ПОИСК
Політика

Глава службы внешней разведки украины николай маломуж: «когда окружение принцессы амиры распространило информацию, что украинская сторона готовит силовую операцию по освобождению заложников «фаины», переговоры заблокировались»

0:00 20 лютого 2009
Інф. «ФАКТІВ»
По словам главного разведчика Украины, переговорный процесс не раз срывался из-за политиков и террористов

После освобождения «Фаины», более четырех месяцев пробывшей в пиратском плену, и возвращения на родину ее экипажа слухов, сопровождающих захват судна и последовавшую за этим спецоперацию, не уменьшилось. Пишут и говорят о том, что информацию об интересном рейсе сомалийские пираты получили непосредственно из Одессы, некоторые СМИ по-прежнему настаивают на том, что оружие везли контрабандой вовсе не в Кению, а в Южный Судан. Даже подробности самого освобождения все описывают по-разному.

Поскольку на завершающем этапе эпопеи с «Фаиной» выяснилось, что спецоперацию по ее освобождению с самого начала разрабатывала и координировала Служба внешней разведки Украины, «ФАКТЫ» обратились со всеми сомнениями к ее председателю Николаю Маломужу. Он, как никто другой в нашей стране, посвящен во все подробности развивавшихся после 25 сентября событий.

«Во всем мире выкуп корабля у пиратов — проблема судовладельца»

- Николай Григорьевич, так был ли звонок из Одессы представителям пиратов о том, что судно с танками и зенитками вышло на Кению?

- Не было такого звонка. Мы проверяли эту информацию через наших коллег и иностранных партнеров. А вообще все случившееся следует самым тщательным образом спокойно проанализировать, сделать соответствующие выводы, извлечь необходимые уроки. Для нас это дело еще не закончено. Мы продолжаем работать, поэтому не обо всем можно и нужно публично говорить. Это был уже пятый случай нашего участия в освобождении украинских моряков из пиратского плена. Раньше, правда, мы молчали о своей роли, но широкий общественный резонанс с захватом «Фаины» заставил рассказать, как же все происходило на самом деле.

РЕКЛАМА

- Судовладелец Вадим Альперин говорил, что умерший капитан Колобков, заметив пиратов, почему-то снизил скорость…

- По ходу следования судна режимы скоростей, естественно, менялись. Так получилось, что в момент нападения «Фаина» шла на небольшой скорости. Пираты же подошли на лодках с разных сторон, вооруженные автоматами и гранатометами, которые спокойно пробивают корпус корабля. Попытки уйти от преследования предпринимались, но безуспешно.

РЕКЛАМА

Экипаж оказался под угрозой расстрела, поэтому капитан не стал рисковать жизнью моряков.

- Эти пираты и, правда, какие-то неуправляемые обкуренные малолетки, как об этом писалось в прессе?

РЕКЛАМА

- Они вовсе не наивные юнцы, разве что где-то среди исполнителей встречаются несовершеннолетние. В целом же это крупнейший преступный бизнес международного масштаба. Сейчас в этом регионе занимаются пиратством больше сотни группировок. Начиналось с того, что в Сомали соплеменники грабили друг друга, рыбаков и людей, выходивших в море для перевозки грузов. Позднее они обросли связями, получили быстроходные катера, новейшую технику, вооружение, средства связи, контроля и тому подобное. Так что основное, среднее, звено — это опытные бандиты. Выше стоят более мощные кланы, которые тоже начинали с организации мелкого пиратского бизнеса, но уже поднялись до командования большими группами. Старейшины племен имеют определенное влияние лишь на отдельные группы, на определенных лидеров. Никто не ориентируется на правительство, которое часто сменяется и ничего не контролирует. Каждая из пиратских групп имеет разное влияние, в зависимости от конъюнктуры и региона.

- У вас была создана какая-то оперативная группа сразу после захвата?

- На следующий же день. Все основные вопросы решались с позиций департамента по борьбе с международным терроризмом. Но были задействованы и другие подразделения. Кроме этого, большой круг очень важных вопросов решало Главное управление разведки Министерства обороны Украины. В Кению отправили представителей наших ведомств для работы во взаимодействии с кенийскими коллегами. На государственном уровне многие вопросы координировал непосредственно Президент Украины.

Ситуация сложилась неординарная. К тому же вопрос решался не только по Сомали. Нам противостоял мощный преступный клан, который имеет покровителей далеко за пределами этой африканской страны. Входящие в него преступные группы постоянно конкурируют между собой, убивают друг друга. Только за время, когда велись переговоры, погибла целая группа — из тех, кто имел отношение к захвату и удержанию судна «Фаина» в плену. Начав работать, мы нашли специалистов по пиратству, выезжали в другие страны, общались с представителями иностранных спецслужб. И выяснилось, что каждая из спецслужб владеет только частью информации, базовых же материалов, наработанного опыта борьбы с этим явлением и четких методик ни у кого нет.

- Несмотря на то, что эта проблема существует уже много лет?

- Спецслужбы не занимаются разработкой пиратских группировок и тех, кто за ними стоит. Во всем мире принято считать, что это проблема судовладельца. На него, согласно морскому праву и двусторонним соглашениям между перевозчиком и собственником груза, возлагаются все риски мореплавания, связанные с утерей груза, его повреждением, компенсацией ущерба, с угрозами жизни и здоровью моряков.

Захватили судно? Его владельцы — сами или через нанятых посредников — ведут переговоры, принимают меры для того, чтобы найти варианты урегулирования. Так принято в мировой практике. Поэтому именно владельцы пытаются любым способом найти канал, чтобы договориться о решении проблемы. Спецслужба может только предоставить информацию о существующих группировках, возможных вариантах урегулирования конфликта, о посредниках. Но в данном случае украинские государственные органы и спецслужбы не могли пассивно наблюдать или просто отслеживать обстановку. Акцент был сделан на оказании максимального содействия судовладельцу в ведении переговорного процесса.

С самого начала стало понятно, что характер груза будет кардинальным образом усложнять весь процесс, затягивать его и преподносить новые повороты. Еще никогда в мировой практике такое количество оружия и боевой техники не становилось добычей пиратов. Поэтому стали появляться астрономические суммы требуемого выкупа — 20, 35 миллионов долларов. В одиночку с этой ситуацией никто не справился бы. Вообще же опыт общения и обмен информацией с нашими партнерами показал, что таких усилий в сфере освобождения суден из пиратского плена, как это продемонстрировали украинские спецслужбы, никто даже близко не предпринимал.

- Говорилось, что после подписания контракта с Кенией и предоплаты доставка вооружения стала исключительно кенийской проблемой. Но экипаж-то был наш. Выходит, судовладелец сэкономил на его охране? Ведь понятно, что доставка подобного груза да еще в такой регион небезопасна…

- Что касается охраны груза, то в соответствии с международным морским правом гражданские суда, даже если они везут военный груз, не имеют права на вооруженную охрану. Абсурдная ситуация: на борту находится оружие, а у экипажа нет даже пистолета. Потому и идут захваты. В данном случае везли танки, но ведь возят и другие ценные вещи — золото, нефть…

Сейчас ставится вопрос о том, чтобы и в международное морское право, и в национальные законодательства ввести нормы, предусматривающие в особых случаях нахождение вооруженных людей на гражданских судах. Другой вопрос, по какому маршруту идти судну. Обойти стороной район, где орудуют пираты, можно, но судовладельцы и капитаны, конечно, экономят. И деньги, и горючее, и время. Хоть в данной ситуации «Фаина» шла на достаточном удалении от берега. Раньше пираты не заходили так далеко, а сейчас заходят. Последние захваты суден происходили и на более удаленном от берега расстоянии.

«За последние два года во время пиратских захватов погибли несколько десятков человек»

- Пираты когда-нибудь убивали своих заложников?

- Когда одна из спецслужб проводила операцию по освобождению судна из пиратского плена, было убито 40 процентов бойцов спецназа и процентов 30 заложников. Только из-за угрозы таких потерь нужно отказываться от силовых операций. Сами пираты тоже убивали заложников. И не раз. Всего за последние два года во время пиратских захватов погибли несколько десятков человек. Они и своих расстреливали, когда уже делили деньги. Единственное, что может предостеречь их от стрельбы, — это перспектива получения денег. Ведь за живых можно получить больше.

В ситуации с «Фаиной» задачей лидера пиратов, находившихся на судне, по имени Мохаммед Абди было требовать большой выкуп, угрожать убийством моряков, демонстрировать готовность к радикальным действиям. Это отработанная тактика. Когда информация об этом становилась достоянием общественности, создавался ажиотаж. Пираты же этому только радовались и увеличивали ставки. За «Фаину» сначала просили 20 миллионов долларов. Знаете, когда и почему цена поднялась до 35 миллионов? Потому что пошел ажиотаж в прессе, на ток-шоу, начались политические спекуляции. Пираты поняли, что к судну с грузом военной техники приковано внимание государства и на этом можно заработать дополнительные дивиденды. Они целенаправленно доводили информацию до тех, кто мог бы влиять на ситуацию, в том числе и до СМИ. И прибегали к этой методике каждый раз, когда нужно было оказывать давление.

- Да и моряки потом начали замечать, что, если им дают поговорить по телефону на фоне автоматных очередей, значит, переговоры зашли в тупик…

- Конечно, все это было четко спланировано. Поэтому переговоры с ними следовало вести предельно грамотно и профессионально.

