Лера Бородина: «Все время опасалась, чтобы клиенты не узнали, что я… еще ребенок»
Лера Бородина с детства понимала: чтобы получить желаемое, нужно усердно работать. Уже с 14 лет девочка из интеллигентной семьи (отец — архитектор, мать — преподаватель в музыкальной школе) начала самостоятельно взбираться по карьерной лестнице. Целеустремленная и активная, к 21 году она открыла PR-агентство и успела поработать маркетинговым директором в Comedy Club Ukraine. Сейчас Лера Бородина — основатель крупнейшего в Украине интернет-сервиса проката вечерних и коктейльных платьев Oh My Look! и владелица шоу-рум в центре Киева. Девушка одевает в брендовые платья многих представителей шоу-бизнеса. Среди ее постоянных клиентов популярные телеведущие, артисты и звезды эстрады, такие как Ани Лорак, Анастасия Заворотнюк, Татьяна Денисова, Алена Мусиенко… Участницы самых популярных шоу на каналах СТБ, «1+1» и ТЕТ тоже регулярно появляются в эфире в нарядах от Леры.
Проект Oh My Look! Бородина запустила в феврале этого года. Многие говорили ей, что это странная идея, но с момента создания сервиса на сайте зарегистрировалось около 12 тысяч пользователей, а на страничке в «Фейсбуке» появилось уже более 17 тысяч подписчиков. Теперь у Леры ежемесячно берут напрокат не меньше 200 платьев. О доходе своей компании хозяйка говорить не хочет, но, хитро улыбаясь, уверяет: проект прекрасно окупается и очень жизнеспособен.
«Лет до двадцати я стеснялась своего возраста»
— Как пришла в голову идея создать сервис проката платьев?
— Она возникла еще в 2010 году, но как-то долго не доходили руки, — рассказывает Лера Бородина. — Вообще, все идеи появляются, когда лично мне чего-то не хватает. Можно сказать, что у меня переполнился шкаф. А ведь это самая распространенная женская проблема: нечего надеть и некуда сложить. Кроме того, у девушек есть своеобразная психологическая модель, мужчинам ее не понять: надевая новое платье впервые, чувствуешь себя королевой, а когда идешь куда-то в том же наряде второй раз — уже не то. Не зря подружки любят меняться одеждой. Если девушка часто ходит на разные мероприятия, то ее шкаф постепенно наполняется нарядами, которые она вряд ли еще раз наденет. Они только пылятся и занимают место. Вот я и придумала решение.
На самом деле идея проката не нова. В Европе и США в подобных сервисах можно найти около 25 тысяч вечерних или коктейльных платьев. А вот в Украине мы одни из первых, кто успешно реализуется в этой сфере. Сейчас у нас в наличии около 700 платьев, но я часто езжу за границу и привожу новые модели. Гардероб пополняется еще и за счет того, что свои наряды нам сдают артисты. Например, есть платье Златы Огневич, которое было сшито специально для ее участия в церемонии «Viva! Самые красивые люди Украины». Певица один раз надела платье, после чего отдала нам, чтобы оно могло еще кого-то порадовать. Такая же история с нарядами Катерины Осадчей и Насти Приходько.
— А с чего начался ваш путь в бизнес?
— Это было еще в школьные годы. Все началось с того, что мне захотелось иметь CD-плеер. Но я росла в не очень обеспеченной семье и отлично знала: мне его не купят. Впрочем, истерики по этому поводу не закатывала, понимая, что на свои желания надо зарабатывать самой. Учась в девятом классе, я, как и многие другие подростки, старалась почаще ходить на концерты и музыкальные фестивали. Сначала меня водили туда друзья родителей, но мне было мало стоять под сценой, я хотела… попасть за кулисы. Тогда-то и созрел план. Пошла в кружок журналистики «Юнпресс» во Дворце молодежи. Получив «корочку» журналиста, смогла беспрепятственно посещать разные мероприятия. Я была невероятно общительной девочкой и никогда не стеснялась подойти и заговорить с интересующим меня человеком. К тому же выглядела старше и старалась вести себя как взрослая, так что быстро нашла себе товарищей и среди журналистов, и среди артистов. С ностальгией вспоминаю те времена, эту большую и очень светлую тусовку. Тогда еще шоу-бизнес не был так коррумпирован, было много действительно талантливых людей.
