ПОИСК
Клуб споживачів

«Введение услуги по переносу номера фактически означает отмену „телефонного“ рабства»

8:00 7 серпня 2013
Інф. «ФАКТІВ»
С 20 декабря абоненты смогут переходить от одного оператора сотовой связи к другому, не меняя при этом номер мобильного

О том, что у людей появится возможность перейти к другому оператору и при этом сохранить свой номер мобильного, впервые заговорили еще в 2010 году — после внесения соответствующих изменений в Закон «О телекоммуникациях». Подготовка к введению услуги длилась почти три года. И вот 19 июля после регистрации в Минюсте был опубликован документ Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), о порядке предоставления услуги по переносу абонентских номеров. В документе четко указана дата, с которой такой переход становится возможным, — 20 декабря 2013 года. Это значит, что уже с конца нынешнего года любой абонент сможет отказаться от услуг одного оператора и перейти к другому, не потеряв свой номер, а вместе с ним и все наработанные годами связи. «ФАКТЫ» расспросили о новой услуге на мобильном рынке члена НКРСИ Игоря Сиротенко.

«Прежде всего абонент должен подать заявку»

— Это решение очень важно для развития рынка мобильной связи в Украине, — отмечает Игорь Сиротенко. — Внедрение услуги по переносу номера фактически обозначает отмену «телефонного» рабства. Ведь раньше люди часто оставались с оператором только потому, что дорожили своими контактами. Теперь этот якорь удалось снять: абонент сможет свободно выбирать оператора, не боясь потери важных связей.

С появлением такой возможности — переходить от оператора к оператору с сохранением номера — выиграют не только те абоненты, которые ею воспользуются. Выиграют все. Операторы будут сильнее дорожить теми, кто останется, и приложат еще больше усилий, чтобы задержать их в своей сети.

— Тогда давайте поговорим о том, как будет осуществляться такой переход. Допустим, я хочу сменить оператора и при этом сохранить номер, который знают мои друзья, коллеги, родственники. Что нужно сделать?

РЕКЛАМА

— Прежде всего абонент должен подать заявку.

— Кому? Если я хочу перейти от оператора А к оператору В, то заявку необходимо подавать оператору В?

РЕКЛАМА

— Да, следует подать заявку тому оператору, услугами которого вы желаете пользоваться, ведь именно он заинтересован в новом абоненте.

— Каким образом?

РЕКЛАМА

— Документ предоставляет целый ряд возможностей для подачи заявки. Можно отправить оператору sms-сообщение, написать письменное заявление в пункте обслуживания, заполнить анкету на веб-сайте оператора либо уведомить его любым другим способом. Например, живет человек в селе, далеко от райцентра. Пунктов обслуживания у него под боком нет. Но он может написать оператору обычное письмо и отправить почтой. И это тоже считается заявкой.

— Предположим, я подала заявку. Насколько быстро меня переведут?

— Получив заявку, оператор должен ее зарегистрировать — с указанием не только дня, а и времени обращения. Затем он обязан в течение восьми часов с момента регистрации обратиться с запросом к тому оператору, у которого сейчас обслуживается абонент. Во-первых, нужно уточнить, есть ли у данного оператора такой абонент. А во-вторых, уведомить о том, что теперь этот человек будет обслуживаться в другой сети.

— Зачем вообще что-то уточнять? Перешел себе и перешел...

— Ну, начнем с того, что человек, подавший заявку, может чисто механически ошибиться при написании своего номера. Кроме того, не исключено, что он не имеет права на такой переход.

— Как это так?

— Например, если у человека служебный телефон и платит за него компания, заключившая с оператором договор на корпоративное обслуживание своих сотрудников в данной мобильной сети. И вдруг один из работников решит перейти к другому оператору. Этот оператор, получив заявку, сообщит первому о начале процедуры переноса. А первый скажет: «Нет, уважаемый, данный абонент не имеет права переносить номер в другую сеть, поскольку он обслуживается по корпоративному договору!» То есть решение будет принимать руководство компании.