- Именно разведка выбрала для ведения переговоров английскую фирму?

- Имея прежний опыт, мы порекомендовали судовладельцу обратиться к одной из британских фирм, которая ранее успешно вела переговоры с пиратами. Это юридическая фирма, где работают бывшие моряки, юристы, психологи, имеющие опыт решения таких вопросов и контактирующие с посредниками и пиратами. То есть основное внимание сосредоточили на переговорном процессе. После тщательной отработки всех вариантов по освобождению судна вопрос о реализации силового сценария, исходя из аргументированных выводов разведывательных органов Украины, исключили. Для организации такой операции у нас не было реальных возможностей.

- Но силовой вариант, как рассказывал Степан Гавриш, все же отрабатывался где-то на Черном море?

- Схему прорабатывали, но отменили как нереальную. Британская же фирма постепенно начала вести диалог. Одновременно мы принимали меры к оказанию воздействия на пиратов: через кланы, старейшин, играя на противоречиях между ними, чтобы выйти на реальных переговорщиков, которые полностью контролируют ситуацию с судном. В какой-то момент казалось, что договоренность уже достигнута, как вдруг появлялись новые посредники со своими предложениями, и все срывалось.

- А пираты напрямую вели переговоры или тоже использовали своих посредников?

- В распоряжении у пиратов есть своя сеть посреднических фирм, которые интегрированы в этот преступный бизнес. Сомалийские кланы системно занимаются пиратством — координируют, финансируют, организовывают наводки, а потом и переговорный процесс, передачу денег. Стимулируют пиратство по разным направлениям, проплачивая операцию по закупке техники, вооружения и тому подобное. На данный момент прослеживается порядка 12 таких организованных группировок.

- Наверное, не случайно в этом деле появилась некая пиратская принцесса Амира? Кто она? В прессе писали, что американка из семьи военнослужащих.

- Она бизнес-леди международного масштаба, имеющая хорошие контакты с пиратами. Возглавляет одну из иностранных частных фирм, занимающуюся различными вопросами, в том числе якобы охраной. В этой фирме работают бывшие сотрудники спецслужб, отставные военные, морские офицеры… Она, в частности, специализируется по Сомали. Получив материалы о «Фаине», они заинтересовались и задействовали все возможности, чтобы взять ситуацию под свой контроль.

«Официально американцы признали неправдивой информацию о том, что груз «Фаины» предназначался для Южного Судана»

- То, что корабль был захвачен с таким «призовым» грузом, видимо, усложнило вашу задачу. Наверное, то, что Украина входит в десятку мировых экспортеров вооружения, не дает покоя ближайшим конкурентам, и они попытались использовать ситуацию с выгодой для себя.

- Используя момент, Украину попытались дискредитировать на рынке торговли оружием. На нас со всех сторон обрушились информационные удары.

- К которым почему-то подключился и представитель Пятого флота США Натан Кристенсен, заявивший, что «Фаина» везла танки не в Кению, а в Южный Судан. Почему?

- К этому приложили руку как стоящие за пиратами отдельные иностранные покровители, так и упомянутая принцесса Амира. Она предоставила ложную информацию: мол, груз контрабандный и якобы какой-то сопроводительный документ указывает на Южный Судан как на получателя груза. Когда я был в Кении, мы проверили эту информацию, все тщательно обсудили, в том числе с американцами. Они даже провели инспекцию на судне — и никаких вопросов не возникло, там было все в порядке. Впоследствии американская сторона официально признала, что информация, озвученная Кристенсеном, неправдивая, и опровергла свои обвинения. Кстати, все это время мы ощущали эффективную поддержку США, направленную на недопущение со стороны пиратов выгрузки оружия и каких-либо действий по перемещению «Фаины».

- В начале декабря начали появляться сообщения о том, что судно вот-вот освободят. Были какие-то основания для таких заявлений?

- В это время действительно вышли на САМЫХ влиятельных руководителей пиратов и достигли с ними договоренности об освобождении. Практически все уже решилось, судовладелец готов был передать деньги. Оговоренную сумму выкупа доставили на территорию Кении. И в этой ситуации об этих планах стало известно окружению принцессы Амиры. Она сразу поняла, что не получит никаких дивидендов, и сделала все возможное, чтобы помешать. Ее окружение распространило информацию, якобы украинская сторона готовит силовую операцию по освобождению заложников. Переговоры снова заблокировались. Кстати, еще до переговоров по «Фаине» она разрушала другие договоренности с пиратами об освобождении суден.

- А как нейтрализовали принцессу Амиру?

