Вместе с «письмом счастья» автовладелец получит код доступа на сайт ГАИ, где сможет в деталях рассмотреть снимок своего автомобиля
В ближайшее время Кабмин намерен подать в Верховную Раду проект изменений, которые планируется внести в Правила дорожного движения, а также в Админкодекс. Изменения позволят запустить систему автоматической фотофиксации нарушений. Есть основания полагать, что проект примут, и, вероятно, уже со следующего года для украинских автомобилистов начнется новая жизнь. В отличие от стоящего на обочине трассы патруля гаишников (по 15—20 минут выписывающих протокол), камеры автоматической системы способны «фильтровать» поток машин безостановочно, делая по нескольку десятков снимков в минуту. А значит, по крайней мере в первое время, количество штрафов может вырасти на порядок (в особенности, если пройдет еще одно недавно озвученное предложение ГАИ уменьшить ограничение скорости в пределах населенных пунктов с нынешних 60 до 50 километров в час).
Правда, пять лет назад у нас уже пытались внедрять похожую систему, однако в 2010 году «письма счастья» запретили решением Конституционного суда. В Конституции сказано, что «юридическую ответственность за правонарушение должно нести лицо, его совершившее». А ведь за рулем автомобиля, сфотографированного камерой в момент нарушения, не обязательно может сидеть его владелец. Кроме того, работу милицейских «Визиров» было трудно назвать автоматической — гаишники имели возможность снимать автомобили за пределами населенного пункта, а в протоколах указывать, что нарушения фиксировались в городской черте.
Впрочем, разработчики нового закона обещают не повторять прежних ошибок. Теперь камеры будут закреплены над дорогой в строго определенных местах, кроме того, лазерные радары намного точнее «Визира» и четко обозначают на снимке автомобиль-нарушитель. Как сообщают автоиздания, в ГАИ еще продолжают тестировать четыре системы автоматической фиксации, однако вопрос о выборе поставщика практически решен. Победителем тендера, утверждают авторы публикаций, скорее всего, станет известная китайская компания, камеры которой способны не только определять скорость, но и распознавать множество других нарушений — проезд на красный свет, выезд на встречную полосу и даже остановку в неположенном месте.
«Хозяина машины освободят от ответственности, если он укажет, что за рулем находился другой человек»
О подробностях подготовки к началу автоматической фотофиксации «ФАКТАМ» рассказал заместитель начальника департамента ГАИ МВД Украины Владимир Резников.
— Владимир Владимирович, известно, что к автоматической фотофиксации ГАИ готовится давно, по всей Украине идет тестирование «Гарпуна».
— Пожалуйста, не путайте: система «Гарпун» к фотофиксации никакого отношения не имеет! «Гарпун» — американский радар лазерного типа «Трукам», который измеряет скорость. Это антивандальный бокс со специальной защитой, в котором установлен сам «Трукам» плюс устройство для передачи данных о зафиксированном нарушении. Система выявляет нарушение в том месте, где установлен комплекс, и передает информацию наряду, который может находиться через километр, через два, через пять, через сто километров! То есть, условно говоря, это как мобильный телефон: с одной стороны я с вами говорю, а на другой трубке находитесь вы. Сотрудник ГАИ увидел информацию, остановил подъезжающий автомобиль, ознакомил водителя с фактом правонарушения, показал ему на мониторе видео, дату, время, тут же составил административный протокол (написал его от руки), вынес постановление об уплате штрафа и вручил человеку. Вот так работает «Гарпун».
Фотофиксация — совсем другой способ. Нарушение выявляет специальная стационарная техника, которая работает без участия человека. При этом никакой протокол не составляется. Сведения о нарушении поступают в Центр обработки информации. Там данные анализируются операторами, и по выявленному факту выносится постановление-уведомление. Это постановление отсылается владельцу транспортного средства почтовой корреспонденцией по тому адресу, где он зарегистрирован или который указал во время регистрационных операций.
В постановлении, или, как вы его называете, «письме счастья», будет вся информация: время, дата, скорость, географические координаты, номер и данные о приборе. Сейчас мы тестируем несколько таких систем. Но, повторюсь, «Гарпун» к ним отношения не имеет.
— А если за рулем будет не владелец машины? К примеру, я пользуюсь не своим автомобилем. Сейчас для этого даже доверенность не нужно оформлять.
— Но владелец дал вам машину добровольно?
— Безусловно.
— То есть он знает, что вы ездите на его машине. И вот завтра владельцу приходит уведомление о том, что на принадлежащем ему автомобиле было совершено правонарушение — например, превышение скорости. Используя код доступа, автовладелец сможет зайти на сайт, где будет размещена фотография машины с большим разрешением, и убедиться, что это именно его транспортное средство. Хозяин думает: ага, 6 ноября в 9.30 зафиксировано превышение скорости, я как раз в это время был на работе, а машиной пользовался мой друг Тарас. Он звонит вам и говорит: «Ты, конечно, хороший парень, но, пожалуйста, веди себя адекватно. Почему превышаешь скорость? Мне же приходится платить за тебя штрафы. Компенсируй эти деньги и больше не нарушай».
— Но если договориться не удастся?
— Автовладелец может быть освобожден от ответственности, если укажет, что за рулем находился не он, а, к примеру, его знакомый, который пользуется машиной. Как только хозяин машины уведомит об этом орган, который вынес постановление, административное производство в его отношении прекращается, и открывается новое — в отношении того человека, на которого указал автовладелец. Принцип европейского права!
«Надо контролировать и скорость, и проезд на запрещающий сигнал светофора, и движение по выделенным полосам»
— А если я не знаю, кто был за рулем? Оставлял автомобиль на мойке, и мойщики без моего ведома на нем катались, нарушая правила.
— Получается, вашей машиной незаконно завладели?
— Получается, что так.
— Пишите, пожалуйста, заявление в милицию, мы будем проводить проверку. Если установим, что какой-то мойщик незаконно завладел вашим транспортным средством, то к нему нужно применять меры криминального порядка. В свою очередь владелец автомобиля освобождается от ответственности, если укажет, что транспортное средство выбыло из его владения по причине противоправных действий других лиц. Вы поставили машину вечером возле дома, утром проснулись — ее нет. Какой-то негодяй угнал автомобиль и целую ночь гонял на нем по городу! Вам, как владельцу, выписали кучу штрафов, а вы в это время мирно спали дома. Тогда вы пишите заявление в милицию, проводится проверка, и, если подтверждается, что автомобиль у вас был незаконно изъят, то есть установлен факт угона, в отношении вас административное делопроизводство будет прекращено.
— То есть я должен доказать факт угона? А как же презумпция невиновности?
— Факт угона устанавливается! В то же время вас предупреждают об ответственности за заведомо ложное сообщение о преступлении. Ведь, согласитесь, вы сейчас придумываете разные «хитрости», чтобы уйти от ответственности! Но почему в Германии никто не хитрит? Потому что там все знают, что хитрить — себе дороже. Проще — не нарушать! Едьте спокойно, и вам будет все равно, сколько камер установлено на дороге. Камеры, фотофиксация — это реальная угроза лишь для тех людей, которые чувствуют себя безнаказанными на дороге, привыкли превышать скорость и ездить на красный свет.
— Автоматическая фотофиксация будет контролировать только превышение скорости?
— Посмотрим, что будет принято. Я считаю, надо предлагать несколько вариантов. Контролировать и скорость, и проезд на запрещающий сигнал светофора, и движение по выделенным полосам. Вы видите, что у нас в Киеве творится, когда на полосе для общественного транспорта устраивают стоянку, парковку. А попробуйте в России это сделать! Там быстро навели порядок. Вот вы паркуете машину под знаком «Остановка запрещена», потому что знаете, что никакой ответственности не понесете. Такая у нас «культура».