Проводя свое отрочество в таком кругу, я поняла, что есть молодые артисты из России, которым важна раскрутка в Украине. Тогда я принялась усердно изучать PR и предлагать свои услуги менеджера очень дешево. При этом к работе относилась со всей самоотверженностью — мне безумно нравилось! Бралась за все: организовывала концерты, возила записи песен на радио и договаривалась, чтобы их почаще крутили. А еще ездила на метро с полной сумкой денег: развозила гонорары артистам. За работу получала 150 долларов — на то время для школьницы просто безумные деньги. И я таки смогла купить желанный плеер.
— И вас, несмотря на столь юный возраст, воспринимали серьезно?
— Я прибавляла себе пару лет. Если спрашивали, говорила, что мне семнадцать, — смеется Лера. — Вообще, лет до двадцати я стеснялась своего возраста. Все время опасалась, что тайна вот-вот раскроется и клиенты узнают, что я еще ребенок. Но все были мной довольны, и возраст не имел значения. К примеру, с продюсером группы «Мультфильмы» Антоном Соя я долгое время сотрудничала в телефонном режиме, разрабатывала для группы стратегию продвижения. Когда же мы с ним наконец встретились, было видно, что он изумлен. Антон сказал, что я подозрительно молодо выгляжу, а затем прибавил, мол, все равно, сколько лет человеку, если он работает с полной самоотдачей. Уже в 16 я занималась рекламными кампаниями и продвижением в Украине таких артистов, как Авраам Руссо, Глюкоза, группа «Сплин»…
— А как же школа, удавалось совмещать?
— Какая там школа! Я в девятом классе стремительно скатилась в учебе, а к концу выпускного класса появлялась на уроках вообще крайне редко. Не знаю, как меня не выгнали. С горем пополам окончив школу, даже поступила в университет, но проучилась недолго: работать было интереснее, чем сидеть в аудитории. В 19 лет меня в прямом смысле заманили на должность маркетингового директора в Comedy Club Ukraine. Там трудилась два года. Это был мой единственный опыт в качестве наемного работника. Мне все же больше нравилось работать на себя, поэтому я уволилась и в 21 открыла PR-агентство. Больших затрат не потребовалось — всего лишь аренда помещения, одна помощница. Заказов было более чем достаточно, ведь меня уже многие знали. Но через три года, после кризиса, агентство пришлось закрыть.
— Как ваши родители отнеслись к такому выбору между учебой и работой?
— Мама никогда не понимала и, кажется, до сих пор не может понять. Она-то окончила школу с золотой медалью. Забросить учебу ради какого-то там шоу-бизнеса?.. Для нее это дикость. Единственное, что она сделала для моей поддержки, — разрешила не учить химию. Папа хотел, чтобы я стала юристом. Услышав о моих предпочтениях, он закрыл глаза и произнес: «Господи, еще одна сумасшедшая в нашем доме!» В общем, родители меня не поддерживали. Я никогда не слышала от них что-то вроде: «Дочь, ты молодец!» Но это меня воспитало: чтобы вдохновляться, мне теперь не нужно слышать похвалу.
«Важно избавиться от навязчивых вопросов вроде „А что обо мне подумают?“
— Что вас вдохновляет?
— По-настоящему удачливые люди. К примеру, Михаил Саакашвили. Мне посчастливилось сотрудничать с Министерством культуры Грузии, когда я взялась за популяризацию этой страны для туризма. Тогда премьер-министром там был Николоз Гилаури. Основной задачей команды, с которой я работала, было разрушать стереотипы и рассказывать о достижениях этой страны. Несколько месяцев я жила на чемоданах, мотаясь из Украины в Грузию и назад. Даже перестала распаковывать вещи. Хочу сказать, что это на самом деле удивительная страна, а Саакашвили — человек, который кардинально ее изменил. Сейчас там полностью отсутствует коррупция. Признаться честно, мне иногда даже хотелось, чтобы она хоть немножечко была, чтобы легче было решать некоторые вопросы, — подмигивает Лера. — Но нет! Сложно поверить, но министр экономики там снимает квартиру, а министр инвестиций, покинув пост, не мог пополнить себе телефонный счет.
— А свой сервис вы как продвигаете?
