Леонид Буряк: «Услышав, как болельщики скандируют «Буряк! Буряк!», мама растерянно спросила: «Сынок, что ты натворил?»
Леонид Буряк как всегда пунктуален и элегантен. В редакции спортсмен, одетый в розовую тенниску, белоснежные брюки и черные кожаные шлепанцы, появился за пятнадцать минут до начала прямой линии с нашими читателями. Глядя на спортсмена, язык не поворачивается вслух произнести его возраст. Поэтому первым делом мы спросили, какие же ощущения у самого юбиляра.
— Я реалист и понимаю, что это такое — 60 лет, — улыбнулся Леонид Буряк. — И жизнь прожита непростая. Фактически с 17 лет — и все бегом. В Киев приехал с двадцатью рублями (по рублю!), которые мне дала покойная мать. Многие тогда говорили: «Куда ты едешь? Зачем тебе это надо?» Хотя, признаюсь, не сразу привык. Два раза сбегал из Киева. Тогда был сложный период: большой город, я никому не нужен, дома нет — жил в гостинице. Очень скучал по родным. Из друзей — только Блохин да еще пара человек. Тренировка заканчивалась, и все разъезжались по домам...
— Леонид Иосифович, хочу поздравить вас с приближающимся юбилеем. Здоровья вам крепкого! Это Василий Иванович из Одессы, ваш земляк. Скажите, глядя с высоты прожитых лет, вы бы что-то хотели изменить в своей жизни?
— Спасибо за поздравление. Знаете, все оставил бы как есть — с трудностями, проблемами, болячками, переломами...
— Алло, это Саша из Киева. Честь вам, хвала и слава за все, что вы сделали для «Динамо», для болельщиков, для престижа страны, для футбола в целом. Но особое спасибо за тот гол, который вы забили головой в Эйндховене. Был на вашем матче на
— Конечно. Весь последний месяц был занят подготовкой к юбилею. В среду, 10 июля, на столичном стадионе «Динамо» им. Валерия Лобановского состоится матч под лозунгом «Буряк собирает друзей». В 17.30 сыграют ветераны киевского «Динамо» и донецкого «Шахтера» — Виктор Чанов, Сергей Ребров, Александр Хацкевич, Валентин Белькевич, Андрей Несмачный, Валерий Кривенцов, Сергей Попов, Геннадий Зубов, Сергей Ателькин. Выйдут и футболисты из команды 1975 года. Билеты недорогие — по 5 гривен. Все собранные деньги передадим в лицей, в котором учатся дети погибших сотрудников МВД. Я уже больше десяти лет помогаю этому лицею — и компьютеры им покупали, и телевизоры.
После игры запланирован банкет на 150 человек. Приглашаю друзей. Стараюсь никого не забыть. Дима Маликов прилетит. Причем от гонорара он категорически отказался. «Мне, — говорит, — приятно для тебя спеть. Прошу только динамовскую сумку с формой подарить». Саша Розенбаум будет. Ани Лорак из Казахстана специально прилетит. Пригласил всех, кто руководил и руководит нашим славным «Динамо». Я не делю людей на друзей-врагов. Приглашены все, в том числе и Олег Блохин. Захотят — придут, не захотят — Бог им судья.
— Прямая линия? Вам звонит Виктория из Винницы. Расскажите, как вы попали в киевское «Динамо».
— Был призывной возраст, и на протяжении двух лет меня приглашали к себе все ведущие клубы СССР: «Динамо» (Москва), «Спартак» (Москва), «Зенит» и ЦСКА. А я боготворил киевское «Динамо». Да и в то время тренер Сергей Шапошников (ему сейчас 95 лет и он живет в Москве) посоветовал мне киевское «Динамо». А тут еще возвращаюсь как-то домой после тренировки, а у нас дома Андрей Андреевич Биба сидит, чай с мамой пьет. Мама мне потом говорит: «Сынок, этот молодой человек такой симпатичный, душа к нему как-то лежит». Так что у меня не было другого выбора, как ночью сесть в машину, приехать в Киев и сказать: «Я готов играть в киевском «Динамо».
— И еще вопрос. Вы объездили весь мир, работали тренером и в Финляндии, и США. Где, по-вашему, лучше?