— Думаю, властям стоит более ответственно подходить к установке знаков, тогда и отношение со стороны водителей будет соответствующее. Почему, например, на Столичном шоссе, где нет ни одного пешеходного перехода, действует обычное «городское» ограничение скорости? А знаки «Остановка запрещена» у нас вообще на каждом шагу — по делу и без дела. Водителей просто провоцируют на нарушения!
— Укажите мне, пожалуйста, хотя бы одно место в городе, где знак «Остановка запрещена» стоит бесполезно. Учитывая, что Киев перегружен транспортом, затор образуется через две минуты, если машина припаркуется в левом или правом ряду. Вы же знаете об этом! Проблема в том, что у нас отсутствуют паркинги — людям некуда ставить машины, у нас нет полноценной кольцевой дороги, которая бы разгрузила Киев. Поэтому все бросают машины там, где хотят, где удобно! А чем обусловлено ограничение скорости в европейских городах — 50 километров в час? Как вы думаете?
— В Европе на магистралях вроде Столичного шоссе, которые проходят через город, можно ехать и 80, и 100 километров в час!
— Не сравнивайте. Речь идет об автобанах, которые ограждены от пешеходов пятиметровым забором слева и справа. А у нас что? Человеку захотелось перейти дорогу, например, Столичное шоссе. Да еще и с тележкой! Автомобилю при скорости 90 километров в час, чтобы остановиться, нужно не менее 45 метров. А если сзади движется товарищ, который вместо 50 метров дистанции будет держать только 20 или 5 метров? Сработает принцип «домино», правда? Поэтому Европейский союз и заявляет: 30 процентов аварий в Украине происходит из-за превышения скорости. В Европе люди едут 50 километров в час и везде успевают! И заторов там меньше. Мы же позволяем себе мчаться по городу на скорости 100 километров в час, хотим, чтобы было разрешено еще больше, и постоянно… стоим в пробках!
«На пять боксов приходится два работающих «Трукама»
— Чтобы принудить водителей снизить скорость, ГАИ сейчас ставит на трассах металлические боксы с окошечком, которые якобы фотографируют автомобили. Начальник киевской ГАИ Анатолий Куринный сообщил, что в столице 16 таких «ящиков» и еще пять настоящих антивандальных боксов, в которых действительно может стоять «Гарпун».
— По такому принципу мы действуем по всей стране. Наша задача: чтобы в аварийно опасных местах или там, где наиболее часто происходят ДТП, был сдерживающий фактор для любителей быстрой езды. Двигаясь по дороге, автомобилисты сначала видят предупреждающий знак о проведении фотовидеофиксации. Если они не восприняли предупреждение и все равно пытаются превысить скорость, то наличие такого бокса несколько сдерживает их пыл. Действительно, реальное количество антивандальных боксов, в которых установлены «Трукамы», намного меньше, чем так называемых фальшбоксов. Логика в следующем: на пять боксов может быть два работающих «Трукама», но поскольку камеры постоянно передислоцируются, увидеть, где именно установлен работающий комплекс «Гарпун», возможно только с близкого расстояния. Наша цель — не протоколы составлять, а добиться, чтобы в аварийно опасных местах люди не превышали скорость, не выезжали на полосу встречного движения, не нарушали правила обгона.
— Но ведь в фальшбоксы «Гарпун» не установишь: фактически, это просто «пугала»!
— А как вы определите, фальшбокс это или не фальшбокс?
— В фальшбоксах нет задней дверцы, это просто коробка, что прекрасно видно.
— Если вы подъедете к нему близко и присмотритесь, то поймете, что это фальшбокс. А когда движетесь на скорости, то не видите, настоящий он или нет. Кроме того, монтируется прибор очень просто. Сию минуту в этом месте может стоять фальшбокс, а через час я его сниму и поставлю бокс с камерой. Еще раз повторяю, наша цель — не запугать автомобилистов, а сделать так, чтобы было невыгодно нарушать. Законопослушному водителю должно быть все равно, сколько на дороге боксов или приборов фотофиксации.
3144Читайте нас у Facebook