— Я уже давно убедилась: лучшая реклама — это сарафанное радио. Уверена, что я не первая так говорю. Конечно, огромную роль играют друзья. Чем их больше, тем лучше. У меня всегда очень много идей, и реализовать их часто помогают знакомые. Однажды коллегам предложили провести вечеринку с показом в одном из киевских ночных клубов, и меня попросили помочь с организацией. Загвоздка была в том, что на это не выделили денег. Но мероприятие организовать очень хотелось. Тогда я привлекла друзей. Сногсшибательные декорации сделали знакомые дизайнеры, моделей тоже подобрали из своих кругов. Пригласили одну из киевских групп, жаль, уже и не вспомню, кого именно. Все отнеслись к вечеринке так, будто делают ее для себя. Гости были в восторге, никто и представить не мог, что мероприятие обошлось в… 350 гривен. Думаю, окружение человека — это 50 процентов успеха во всем, что бы он ни делал.
Что касается сервиса проката, то наша команда, в которую входят семь человек, включая меня, фотографа и редактора, ведет модный блог в социальной сети. Он очень помогает всегда быть в курсе пожеланий и вкусов потенциальных клиентов.
— Инвестиции со стороны вы в свой бизнес привлекаете?
— За время работы я успела накопить достаточно средств, чтобы самостоятельно делать вложения в свои проекты. С инвестициями почти не знакома, но понимаю, что они будут необходимы для роста Oh My Look!
— Что еще, по вашему мнению, необходимо для достижения успеха?
— Нужно что-то делать! Делать — ключевое слово. И не бояться. Не страшно, если с первого раза не получится. И очень важно избавиться от навязчивых вопросов вроде: „А что обо мне подумают? А вдруг у меня ничего не выйдет?“.
— А как быть в моменты, когда опускаются руки и кажется, что все идет не так? Ведь такое случается с каждым.
— Рано или поздно это пройдет, надо просто переждать. Наше психологическое состояние постоянно колеблется между „я — гений“ и „я — ничтожество“. Это абсолютно естественно, ведь без падений не может быть и взлетов. Нужно позволить себе отдохнуть и, пока вдохновение не вернулось, съездить в отпуск.
„Очень люблю Украину, особенно Киев. Тут еще так много возможностей для самореализации!“
— Знаю, что у вас есть маленькая дочь. Трудно совмещать воспитание ребенка и карьеру?
— У женщины всегда есть выбор — сидеть дома с детьми или заниматься саморазвитием. Я постоянно куда-то бегу, у меня куча дел, проектов, мероприятий. Сонечке сейчас четыре года. Когда она родилась, я хотела пробыть в декрете минимум полгода, но не получилось. Выдержала только два месяца и почувствовала, что начинаю глупеть. К счастью, Соня такой же экстраверт, как и я: никогда не жалуется, всегда в хорошем настроении и с удовольствием общается с няней и новыми людьми. Она уже знает, кем хочет быть. Мастером, строителем и пожарником. Сейчас Соня — моя самая сильная мотивация. Я осознаю, что подаю дочке пример и закладываю определенные модели поведения. К тому же, когда она подрастет, ей будет гораздо интереснее общаться с деятельной мамой, чем с мамой-домохозяйкой, которая в жизни не получила никакого опыта, кроме мытья сковородок и выпекания пирогов. Не могу сказать, что ради работы приходится чем-то жертвовать, у меня все гармонично. Да и вообще, мое время не делится на работу и жизнь. Это одно целое.
— Как стать успешным, мы с вами выяснили, а как стать счастливым?
— Сейчас подумаю… В первую очередь не завидовать и не ругать себя ни за что, ведь это бессмысленно. Недавно открыла для себя формулу, которая очень помогает, — 4Н + Д: никто никому ничего не должен. Как только это понимаешь, сразу перестаешь чего-то ждать от людей и любой шаг навстречу расцениваешь как маленькое чудо.
— Здесь, в Украине, вас все устраивает? Не хотелось жить и работать в другой стране?
— Нет, ни в коем случае! Я очень люблю Украину, особенно Киев. Тут еще так много незанятых ниш, никем не придуманных проектов и возможностей для самореализации! Я всегда с удивлением слушаю о том, что якобы в Киеве нельзя найти работу. Это неправда. Ее не только можно найти, ее можно создать самому! Убеждена: если что-то не делается, то только из-за лени. Целеустремленный человек отыщет тысячи способов получить желаемое.
*"Работу не только можно найти — ее можно создать самому! — говорит Лера Бородина. — Если что-то не делается, то только из-за лени»
Читайте нас у Facebook