— Понятно. Допустим, все в порядке. Такой абонент есть, и он имеет право перейти в другую сеть.

— После поступления обращения «бывший» оператор в течение восьми часов подтверждает наличие такого абонента и его право совершить переход. Затем начинается процедура переноса, которая должна быть завершена в течение еще восьми часов. То есть весь перенос занимает максимум сутки.

— Могут ли у абонента возникать проблемы со связью в процессе переноса номера?

— Да, и это предусмотрено документом. Формально разрешается перерыв до трех часов. Но мы же с вами прекрасно понимаем, что человеку, сменившему оператора, нужно будет получить у нового оператора сим-карту. А вдруг ему требуется не стандартная сим-карта, а мини? То есть перерывы в обслуживании могут быть — по техническим и организационным причинам.

«Специальный сигнал будет информировать человека о том, что этот номер уже обслуживается в другой сети»

— Процедура перехода платная?

— В положении есть отдельный пункт 2.34, который гласит, что абоненты, желающие получить такую услугу, дополнительно за перенос номера не платят.

— Но, возможно, операторы это обставят не как услугу переноса, а как какой-то другой сервис?

— А вот и нет! В Законе «О телекоммуникациях» четко указано, что оператор не имеет права брать деньги за услугу, которую не оказывает. Другими словами, никаких оснований для дополнительного взимания денег у операторов нет.

— Ни у того оператора, к которому переходят, ни у того, от которого уходят?

— Что касается оператора, к которому человек переходит, то в его же интересах не ставить никаких барьеров для новых абонентов. А для прежнего оператора действует соответствующий пункт положения.

— Допустим, у человека остались деньги на счете прежнего оператора. Что делать?

— Хороший вопрос. По закону оператор обязан вернуть ему неиспользованные деньги за неоказанные услуги. Вопрос в другом: для того чтобы эти средства получить, абонент должен как-то подтвердить, что этот номер принадлежит именно ему! У нас же сейчас все предоплаченные номера не персонализированы.

— Вот! Операторы тоже говорили, что услугу по переносу номера нельзя внедрять для неперсонализированных номеров.

— В начале 2011 года НКРСИ приняла решение о порядке регистрации абонентов, пользующихся услугой без персонализации. Это было сделано как раз для того, чтобы люди смогли получить информацию об услугах, которые им предоставил оператор, посмотреть историю своих звонков, проверить, правильно ли была начислена плата, и в случае чего вернуть деньги.

— Неужели без регистрации это сделать нельзя?

— Поскольку у нас действует закон о защите персональных данных, людям, обращавшимся с подобными вопросами, можно было законно ответить: «Мы не знаем, кто вы такой, нет доказательств, что именно вы являетесь абонентом этого номера, поэтому никаких сведений мы не дадим».

— Даже так? И что же делать?

— С начала прошлого года можно прийти к оператору и сказать: «Пожалуйста, зарегистрируйте меня как абонента такого-то номера. Но я не хочу переходить на контракт, а останусь на предоплате, с теми же условиями, с тем же тарифным планом». Оператор примет ваше заявление и с этого момента будет знать, что раньше по данному номеру получал услуги «неизвестный», а теперь — «Иванов Иван Иванович». Следовательно, он теперь обязан предоставлять абоненту предусмотренные законом сведения, связанные с этим номером: какие были совершены звонки, как за них начислили плату, сколько денег осталось на счете и так далее.

— Давайте тогда вернемся к оставшимся на счете деньгам.

— А тут есть несколько вариантов развития событий. Как я уже сказал, чтобы контролировать финансовую сторону своих отношений с оператором и иметь право на возврат денег, абоненту нужно либо изначально обслуживаться на условиях контракта, либо зарегистрироваться.

— Но если человек не знал о том, что нужно зарегистрироваться? Или узнал, но слишком поздно?

— Тогда у него есть два пути. Первый — использовать полностью все деньги. Например, выговорить или перевести на счет другого абонента. И только после этого перейти.

Второй — решить для себя, с какой суммой вы готовы безболезненно расстаться.

— Это как?

— Сейчас объясню. Предположим, на вашем счете осталось 6 гривен. А для того, чтобы получить эти деньги, нужно посетить офис оператора. Отправившись туда на маршрутке, вы заплатите за поездку в один конец 2 гривни 50 копеек. Таким образом, потратите на дорогу 5 гривен, а вернете всего шесть. Будете ли вы ради разницы в одну гривню тратить свое время?

— Еще один важный момент: в большинстве тарифов звонки на номера «своего» оператора стоят меньше, чем на остальные номера. Допустим, я абонент оператора А, звоню другому человеку. По его номеру видно, что он тоже обслуживается в сети А, и я рассчитываю на более низкий тариф. А если он перешел к другому оператору, сколько будут стоить такие звонки?

— Тарифы на перенесенные номера также будут устанавливать операторы. Эти тарифы регулирует рынок, а не государство.

— Но как я узнаю, что абонент, которому я звоню, перешел в другую сеть и теперь звонки ему будут обходиться дороже?

— Закон обязывает операторов давать сигнал, который будет информировать человека, звонящего на перенесенный номер, что данный номер уже обслуживается в другой сети.

— Какой сигнал?

— Это также оставлено на усмотрение операторов. В документе указано, что сигнал должен быть однозначно понятен.

«Процесс внедрения новой услуги длится уже три года. Так что времени для решения всех технических вопросов было достаточно»

— Как часто можно менять оператора?

— Не чаще, чем раз в 30 дней.

— Много людей воспользуется возможностью перехода?

— Судя по опыту других стран, от 10 до 15 процентов.

— Можно ли очень упрощенно объяснить, как будет осуществляться перенос? А то говорят, что у перенесенных номеров может ухудшиться качество связи.

— Нужно сказать, что техническое решение переноса номера, которое заложено в регулирующем документе Госкомсвязи, является на сегодняшний день одним из самых оптимальных в мире. Применяется так называемый принцип «запрос по отказу от установления соединения». Телекоммуникации построены таким образом, что, когда вы набираете какой-нибудь номер, по нему телефонная станция определяет, к какому оператору нужно отправить вызов. То есть если вы звоните с номера оператора А на номер оператора В, то коммутатор оператора А передает этот вызов на коммутатор оператора В.

А теперь, предположим, что абонент оператора В перешел к оператору С. Тогда при получении вызова коммутатор оператора В скажет: «У меня этот номер числится как перенесенный». И вызов перейдет к администратору централизованной базы данных. Тот сразу ответит: «Да, номер сейчас обслуживается в сети оператора С» — и перешлет ему вызов. Самое главное, что этот процесс занимает даже не секунды, а доли секунды.

— Вы сказали «вызов перейдет к администратору»...

— Да. Но вы должны понимать, что через администратора не будут совершаться звонки. Он будет предоставлять техническую информацию для обслуживания вызовов исключительно на перенесенные номера. Вызовов остальных абонентов (а таких у нас останется 85–90 процентов) это новшество вообще не коснется. Они будут обслуживаться так же, как и прежде.

— Операторы опасаются, что, если что-то случится с серверным оборудованием администратора, пропадут все данные. И абоненты с перенесенными номерами останутся без связи.

— Странный вопрос, особенно со стороны операторов. Никто же не задает вопрос: а что происходит с серверами, которые находятся у самих операторов? Обычно все серверы имеют «зеркала»: такие же серверы, на которых хранится дубликат базы данных. Конечно, соединительная линия может отказать — и у администратора, и у самих операторов. Но кто сказал, что нужно построить только одну линию?

— Новую услугу предписано внедрить 20 декабря 2013 года. Сроки будут соблюдены?

— Конечно. Уже три года продолжается процесс внедрения. Куда уж дальше тянуть? С 20 декабря абоненты смогут переходить от оператора к оператору, сохраняя свой номер. Уверяю вас, что времени у операторов для решения всех технических вопросов более чем достаточно. К тому же они знали об этом еще в июле 2010-го...

Фото Сергея ДАЦЕНКО, «ФАКТЫ»

4460

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів