Судмедэкспертам хватило смелости объявить погибшего ребенка тяжелобольным
На Ровенщине завершился судебный процесс по делу о гибели старшеклассника на территории школы. Напомним: в Корыстянской сельской школе Корецкого района Ровенской области
После многочисленных заседаний государственный обвинитель неожиданно сменил статью «Убийство по неосторожности» на... «нанесение легких телесных повреждений». Согласно заключению экспертов, у погибшего было очень больное сердце.
«Учительница биологии делала мальчику, пытаясь привести его в чувство, непрямой массаж сердца»
— Из физически крепкого ребенка решили сделать фактически умирающего инвалида, — вздыхает мама Алексея Чигиря
*Родители Алеши Наталия и Василий Чигир почти ежедневно в любую погоду спешат на кладбище к могиле сына
— Алеша был очень способным, трудолюбивым, воспитанным мальчиком, — рассказала «ФАКТАМ» сразу после случившегося заместитель директора по воспитательной работе Корыстянской школы Людмила Дячук-Лисовская. — Мы никогда не слышали от него худого слова, он не грубил ни учителям, ни одноклассникам. Всегда уравновешенный и спокойный. Он инвалид детства по зрению, однако от уроков физкультуры не был освобожден и занимался спортом практически наравне со всеми. Поэтому известие о том, что Алеша умер от сердечно-сосудистой недостаточности, нас потрясло.
В тот злополучный день кто-то из ребят прибежал в учительскую и сообщил, что Чигирю плохо. Схватив медицинскую сумку, я помчалась в кабинет украинского языка и литературы. Алеша лежал в конце кабинета и синел у меня на глазах. Учительница биологии, пытаясь привести мальчика в чувство, делала ему непрямой массаж сердца. Кто-то еще — искусственное дыхание. Однако время шло, а у Алексея пульс не прощупывался.
Учителя вызвали врачей из сельской амбулатории и районной больницы, а также позвонили в милицию и сообщили о случившемся матери Алексея Чигиря. К сожалению, прибывшим на место происшествия медикам спасти мальчика не удалось.
— После урока украинского языка предстояла сложная самостоятельная работа по математике, — вспоминает одноклассница погибшего школьника Мария Панчук, свидетельница происшедшего в классе. — Когда прозвенел звонок на перемену, мы с девчонками не вышли в коридор, а достали учебники по математике и, не теряя времени, стали готовиться. Я четко слышала: у последней парты началась потасовка между мальчишками, однако не обратила на это внимания. Вообще-то у нас частенько ребята могли потолкаться между собой, но серьезные драки случались крайне редко.
Мальчишки часто подшучивали над Алешей Чигирем, и мне не раз приходилось за него заступаться. Чигир был такой безобидный и добрый, что все подколы одноклассников переводил в шутку. А перед уроком украинского языка Чигир в потасовке с Русланом Назаренко (имя изменено. — Авт.) ударил товарища в пах. Назаренко сказал, что Чигир «попал по-крупному»: «Либо даешь за это 20 гривен, либо будем серьезно драться». Алеша выбрал последнее, но тут прозвенел звонок...
И как только прозвенел звонок на перемену, Назаренко схватил Чигиря и с силой ударил несколько раз головой о стену. Алеша упал и не подавал признаков жизни.
Опросив всех свидетелей, а также участника драки, правоохранители возбудили уголовное дело по статье «Убийство по неосторожности».
Вот выдержки из обстоятельств дела: «...В помещении класса на перемене между
«Мой сын никогда не жаловался на здоровье, тем более на боли в сердце»
Обвиняемому в смерти Чигиря Руслану Назаренко инкриминировалась статья «Убийство по неосторожности». Однако спустя три года после случившегося все кардинально изменилось.
— В ходе судебных заседаний была назначена комплексная судебно-медицинская экспертиза, — сообщил прокурор Корецкого района Алексей Парфенюк. — Согласно заключению экспертов, причинной связи между смертью потерпевшего и дракой... не выявлено. Поэтому государственный обвинитель сменил статью обвинения с «убийства по неосторожности» на «нанесение легких телесных повреждений».
— Каким же образом «легкие телесные повреждения» повлекли за собой смерть подростка?
— Этот вопрос касается здоровья погибшего, поэтому я не могу его комментировать, — ответил прокурор.
Между тем мама погибшего школьника полагает, что заключение экспертизы либо ошибочно, либо ложно.
— Мой сын никогда не жаловался на здоровье, тем более на боли в сердце, — объясняет Наталия Чигир. — Единственный его недостаток — плохое зрение. С раннего детства сын носил очки.
Как раз накануне смерти Алеши мы прошли медосмотр. Наш педиатр осмотрел сына, сказал, все в порядке, выдал справку и направил к окулисту. А вот окулист нас расстроил. Доктор отметил, что зрение ухудшилось, и отчитал Алешу, предположив, что он много времени проводит у компьютера. Дома я предупредила сына, что больше не позволю подолгу засиживаться у компьютера, буду отключать свет.
Записи в медицинской карте подтверждают слова матери. Мальчик неоднократно лечился в глазном отделении Ровенской областной детской больницы. Кроме снижения зрения, он больше ни на что не жаловался: отклонений со стороны сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной систем не отмечено.
— Алеша был совсем не хилым, а физически здоровым, крепким подростком, без труда мог подтянуться на перекладине двенадцать раз, — вспоминает учитель физкультуры Петр Бахно. — Оценка по физкультуре твердые десять балов. Правда, из-за плохого зрения не все мог выполнить. Например, не играл с одноклассниками в баскетбол и волейбол.
Однако судмедэксперты убеждены, что старшеклассник был очень болен. Более того, мог в любую минуту умереть от малейшего потрясения: «...Смерть Чигиря наступила в результате миокардиодистрофии. Выявленные патологические изменения сердца имеют место при перевозбуждении нервной системы. Инвалидность по зрению, физическая перегрузка, негативное психо-эмоциональное состояние целиком могли стать причиной смерти». Дальше еще интересней: «...Установить прижизненно имеющуюся патологию сердца у Чигиря Алексея было невозможно».
Наталия Чигир неожиданные «проблемы» с сердцем своего погибшего сына объясняет очень просто. Мама подсудимого мальчика, мол, вышла замуж за киевлянина, а тот, по слухам, работает в прокуратуре.
— Меня предупреждали, что у них есть деньги и связи для того, чтобы Руслан не сел в тюрьму, — вздыхает Наталия Леонтьевна.
20 июня Корецкий районный суд вынес приговор, согласно которому подсудимый... не понесет никакого наказания: «Руслана Назаренко признать виновным по статье 125 УК Украины (нанесение легких телесных повреждений) и назначить ему наказание в виде 100 часов общественных работ. Освободить от назначенного наказания в связи с окончанием срока давности».
— Алеша был моим первым помощником, моей опорой, — плачет Наталия Чигир. — Вот уже три года ежедневно, в любую погоду спешу на кладбище, чтобы поговорить с ним, рассказать, как прошел день... Как же теперь мне сына проведывать, что ему говорить? Алешеньки больше нет на свете — и никто за это не ответит?
7429Читайте нас у Facebook