- И оперативными способами, и официальными. Мы обратились и в ФБР, и в ЦРУ, и к руководству США. Тем временем наши люди работали по нейтрализации ее негативного влияния на пиратов. Это была непростая работа… Ведь в это время в регионе активизировалась деятельность крупной радикальной организации «Аль-Шабаб». Бывало, когда в каком-то населенном пункте представители переговорных сторон проводили совещание, нападали террористы и захватывали всех. Все срывалось. Так происходило неоднократно. Затем «Аль-Шабаб» начала угрожать захватом оружия на «Фаине». Тут уже заволновались сами пираты…

- Когда произошел перелом?

- После того как Служба внешней разведки и Главное управление разведки Министерства обороны Украины сузили оперативную составляющую и сконцентрировали внимание на тех вожаках пиратов, которые были способны реально принимать решения. После этого определились и с окончательной суммой выкупа.

«Некоторым пиратам, которые в разное время находились на судне, досталось не более чем по паре сотен долларов»

- Когда все было оговорено, встал вопрос, как переправлять деньги: кораблем, самолетом? — продолжает Николай Маломуж.  — Пираты настояли на небольшом самолете. Они до самого конца опасались силового захвата и поэтому перестраховывались.

- Не с вертолета сбрасывали деньги, как говорили моряки?

- Нет-нет… С самолета. К тому же эту операцию нужно было провести очень четко и конспиративно. В ее разработке и организации принимали участие и представители украинских спецслужб. Ведь проблема заключалась еще и в том, что самолету нужно было сделать посадку для дозаправки где-то на африканском континенте. Иначе он не долетел бы до места стоянки «Фаины», не хватило бы горючего. Поэтому пришлось искать место, где был хоть какой-то заправщик. После посадки самолета с деньгами и завершения заправки к нему неожиданно начали приближаться вооруженные люди, чтобы захватить его. Но самолет успел взлететь и взял курс к месту назначения.

Наша сторона настояла на том, чтобы на корабле выстроили моряков. Самолет пролетел на бреющем полете. Пилоты убедились, что экипаж в полном составе, и лишь после этого на парашютах сбросили два герметичных контейнера. Пираты подняли их из океана и начали считать деньги, проверять, не фальшивые ли они. Для этих целей на судно доставили специальные машинки. Отсчитав положенную кому-то сумму, садились с ней в лодку и партиями плыли к берегу.

В конце осталась небольшая группа, уже без денег. Они осторожничали, потому что раньше французы, проводя операцию по освобождению экипажа «Le Ponnant», последнюю лодку пиратов догнали и потопили. Вместе с деньгами!

- А без выкупа хоть раз удавалось освободить?

- Без выкупа — ни разу! В случае с «Фаиной» надеялись получить свою долю порядка 130 человек. У нас даже были данные, кому сколько причитается.

- И сколько получил главный координатор?

- Должен был — минимум 600 тысяч долларов. Другие — меньше… Некоторым пиратам, которые в разное время находились на судне, вообще досталось не более чем по паре сотен долларов.

- Вы вылетали в Кению за экипажем «Фаины» в качестве одного из руководителей украинской официальной делегации. О чем в Мамбасе вели переговоры с кенийцами?

- Мы прежде всего поблагодарили кенийскую сторону за содействие в освобождении наших моряков. Договорились о первой помощи экипажу судна в решении самых различных вопросов. Кроме того, провели переговоры с министром обороны Кении, представителями вооруженных сил о продолжении военно-технического сотрудничества. Обсуждали вопрос о необходимости создания в Кении ремонтной базы по обслуживанию полученной военной техники. Министр обороны также пригласил наших представителей приехать через два месяца на военные учения, в которых будут задействованы доставленные на судне танки. Кроме того, члены украинской делегации обсудили с представителями кенийского правительства ряд совместных программ в сфере сельского хозяйства, строительства железных дорог и других.

- Президент Виктор Ющенко сказал, что Украина присоединяется к европейской инициативе по борьбе с пиратством. Что это значит?

- Эта проблема требует комплексного решения силами всего мирового сообщества. В последнее время принят ряд резолюций ООН по этому вопросу, что само по себе имело положительный эффект. Но давайте реалистично смотреть на эту проблему. Ни резолюции, ни патрулирование военных кораблей, ни силовые задержания пиратов кардинально ничего не изменят. Нужно системно подходить к проблеме, приводить в соответствие с современными требованиями международную нормативно-правовую базу в сфере борьбы с морским пиратством, совершенствовать механизмы сопровождения грузов, систему оповещения об угрозах и их локализации, выделять под это соответствующие средства. В то же время, пока не нормализуется внутриполитическая и социально-экономическая ситуация в самом Сомали и пока государство не начнет наводить порядок на своем побережье, существенных изменений не произойдет. Без содействия международного сообщества ситуация быстро не изменится. Должна быть четко скоординированная программа борьбы с пиратством.

640

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів