ПОИСК
Події

Похитители украинских моряков в Ливии: «Мы не позволим этому судну уйти, пока не получим свои автомобили»

6:00 26 липня 2013
19 наших моряков, захваченных в порту Бенгази, предположительно стали заложниками деловых разборок ливийских, иорданских и украинских предпринимателей

В ливийском порту Бенгази неизвестные вооруженные люди удерживают судно «Этель» с украинским экипажем на борту. По предварительной информации, наши соотечественники стали заложниками бизнес-разборок.

— По имеющейся в моем распоряжении официальной информации, полученной от компании-оператора, — сообщил «ФАКТАМ» один из ведущих экспертов в области мореплавания и морского права, главный редактор издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко, — судно «Этель» пришло в Бенгази 17 июля 2013 года из порта Акаба (Иордания) с грузом автомобилей. Судно поставили к причалу, выгрузка автомобилей произошла без каких-либо помех, никаких претензий по качеству перевозки, количеству груза не было. Далее цитирую текст, полученный мной от владельца компании-оператора судна «Этель»: «После завершения грузовых операций, когда судно уже готовилось к выходу, на его борт поднялись неизвестные вооруженные люди без предъявления каких-либо документов, удостоверяющих их личности или дающих им право на досмотр, уже не говоря про захват судна. Это произошло около двух часов ночи по местному времени 19 июля 2013 года. Капитан дал команду экипажу укрыться в надстройке, закрыв все двери, ведущие в надстройку. Бандиты попытались взломать двери, с наступлением светлого времени суток они прекратили попытки ворваться в надстройку, но судно уже не могло покинуть порт.

Вечером 21 июля 2013 года бандиты сумели взобраться на верхний мостик с помощью обычной лестницы, которую они привезли на машине. Они ворвались в надстройку, где занялись грабежом и вандализмом, воруя все ценные вещи, принадлежащие экипажу и судну, и ломая все, что можно сломать.

Экипаж, состоящий из 19 граждан Украины, укрылся в машинном отделении, в точности так, как это делается при нападении пиратов в Аденском или Гвинейском заливах.

РЕКЛАМА

С того времени и по настоящее время судно находится под контролем этой банды, при бездействии властей порта и правоохранительных органов Ливии.

Вечером 21 июля 2013 года на судно прибыли представители портовой администрации, подъехал автомобиль с подразделением ливийских военных. Переговоры между представителями властей, главарем бандитов и капитаном ни к чему не привели.

РЕКЛАМА

Выяснилось, что у бандитов «политические» требования. Они протестуют против «недружественных» действий Украины, которая требует освобождения 20 своих граждан, находящихся в ливийских тюрьмах после свержения режима Каддафи. Они заявили, что их задачей является задержание каждого гражданина Украины, оказавшегося на территории Ливии.

После того как бандиты озвучили свои требования, власти и военные покинули судно и больше в ситуацию не вмешивались. Требования МИДа Украины к властям Ливии разъяснить ситуацию и обуздать боевиков пока ни к чему не привели«.

РЕКЛАМА

Михаил Войтенко уточнил, что на запросы судовладельца с просьбами вмешаться в ситуацию и потребовать от властей Ливии действенных мер по наведению порядка никто не отвечает: ни центры по борьбе с пиратством, ни международные морские организации, которые обязаны реагировать на такой вопиющий случай. Подобное молчание позволяет бездействовать ливийским властям, грубо искажать информацию о произошедшем. Например, ливийская газета «Libya Herald» новость о захвате опубликовала под заголовком «Украинское пиратское судно задержано в Бенгази».

— В чем же конфликт бизнес-интересов?

— По словам ливийцев, в марте этого года произошла кража партии автомобилей, — отвечает Михаил Войтенко. — Тогда судно такого же типа, как «Этель», перевозило (опять же из Акабы в Бенгази) несколько сотен легковых автомобилей. В Иордании предприниматели закупают их в зоне дьюти-фри, после чего привозят в Ливию и продают с наценкой. По утверждению недовольных ливийских бизнесменов, судно не выгрузило машины в Ливии, а направилось в Украину, то есть автомобили просто-напросто увели. Ущерб они оценили в 9,5 миллиона долларов (кстати, в МВД тогда стоимость автомобилей оценили на сумму 20,5 миллиона долларов). Ливийцы утверждают, что их машины давно уже попали в украинские автосалоны и в этой истории задействованы влиятельные люди, приближенные к украинскому парламенту.

(Действительно, в новостях центральных украинских телеканалов звучали высказывания представителей ливийского автомобильного бизнеса: «Мы обратились к ливийским властям за помощью, чтобы они разобрались в этой ситуации с украинцами. Мы наняли адвоката. Но когда приехали в Украину, нам не разрешили въезд. Мы не смогли добиться правды от чиновников, на наши вопросы никто не отвечает. Мы не позволим этому судну уйти, пока не получим наши автомобили, украденные украинцами. Будем добиваться справедливости».

По неофициальным данным, ливийцы требуют выкуп за освобождение экипажа в размере стоимости пропавших автомобилей. Как считают родственники захваченных моряков, их близкие стали заложниками деловых разборок ливийских, иорданских и украинских предпринимателей.

Оператором судна «Этель» является одесская компания «Томекс». Та самая, которая в 2008 году прогремела на весь мир в связи с захватом сомалийскими пиратами теплохода «Фаина». (Об этом «ФАКТЫ» писали неоднократно. Напомним, в феврале 2009 года судно с 17 украинскими моряками удалось освободить после выплаты выкупа в размере 3,2 миллиона долларов.)

—- Хозяев этой компании я знаю около пяти лет, — говорит Михаил Войтенко. — Мне позвонил их владелец Вадим Альперин и попросил о помощи. Владелец «Этель» не настолько глуп, чтобы направить свое судно в тот порт, где находятся 25 человек, «ограбленных им» на 9,5 миллиона долларов. Не верю, что он кого-то обокрал. Зачем компании, которая не первый год работает в Средиземноморском регионе, рисковать своей репутацией?

Как бы то ни было, в порту Бенгази вооруженные люди удерживают судно «Этель», прибывшее в страну под флагом государства Сент-Кристофер и Невис, с украинским экипажем на борту. Как отмечают эксперты, ордер на арест судна ливийский суд не давал, поэтому его задержание незаконно.

По некоторым сведениям, в прошлом году это судно уже было под арестом. Правда, тогда его арестовали ливийские полицейские.

3753

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів