Дождались! После 133 дней в плену у сомалийских пиратов 17 украинских моряков вернулись на родину. Вчера в 10. 40 в аэропорту «Борисполь» приземлился самолет Ил-62 «Украина», спецрейсом доставивший членов экипажа «Фаины» из Кении. В аэропорту бывших пленников вместе с Президентом Украины Виктором Ющенко встречали матери, жены, родственники. Все моряки были одеты в камуфляжную форму.
За долгожданной встречей с большого расстояния наблюдали более сотни журналистов. Все попытки представителей СМИ попасть поближе к освобожденным морякам и их родственникам жестко пресекались сотрудниками Государственной службы охраны. Одного из операторов телеканала, миновавшего ограждение, за которым находились журналисты, моментально перехватили правоохранители.
Узнать журналистам удалось немного.
Над членами экипажа «Фаины» пираты «периодически издевались», рассказал в аэропорту «Борисполь» один из членов экипажа судна. «Бывало так, что нам не давали воду и еду, отключали свет, не давали спать, только сидеть, и не разрешали разговаривать друг с другом. И это только один из примеров», — сказал он. На вопрос, делали ли это пираты тогда, когда переговоры об освобождении моряков заходили в тупик, член экипажа ответил: «Нет, это делалось даже тогда, когда у одного из пиратов просто могло быть плохое настроение».
Кроме того, как заявил исполняющий обязанности капитана судна, члены экипажа не подписывали никаких документов, касающихся неразглашения того, что происходило на судне, когда оно было в плену у пиратов, или же документов о том, что они не имеют претензий к судовладельцу. Он отметил, что состояние экипажа удовлетворительное. «Все мы здоровы и счастливы, что прибыли домой», — подчеркнул исполняющий обязанности капитана.
В аэропорту Момбасы перед вылетом в Киев члены экипажа судна «Фаина» рассказали, что пираты, захватившие судно, снимали оружие с танков. «Груз они не тронули, но снимали оружие (пулеметы. — Авт. )», — заявил второй помощник капитана Александр Присуха. По его словам, пираты разрабатывали план по выгрузке танков с корабля «Фаина», но у них так ничего и не получилось. Также Александр Присуха рассказал, что во время захвата пираты были на быстроходных лодках. «Фаина» вначале старалась маневрировать, передавая сигналы «SOS!» и баррикадируя все люки корабля. «Но, как говорится, против лома нет приема. Пираты несколько раз выстрелили в иллюминатор и оказались на корабле. Это были хорошо подготовленные к захвату люди», — говорит Присуха.
Он также отметил, что, когда захватили судно, экипаж надеялся, что выкуп за них отдадут очень быстро и корабль будет освобожден в кратчайшие сроки, так как груз был военный и государственный. За время пребывания в плену никаких крупных инцидентов и стычек между членами экипажа и пиратами не было. Иногда пираты угрожали, что могут застрелить кого-либо из членов команды. Но были и моменты, когда пираты сами обращались к морякам за медицинской помощью.
Как сообщает УНИАН, Виктор Ющенко в аэропорту заявил, что Украина планирует присоединиться к европейской операции по борьбе с пиратством в регионе Сомали и Конго. Для этого, по словам Президента, необходимо заплатить несколько миллионов долларов, чтобы содержать наши корабли в этом регионе. «Думаю, что мы найдем эти ресурсы», — заявил Президент Украины. Между тем ресурсов на выплату компенсации пострадавшим морякам у государства нет. Первый заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Степан Гавриш заявил, что распространенная им информация о компенсации морякам судна «Фаина» в размере 1,3 миллиона гривен (»ФАКТЫ» сообщали об этом в номере за пятницу) появилась в связи с ошибкой в документах. «Эта информация не имеет и не могла иметь никакого отношения к реальной ситуации и не отвечает действительности. Прошу прощения у моряков «Фаины» и их родственников. Уверен, что надлежащие выплаты и компенсации будут осуществлены собственником судна согласно действующему законодательству», — сказал Степан Гавриш.
За время, проведенное моряками с «Фаины» в плену у пиратов, не раз звучали обвинения в адрес властей и спецслужб Украины по поводу «равнодушия к судьбе моряков и бездеятельности в течение четырех с половиной месяцев». Сейчас, когда руководитель Службы внешней разведки Украины Николай Маломуж приоткрыл завесу ведомственной тайны, мы уже знаем, что это не так.
Бывший руководитель службы общей безопасности Государственного судоходного концерна «Черноморское морское пароходство», член Международного морского бюро, полковник запаса СБУ Владимир Покутный, за плечами которого многолетний опыт работы в органах госбезопасности и участие в операциях в горячих точках планеты, объяснил «ФАКТАМ», что долгое молчание спецслужб объясняется, в частности, спецификой груза, который перевозила «Фаина», и причастностью к нему отдельных госструктур. «Украина как государство попала в довольно щекотливую ситуацию, — говорит Владимир Покутный. — С одной стороны, признание госструктурами своего участия в деле «Фаины» повлекло бы за собой еще большее увеличение выкупа. С другой — могло быть расценено международным сообществом как финансирование преступной деятельности пиратов, что совершенно недопустимо Учитывая эти обстоятельства, разведорганы Украины приняли активное участие в операции по недопущению захвата оружия. Реализацию военных контрактов, как правило, сопровождают спецслужбы, попутно решая задачи по усилению присутствия своего государства на рынках вооружений. Таким образом, задача освобождения «Фаины» осложнилась противоборством с рядом иностранных спецслужб. Дистанционно такие вопросы не решаются. Могу утверждать, что в ночь захвата пиратами «Фаины» (или максимум на следующие сутки) была сформирована спецгруппа под условным названием «Африканская группа» и переброшена на Черный континент Поставки на борт судна запасов воды, продовольствия и горючего организовывались именно украинской стороной, как и операция по доставке выкупа пиратам силами украинской разведки.
Судовладелец как человек, умеющий считать деньги, не мог поручить своему бухгалтеру или даже самому преданному охраннику доставку на другой континент такой суммы. Безопасное проведение в течение суток такой трансконтинентальной переброски под силу только разведке. Как известно, выкуп на плененное судно сбросили с борта самолета «Сессны-345». Никто в здравом уме не решился бы загрузить эти миллионы в чужой легкомоторный самолет, управляемый незнакомым пилотом Будьте уверены: на протяжении всего полета в затылок летчику, сидя у него за спиной, дышал офицер из той самой «Африканской группы»
Подробности спецоперации по освобождению украинских моряков и интервью с бывшими пленниками читайте в ближайших номерах «ФАКТОВ».
267Читайте нас у Facebook