— В Украине. У нас прекрасная страна. С проблемами, плохими дорогами, с нашей вот такой непростой жизнью. Я уезжаю в командировку или к дочери в Германию, и уже через два-три дня мне хочется домой. Потому что меня здесь знают и все такое родное — дом, река. Есть вещи, которые я ни за какие блага не променяю. Думаю, что мы иногда не ценим то, что у нас есть.
Я благодарен судьбе, что свела меня с гениальными тренерами — Шапошниковым, Севидовым, Бесковым, Симоняном, Лобановским, Базилевичем... Это легенды. Если взять от каждого по чуть-чуть, многому можно научиться. Вспоминаю, как Бесков выходил, какой он был педант, как себя вел. А Лобановский! Он ведь деспотом был, но я от него никогда мата не слышал. Валерий Васильевич мог крикнуть: «Соберись! Силы у тебя есть!» И все — никаких оскорблений. Моя супруга призналась, что поначалу при встречах боялась на него глаза поднять. Это был для всех авторитет, человек со своими твердыми жизненными принципами.
— Светлана из Запорожья. Леонид, бывало у вас такое в игровой практике, что хотелось повесить бутсы на гвоздь?
— В карьере каждого футболиста есть такие ключевые моменты. И связано это в первую очередь с травмами. Конечно же, и у меня были сложные периоды. Я был вне игры и по полгода. Сломал ногу, потом повторно ее сломал, плюс ко всему на ней лопнул костный мозоль. Были минуты отчаяния, когда думал, что все, это конец.
Когда сняли гипс и разрешили стать на ногу, я рухнул на пол. За эти месяцы гипс передавил нерв, атрофировались коленный сустав, бедро, икроножная мышца. Нога была размером с руку. Надо было восстанавливаться. Это сейчас можно и велосипед покрутить, и к компьютеру подключиться. А раньше — только физические нагрузки, пробежки в лесу.
— Вас беспокоит Андрей из Киева. Леонид, я слышал, что вы сейчас консультируете один из российских клубов. Насколько велика разница в уровне чемпионатов Украины и России? Возможно ли их объединение?
— Раз в два месяца летаю на консультацию в Россию. Пока меня устраивает такое положение дел. Считаю, что наш чемпионат ни в чем не уступает российскому. А в объединенном чемпионате я вообще не вижу смысла. Чемпионом какой страны станет клуб? Думаю, нет смысла возвращаться во времена СССР. У меня ностальгия по Советскому Союзу, но, тем не менее, нужно развиваться. Украина — футбольная держава. И всегда была таковой: 50 процентов всех игроков — от юношеской сборной СССР до национальной — это были украинские футболисты.
— Ольга из Коростеня. Леонид Иосифович, как поддерживаете свою физическую форму?
— Признаюсь, уже нет того энтузиазма, как раньше (смеется). В теннис поиграть или кросс пробежать все сложнее и сложнее. И плавать не люблю, хотя родился в Одессе. Могу в бассейне окунуться — и все...
— Елена из Киева. Какую еду предпочитает знаменитый футболист и тренер Леонид Буряк?
— По сравнению с футбольным периодом мой рацион поменялся процентов на 80. Раньше сыры не ел, сейчас — с удовольствием, раньше пива не пил — сейчас могу бокал-два выпить. В еде непривередлив. Все, что готовит супруга, ем с удовольствием. А Жанна очень вкусно готовит! Люблю итальянскую кухню, испанскую. Последние 15 лет не обедаю. Завтрак и ужин — святые вещи. Сам не готовлю вообще. Правда, яичницу могу пожарить. Когда жена улетает, все, что в холодильнике, с собакой на двоих делим. У нас немецкая овчарка. Килограммов 50 весит. Ей уже десять лет. В свое время нам щенка от овчарки знаменитой теннисистки Штеффи Граф привезли.
— Это вас Валентина из Ирпеня беспокоит. Восхищаемся вашим умением одеваться — стильно и элегантно. Вам кто-то помогает в выборе гардероба?
— Обычно я это делаю сам. Но, конечно, советуюсь с супругой. Если ей категорически какая-то вещь не нравится, не покупаю. За модой не гонюсь.
Когда надеваю белую рубашку и галстук, сразу чувствую праздничное настроение. Люблю галстуки, у меня их много — красивых таких, дорогих. С одним, правда, недавно пришлось распрощаться. Был я в Германии, как раз попал на праздник — что-то вроде дня дурака. По традиции в этот день любая женщина может срезать у приглянувшегося ей мужчины галстук. Я об этом ничего не знал. Завтракаю себе в ресторане. Вдруг подходит ко мне фрау с ножницами и срезает один из моих самых любимых галстуков. Я был в шоке! Но меня сразу успокоили: все, дескать, нормально.
