели вначале испугались: как можно учить человека рисовать, если он, считай, без рук? Однако отец сумел переубедить педагогов. Я был старше других учеников на десять лет и стыдился этого. Теперь жалею, что не отважился поступить раньше.
Окончив школу, Мустафа подал документы в Крымское художественное училище имени Самокиша. Публикация в «ФАКТАХ» заставила местные власти обратить внимание на талантливого художника. Парню подарили машину «Таврия». По закону, ему как инвалиду бесплатно положен автомобиль от государства, но он много лет простоял в очереди под номером 500, а очередь даже не двигалась. Народный депутат Рефат Чубаров похлопотал, чтобы в Харьковском институте ортопедии и травматологии для Мустафы изготовили новый протез. В отличие от прежнего, разработанный немецкими специалистами протез весит всего 800 граммов. Теперь Мустафа может и бегать, и прыгать.
После училища парень стал студентом Крымского филиала Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. В прошлом году он приехал в столицу поступать на пятый курс, чтобы получить диплом специалиста.
— Ой, как я боялся вступительного экзамена! — признается Мустафа. — Думал: зачем я приехал? Все равно ведь не примут. Первым из всех абитуриентов написал картину с постановки и отдал ее на суд приемной комиссии. Хотелось поскорее уехать домой. И вдруг оглашают: «Мустафа Муртазаев, оценка — четыре. Вы зачислены». Я аж подпрыгнул от радости!
Дома, в Крыму, мне говорили: ты не выживешь в Киеве. Это злой город, там все решают деньги и власть. Но для меня Киев стал добрым городом. Здесь я встретил замечательных преподавателей и настоящих товарищей. У нас очень дружная группа.
Пока мы беседовали, в мастерскую пришли другие студенты. Парни поздоровались с Мустафой, пожав ему правую культю. Девушки поцеловали его в щеку. Видно, что он любимец группы.
— Это правда: Мустафа влюбляет в себя с первой фразы, — говорит студентка академии Яна Карпунина. — И откуда у него столько оптимизма? Бывает, придешь к нему с плохим настроением — вмиг развеселит. У него всегда есть в запасе новые шутки, анекдоты. А вы знаете, как Мустафа готовит? Пальчики оближешь. Салатики вкусные, супчики, картошечка...
— Так ты еще и кулинар?
— А почему вы так удивляетесь? — пожимает плечами Мустафа. — Картошку я чищу даже быстрее, чем другие ребята. Больше всего люблю готовить картофельное пюре. Бывает, наварю в общежитии большую кастрюлю и угощаю друзей. Для меня преград в быту нет. Когда приезжаю в поселок к отцу, таскаю ведра с водой — по одному в руке. И дрова рублю. Кроме того, играю в настольный теннис, вожу машину и хожу на руках. Не верите? Сейчас покажу.
Мустафа нагнулся, уперся культями в пол, забросил ноги наверх и... зашагал!
— Он несгибаемый, понимаете? — рассказывает о друге студент Артем Трушель. — Мустафу не могут остановить трудности. Его пример нас вдохновляет. Разве можно сдаться, если рядом такой человек?
«Я отвоевал право жениться не по традиции, а на любимой женщине»
— Мустафа очень открытый, темпераментный и пишет так же, — нахваливает однокурсника Яна. — Его картины сочные, эмоциональные, неординарные: невозможно остаться равнодушным.
— Наверное, поэтому они так хорошо продаются.
— В социальных сетях я размещаю фотографии своих работ, — объясняет Мустафа. — Люди заходят на мою страничку, спрашивают: «Можно эту купить?» Хотя некоторые картины я продать не могу: слишком много души в них вложено. Например, над одним натюрмортом работал почти два года. Его хотели приобрести за пять тысяч долларов. Это огромная сумма, но для меня полотно бесценно. Или портрет матери: он всегда будет со мной. В общем-то картины продаются неплохо, на жизнь в столице хватает.
Я мечтаю написать много работ, продать их и построить дом. Хочу жениться, а привести жену некуда. В 1989 году мои родители вернулись из Узбекистана в Крым, в поселок Приветное. Однако дом, где до депортации жила бабушка, заняли другие люди. Мы начали строить новый дом, только в прошлом году закончили. Недавно брат женился, привел жену. Значит, мне надо думать о собственном жилье.
— Есть невеста на примете?
— Моя любимая девушка живет в Симферополе. Мы вместе уже шесть лет. Отец настаивал, чтобы я, согласно традиции, женился на крымской татарке. Однако я отвоевал право быть с женщиной, которую выбрало мое сердце. Искренне верю, что своим трудом можно добиться любой цели. Главное, хотеть этого всем сердцем. Утром я просыпаюсь с первыми лучами солнца и благодарю Всевышнего за то, что живу, дышу воздухом, пишу картины. Это уже много. Остальное, как говорят, приложится.
— Другие с такой судьбой сломались бы, а он, наоборот, рвется к радости, к солнцу, — восхищается своим студентом доцент кафедры живописи Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Анатолий Зорко. — Это видно по его картинам. Мустафа не любит, чтобы ему помогали. Сам таскает тяжеленные подрамники, готовит палитру. А ведь выдавить краску из цинковых туб, не имея рук, очень непросто... Он чрезвычайно целеустремленный. Только сделаю постановку, гляжу, Мустафа первым схватился за кисть и уже наносит мазки.
Он пишет в экспрессивной манере, или, как говорят, «на чувствах». Видно, что каждый мазок пропускает через душу. Так бывает: Всевышний забрал у него ладони, но взамен дал талант живописца. Мустафа от природы видит цвет и колорит. Его картины заметно выделяются на фоне работ других студентов. К слову, полотна Мустафы не раз были отмечены на всеукраинских выставках.
Недавно я узнал о другом его таланте. У меня был день рождения. Мустафа подошел и спрашивает: «Хотите, я вам песню подарю?» И как запоет! Я таких голосов сроду не слыхал. Пока Мустафа пел для меня «Яблони в цвету» известного советского певца и композитора Евгения Мартынова, я думал: с чем можно сравнить его голос? И вспомнил. Так высоко поют разве что жаворонки на рассвете.
— Петь я начал раньше, чем говорить, — улыбается Мустафа. — Когда рисую, обычно напеваю себе под нос. Песня сама идет из горла, помогает писать. В детстве часто пел на свадьбах. И сейчас, если у кого праздник, просят, чтобы я спел. Друзья записали мои песни и разместили их в интернете. Если интересно, наберите в поисковике мое имя и послушайте.
У Мустафы необычайно сильный голос — три с половиной октавы. Он так проникновенно поет о разлуке с любимой, что по спине бегут мурашки. Больше всего Мустафа любит исполнять песни известных в Советском Союзе исполнителей. Потому что они «со смыслом».
— Друзья настояли, чтобы я попробовал свои силы в шоу «Х-Фактор», — рассказывает Мустафа. — В прошлое воскресенье пришел на предварительный кастинг. Спел песню солиста ВИА «Цветы» Александра Лосева «Звездочка моя ясная». Отбиравший участников шоу эксперт долго молчал, а потом говорит мне: «Ты поешь очень правильно, как в опере. А мы ищем поп-исполнителей. Приходи в следующем году».
Вначале я расстроился. Потом подумал и решил, что нет причин огорчаться. Ведь живу в Киеве, а здесь проходит много вокальных шоу. Буду ходить на все кастинги. Когда-то я не верил, что стану художником. Но ведь добился же своего!
Фото автора
9464Читайте нас у Facebook