Наука та технології

Геннадий Борисов: «Астероиды, в отличие от комет, астрономы своими именами не называют. Это признак дурного тона»

17:15 19 листопада 2013
Крымский ученый в течение трех месяцев обнаружил три (!) небесных тела

«ФАКТЫ» уже сообщали, что научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга Геннадий Борисов открыл новую комету (впервые за годы независимости Украины), получившую имя ученого. А в ночь с 12 на 13 октября он обнаружил ранее неизвестный астероид, который был занесен в перечень потенциально опасных. «Просчитали вероятность, что астероид, получивший рабочее название 2013 TV135, может столкнуться с Землей либо 26 августа 2032 года, либо в августе 2047-го. Однако не надо бить тревогу раньше времени. Шансы столкновения примерно один к 63 тысячам», — успокоил тогда открыватель. Тем не менее вскоре в СМИ появилась информация о том, что вероятность столкновения 400-метрового астероида с Землей в 2032 году вновь увеличилась: по итогам наблюдений НАСА за две недели она составила один шанс из 9,09 тысячи.

Но и на этом новости от крымского исследователя не исчерпались: на днях стало известно, что Геннадий Борисов открыл еще одну комету.

*"С помощью одних телескопов мы ищем новые объекты, исследуем их структуру, а другими детально изучаем уже известные небесные тела", — рассказал Геннадий Борисов

— Многие ваши коллеги-астрономы за всю свою профессиональную карьеру не открыли ни одного небесного тела, а вы за три месяца обнаружили сразу три. Это везение, закономерность или случайность? — интересуюсь у Геннадия Борисова, с которым мы беседуем в Крымской астрофизической лаборатории в поселке Научный.

— Дело в том, что астрономы-профессионалы в основном занимаются исследованием известных объектов, а не ведут поиск новых, и крупные телескопы не рассчитаны на такие открытия. Неизвестные небесные тела я обнаружил, создав телескоп небольшого диаметра. Это сложная оптическая схема, которая практически не имеет аналогов в мире. Телескоп обладает широким полем зрения, высокой светосилой. Я могу просматривать огромные участки на небе, несмотря на небольшой диаметр прибора.

— Так, может, уже не нужны громадные телескопы, как, например, вот этот, рядом с которым мы сейчас находимся?

— Нет, телескопы выполняют разные задачи, и нельзя сравнивать, какой лучше. Это как у фотографа: есть широкоугольный объектив, которым он снимет вид здания или интерьер, и есть телеобъектив, чтобы запечатлеть удаленный объект, птичку или животное. Так и мы одними телескопами ищем новые объекты, исследуем их структуру, а другими детально изучаем уже известные объекты и получаем, конечно, более важную информацию, чем с небольшого телескопа.

— Когда первый раз увидели «свои» кометы и астероид, какие ощущения испытывали?

— Это не секундный момент. Наблюдения несколько часов обрабатываются. Потом проверяешь, есть ли объект в международной базе данных. А если убедился, что действительно новая комета летит, уточняешь, не дефект ли это изображения. Затем стараешься быстро отправить результаты наблюдений в Центр малых планет и ждешь ответа. Вот тогда, конечно, появляется мандраж. Волнуешься, что кто-то еще параллельно мог обнаружить комету, тогда приоритет будет утрачен.

В Центре малых планет орбита моего астероида уже просчитана. Его период обращения — чуть меньше четырех лет, и каждые четыре года он будет приближаться к орбите Земли. Сейчас ведутся дополнительные наблюдения за ним, чтобы уточнить, насколько объект опасен.

— Зарубежные коллеги отреагировали на ваши открытия?

— Меня поздравили несколько известных астрономов, которые в свое время открывали кометы: Терри Лавджой из Австралии, Михаил Егер из Австрии. Коллеги из Москвы звонили.

— Кометы названы вашей фамилией по чьей инициативе?

— Таково международное правило. Кометы получают имя своего открывателя, независимо от его мнения и желания. А вот с астероидами иначе. Как правило, своими именами не называют астероиды, это считается признаком дурного тона. Нельзя давать таким телам имена военных или политических деятелей.

— Интересно, многим ли посчастливилось открыть небесный объект?

— Людей, открывших кометы, меньше сотни за всю историю человечества. Среди них — австралиец Уильям Брэдфилд, обнаруживший около двух десятков комет. На счету Роберта Макнота из Австралии более 30 «новеньких» комет, все они получили его имя. А вообще, открыть комету — большая удача. И сколько она будет летать, столько и будет носить имя своего открывателя.

— За каким небесным объектом вы больше всего любите наблюдать?

— Конечно, за кометами. Они все время меняются. Сегодня у нее такой «хвост», завтра — другой, меняется и цвет кометы. Это очень красивые объекты. В 1996 году ярчайшая комета Хякутакэ через все небо проходила. Ее можно было наблюдать без помощи телескопа. Невооруженным глазом смотришь — она над Симферополем начинается, а там (показывает) заканчивается.

— Наверное, вы с детства хотели стать астрономом?

— Да. Занимался любительским телескопостроением еще в школе, с седьмого-восьмого класса. А потом поступил на астрономическое отделение физфака МГУ имени Ломоносова.

— Близкие уже смирились с тем, что вы по ночам не спите, а наблюдаете за небом?

— Они тоже не спят (улыбается).

— Многие считают, что астрономы — особые люди и «земные» проблемы их не очень-то интересуют. И все же о чем вы мечтаете?

— Обнаружить побольше новых небесных объектов, особенно комет. Когда меня спрашивают: «А зачем тебе это? Ты ведь уже открыл две кометы!» — я отвечаю: «Бразильцы уже пять раз становились чемпионами мира по футболу, так что, их команду теперь нужно распустить и больше не тренировать? Нет, они тренируются и дальше. И готовятся к новому чемпионату мира». Так что надо продолжать наблюдать за небом, открывать новые объекты. Это же так интересно!

P. S. На днях ученые снова снизили вероятность столкновения 400-метрового астероида 2013 TV135, открытого Геннадием Борисовым, с Землей в 2032 году до одного шанса из 345 тысяч. Однако как поведет себя небесное тело, пока не известно.