«Нельзя столько времени держать бойцов спецназа в постоянном напряжении — они от этого попросту звереют»
В Центральном госпитале МВД все больше пациентов, попавших сюда по причине революционных событий. «ФАКТЫ» писали о том, что после стычки на Банковой в минувшее воскресенье на больничных койках оказались 49 солдат-срочников внутренних войск. 19—20-летние парни, в течение нескольких часов сдерживавшие натиск толпы перед зданием Администрации Президента, получили травмы различной степени тяжести — от ушибов и синяков до поломанных рук и ног.
«Кто-то из нападавших схватил меня за шиворот и задул под шлем слезоточивый газ»
— В понедельник с ушибами и травмами внутренних органов в результате сильного сдавливания в госпиталь доставлены еще четверо солдат, — рассказала пресс-офицер внутренних войск МВД Украины Виктория Кушнир. — Кроме того, 20 военнослужащих поступили в течение минувшей недели с простудными заболеваниями. Люди стоят в оцеплениях по нескольку часов. Хоть и меняются, но все равно замерзают, простужаются. У многих высокая температура.
Корреспонденты «ФАКТОВ» навестили молодых пациентов милицейского госпиталя. Оговоримся сразу, что попытка поговорить с кем-либо из бойцов «Беркута», также попавших в госпиталь, не привела к успеху: спецназовцы категорически отказывались от общения с журналистами. А вот срочники разговорились охотно.
— Мы просто выполняли свою службу! — горячо воскликнул Василий, попросивший не называть его фамилию. — Ошибка была в том, что мы оказались не готовы к такому резкому напору, не ожидали такой агрессии! Ведь у нас даже щитов не было. Я служу восемь месяцев, выезжал на разные митинги, не раз стоял в оцеплении, но такое произошло впервые. На место нас привезли с утра, на задание выставили после 12 дня, уже когда начался митинг. Нашей десятке выпало стоять в первом ряду, сразу за заграждением. У каждого из нас были средства индивидуальной защиты: наколенники, налокотники, шлемы и бронежилеты. Дубинки были, но мы ими не пользовались. Начали заварушку, конечно, провокаторы. Их легко было узнать — молодые парни в черных масках. Они кидали в нас камни, вызывали «Беркут» на бой. Где в это время находились бойцы «Беркута», я не знаю. Мы стояли в восемь рядов, их за нами не было. Потом на нас поехал бульдозер. Конечно, было очень страшно. Мы изо всех сил отталкивали наезжавший ковш. А потом началась потасовка.
Я несколько раз получил цепью по руке, — Вася показал перебинтованную руку. Диагноз врачей — трещина кости. — Потом кто-то из нападавших схватил меня за шиворот и задул под шлем слезоточивый газ. Это очень больно, лицо печет, как огнем. Да я еще и вдохнул, газ попал в дыхательные пути. Это вообще ужас. Кстати, промывать водой или даже просто растирать лицо руками ни в коем случае нельзя, будет еще хуже. Я сразу отошел назад, меня отвели к «скорой» и увезли в госпиталь.
— А я продержался еще часа четыре, пока не получил камнем по колену, сбоку от наколенника, — поделился Богдан Кучук, который, в отличие от друга, фамилию назвал без колебаний. Впрочем, сфотографироваться для газеты оба были не против. — Сначала думали, что перелом, но теперь врачи говорят — только трещина. Значит, скоро выпишут. Родители приезжали лишь один раз: далековато добираться из Черниговской области. А крестный навещает почти каждый день.
*Находящиеся в госпитале МВД солдаты внутренних войск Василий (на снимке — сидит) и Богдан говорят, что защищавшие Администрацию Президента «оказались не готовы к такому резкому напору, не ожидали такой агрессии» от митингующих (фото Марии Василь)
По словам Богдана, после выздоровления он с удовольствием вернется в часть, чтобы дослужить оставшиеся четыре месяца. Сказал, служба ему нравится. Кормят вкусно, отношения между сослуживцами хорошие.
— А вы общаетесь с сотрудниками «Беркута», которые лежат с вами в одном отделении?
— Не особо. Что нам обсуждать, где они были, пока нас били? Впрочем, мы понимаем, что эти парни сами ни в чем не виноваты. Они тоже выполняли приказ своего руководства.
«Всех оперативников в гражданском на евромайдане, избили свои же коллеги»
Как в действительности разгоняли мирных студентов на майдане Незалежности в ночь на 30 ноября, «ФАКТАМ» рассказал один из бойцов спецподразделения «Беркут» Андрей (по просьбе собеседника его имя изменено).
— Скажите, неужели спецподразделениями милиции наработаны именно такие жестокие методы разгона мирных демонстраций? Ведь, судя по тем видеокадрам, которые есть в свободном доступе в интернете, и внутренние войска, и «Беркут» на учениях применяют совсем другую тактику разгона волнений.
— Вы правы, в ту ночь на субботу никто не применял отработанный план разгона демонстрантов. Чтобы было понятно, немного расскажу, как должны проводиться эти мероприятия. После блокирования митингующих в боковых оцеплениях обязательно оставляют небольшие проходы, чтобы демонстранты могли постепенно покинуть место зачистки, — говорит наш собеседник. — Звучит предложение мирно разойтись. Затем выстраиваются бойцы со щитами и начинается выдавливание: шеренга постепенно наступает, при этом бойцы для психологического давления бьют палками по щитам и кричат «Раз!». Если среди демонстрантов находятся агрессивно настроенные индивидуумы, которые нападают на цепь бойцов, перед ними щиты размыкаются, и они оказываются внутри коробки, а цепь снова смыкается. У многих попавших в такое окружение пыл сразу улетучивается. Их задерживают и доставляют в райотдел для дальнейшего разбирательства. В общей сложности разгон демонстрантов должен длиться не более 20 минут, при этом применение спецсредств минимально.
А теперь посмотрите, что происходило в ночь на субботу при разгоне студентов. Митингующих блокировали со всех сторон и ни одного (!) коридора для выхода никто не оставил. Да и спецназ не медленно наступал, а ринулся по команде. Значит, производилась зачистка по плану «Стадион» (есть такой оперативный план. — Авт.). Это первое. Второе: почему на Майдане действовал сводный отряд «Беркута» из разных регионов? Ведь хотя все спецназовцы отрабатывают одни и те же планы стандартных операций, слаженности между ними не может быть. Ответ на этот вопрос прост: видимо, командиры «Беркута» столичного региона, узнав о готовящемся плане разгона, отказались участвовать в кровавой бойне. Поэтому и свели бойцов различных подразделений.
Кстати, среди участников евромайдана находилось около десятка сотрудников милиции в гражданском, которые вели негласное документирование происходящего. Их никто не предупредил о предстоящем разгоне. В результате все они оказались избитыми своими же коллегами. Насколько мне известно, двое из них до сих пор в госпитале с серьезными переломами. После такого отношения оперативники отказались «тихарить» среди митингующих, и эту функцию возложили на бойцов внутренних войск (один из таких «тихарей» и был замечен журналистами «5-го канала» в Верховной Раде во время голосования об отставке правительства).
— А почему на Банковой, когда 1 декабря провокаторы бросались на строй бойцов внутренней службы, солдатикам не выдали хотя бы щиты для индивидуальной защиты? Получается, их просто подставили?
— Я не хочу обидеть ребят, но… в первых рядах стояли «беркутовцы», которых срочно переодели в форму ВВ, — продолжает Андрей. — Почему им не выдали щиты, которыми можно прикрыться от летящих камней? Наверное, из тех соображений, что при наличии пострадавших есть законный повод снова применить силу против митингующих. Да и кровь товарищей заставляет остальных бойцов действовать более жестко.
Кроме того, нельзя столько времени держать в автобусах спецназовцев в постоянном напряжении. Ведь какой бы ни была психологическая подготовка, от длительного напряжения люди попросту звереют. В какой-то момент бойцы либо взбунтуются и, бросив все, вернутся к месту дислокации (или присоединятся к митингующим), либо начнут крушить все на своем пути.
4319Читайте нас у Facebook