— У меня к вам еще один вопрос есть. Можно? Свою первую любовь помните?
— Конечно. Нравилась мне моя одноклассница, красивая такая девочка. Но это так давно было. Не всех, с кем учился в школе, узнаю. В прошлом году был в Одессе, пошел с друзьями к морю. Стою, волнами любуюсь. Вдруг мне кричат: «А что это ты не здороваешься?» Ну как я мог узнать в этой
— Здравствуйте! Это Богдан из Житомира. Знаю, в советские времена многие спортсмены возили за рубеж для продажи икру, водку... Вы тоже этим занимались?
— Нет. Мне и своих денег хватало. Когда играли за рубежом, за победу, как правило, платили
Впрочем, по сравнению с зарплатами в европейских клубах мы получали не так и много. К примеру, за победу в Кубке кубков нам выдали, кажется, по 500 долларов премиальных. Наших зарубежных коллег за подобные успехи премировали несколькими десятками тысяч долларов. Но по сравнению с рядовыми советскими гражданами мы были чуть ли не богачами.
— Прямая линия? Меня зовут Александр, я из Киева. Хочу поздравить вас с наступающим юбилеем, пожелать всего самого наилучшего. Леонид Иосифович, это правда, что вы стали заслуженным мастером спорта в 21 год? А свой первый матч за «Динамо» помните?
— Да, во времена Советского Союза в столь молодом возрасте звание заслуженных мастеров спорта дали только Эдуарду Стрельцову и мне. Было много полемики. Меня очень поддержал Николай Николаевич Озеров. Именно после его выступления на коллегии все и решилось.
А свой дебютный матч за «Динамо» я провел с «Араратом». Игра была в Киеве, проигрывали. Я вышел во втором тайме и забил победный мяч. Так что свой дебют очень хорошо помню, он ярким был. В то время моя мама лежала на Бессарабке в больнице, ей должны были делать операцию. После игры болельщики шли по центральным улицам и скандировали: «Буряк! Буряк!» Когда я пришел в больницу, совершенно растерянная мама спросила: «Сынок, что ты натворил? Почему все тебя ищут?»
Вспоминаю еще одну ситуацию, связанную с мамой. Когда я жил в квартире на Красноармейской (до этого там Володя Мунтян жил), у меня была привычка все заработанные деньги класть в тумбочку. Набралась приличная сумма. Как-то приехала мама в гости, и пока я был на тренировке, решила навести порядок. Открывает тумбочку, а там!.. Прихожу домой — мама рыдает. Подумала, что я бандитом стал... В общем пересчитали мы всю сумму — 11 тысяч 400 рублей! «Волга» тогда стоила семь тысяч. Мама просто поверить не могла, что за катание мяча по полю платят такие большие деньги.
— Слышал, вы с Владимиром Высоцким дружили?
— Мы были знакомы. Высоцкий даже подарил мне на день рождения кассету со своими новыми песнями, которую до сих пор храню. Правда, попросил, чтобы я никому не давал переписывать, так как эти песни в то время еще никто не слышал.
У меня было много друзей и среди артистов, и среди спортсменов. С хоккеистами, например, частенько жили на одной базе в подмосковном Новогорске. С Валерой Харламовым хорошими приятелями были...
— Это вас из Киева Сергей беспокоит. Скажите, горького осадка в душе, что не востребованы в украинском футболе, у вас нет?
— В Украине я проработал достаточно долго, что-то выиграл с «Черноморцем», восемь лет проработал с национальной сборной. Тренировал клубы и в России, и в Америке. У меня и сейчас есть масса приглашений, но в данный момент никуда не могу ехать. И не хочу — ни за какие деньги, ни за какие блага! Невостребованный? Не хочу никому ничего доказывать. Просто переживаю за клуб, которому отдал 14 лет своей жизни.
Никогда не думал, что киевское «Динамо» будет предметом насмешек
*Леонид Буряк и главный редактор Александр Швец во время прямой линии «ФАКТОВ»
Полоса подготовлена отделом спорта
Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»
2636Читайте нас у Facebook