ПОИСК
Клуб споживачів

«После возвращения из загранпоездки мужу на работе сказали, что он наговорил за рубежом на… 38 тысяч гривен!»

7:45 24 грудня 2013
Інф. «ФАКТІВ»
В канун новогодних праздников специалисты Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации, рассказали, как пользоваться мобильным телефоном, чтобы не пришлось платить баснословные суммы за роуминг

Близятся новогодние выходные, которые многие наши сограждане предпочитают проводить за границей. К сожалению, зарубежный отдых может принести немало неприятных сюрпризов. Например, многотысячные счета за роуминг.

— Мы с семьей поехали в Польшу на машине, — рассказывает киевлянка Ольга. — А когда вернулись после недельного путешествия домой, мужу на работе сказали, что он наговорил за рубежом на 38 тысяч гривен! У него рабочий телефон, поэтому счет пришел фирме.

Но никаких звонков в Польше мы не делали, знаем же, как это дорого. Попросили у оператора распечатку мобильных расходов и выяснили, что это счет не за телефонные разговоры, а за мобильный интернет. Дело в том, что в окрестностях Кракова мы заблудились и муж включил в телефоне навигатор, чтобы сориентироваться. Пользовались им еще три дня. Я понятия не имела, что телефон подключился с помощью роуминга к сети зарубежного оператора и качал все карты по интернету. Хорошо, что фирма потребовала возместить только часть расходов. Не представляю, где бы мы взяли 38 тысяч.

Как настроить свой телефон? Что можно делать, а что не рекомендуется для того, чтобы избежать многотысячных счетов за мобильную связь за границей? Об этом «ФАКТЫ» в канун новогодних поездок побеседовали с председателем Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации, Петром Яцуком.

РЕКЛАМА

— Петр Петрович, читатели жалуются, что они включили телефон в режиме навигатора и вернулись домой с огромным долгом.

— Увы, к нам тоже поступает много подобных жалоб. К сожалению, в большинстве случаев юридически все требования операторов оказываются обоснованными.

РЕКЛАМА

— То есть виноваты, получается, абоненты?

— Да, подобные ситуации возникают в первую очередь из-за неосведомленности людей о том, на что способны телефонные аппараты, которыми они пользуются, а также об условиях предоставления услуг мобильной связи, предложенных операторами. Ведь если раньше абонент должен был заказывать каждую услугу отдельно, то теперь они предоставляются автоматически в рамках тарифных пакетов. А если ты не хочешь пользоваться каким-либо сервисом, нужно произвести ряд действий, чтобы от него отказаться.

РЕКЛАМА

Таким образом, становясь абонентом, вы изначально соглашаетесь принять те многочисленные услуги, которые предлагает оператор.

Поэтому мы как национальный регулятор рынка уделяем много внимания вопросам доступности и понятности для абонента условий получения услуг. Есть законодательно закрепленные права и обязанности абонентов и операторов. Просто их надо знать и использовать как контрактным, так и припейд-абонентам.

— Простите, а кто такой «припейд-абонент»?

— Абонент, купивший sim-карту. А при контрактном подключении подписывается договор в офисе оператора.

— То есть это так называемый карточный абонент, которых у нас большинство?

— Именно так.

— Но, приобретая обычную sim-карточку, я вообще никаких договоров не подписываю!

— Физически не подписываете. Однако заведомо соглашаетесь с условиями типового договора, который обычно размещается на сайте оператора. В документе оговорены все условия подключения абонента к сети.

Понимаете, современный мобильный телефон — это фактически мини-компьютер. Он может осуществлять множество функций, в том числе связанных с выходом в интернет. И всеми этими услугами вы начинаете пользоваться автоматически. Поэтому, если мы говорим о роуминге, нужно четко понимать, что смартфон, например, позволяет получить услуги как голосового роуминга (звонки и sms), так и роуминга данных.

— А чем отличается голосовой роуминг от роуминга данных?

— С точки зрения технологии, ничем. Способ коммутации у них один и тот же. При каждой из этих услуг передаются биты и байты информации. И вопрос как раз заключается в ее объемах.

Что такое sms? Это пакет данных размером в десятки байтов (1 килобайт в текстовом редакторе — страничка А4), который передается от одного телефонного аппарата к другому по мобильной сети.

То же самое голосовая связь. Обычный звонок, входящий или исходящий. Передаются те же биты и байты информации, но скорость гораздо выше. Грубо говоря, при нынешней скорости передачи, а это 4—8 килобит в секунду (в зависимости от стандарта), каждая секунда разговора по объему информации равна одному sms-сообщению. Представляете, во сколько раз минута разговора должна быть дороже эсэмэски?

— Ну, в 60 раз, если меня не подводят мои знания арифметики… Но ведь на самом деле минута разговора стоит не настолько дороже?

— Вот именно. Однако повод задуматься есть. Теперь переходим к передаче данных. Картинка, прогноз погоды или электронная почта, которая у вас загружается, по объему на несколько порядков больше голосового вызова. Например, посмотреть прогноз по Gismeteo — это 35 килобайт за один запрос. Ознакомились с погодой в трех городах — уже больше 100 килобайт.

— Ничего себе! 10 гривен на ровном месте! Когда я готовилась к интервью, выяснила тарифы операторов. Они берут 5 гривен за 50 килобайт при пользовании интернетом за рубежом.

— Тарифы на роуминговые услуги — это вопрос, который операторы разных стран решают между собой. Комиссия, безусловно, оказывает со своей стороны поддержку на уровне межгосударственного сотрудничества. Так, сейчас мы готовим меморандум с Израилем, что даст возможность операторам обеих стран договориться о симметричном снижении тарифов. Подобные переговоры ведутся и с Польшей. Но в целом отмечу, что роуминговые тарифы у всех операторов во всем мире остаются достаточно высокими по сравнению с внутренними. Такова практика.

Поэтому каждый потребитель должен сам контролировать эти расходы. Вы видите, что при таких тарифах на пользование интернетом (передача данных) в роуминге деньги могут уходить очень быстро. Ведь к передаче данных относятся почти все действия с вашим смартфоном: посещение социальных сетей (даже если они установлены у вас в виде специальных мобильных приложений), чтение электронной почты, загрузка карт и навигация, просмотр онлайн любых роликов (например, на YouTube или на любых других сетевых ресурсах), прослушивание аудиофайлов из сети. И уж тем более загрузка картинок, фотографий, аудио- и видеофайлов.

Но самое главное, что практически во всех смартфонах параллельно с действиями абонента происходит закачка обновлений для вашего аппарата в автоматическом режиме.

— Что значит «в автоматическом режиме»?

— Как я сказал, современный мобильный телефон — мини-компьютер, на котором установлено программное обеспечение. И его нужно регулярно обновлять, поскольку разработчики постоянно вносят изменения. Поэтому при стандартных настройках телефон начинает закачку обновлений автоматически, не спрашивая пользователя.

— Смартфон выходит в интернет без моего ведома?

— Без вашего ведома и без каких-либо усилий с вашей стороны. Вот смотрите, у меня последнее обновление — новая система iOS 7.0.4. Объем — 17 мегабайт.

— То есть если бы вы закачали это обновление в роуминге, то заплатили бы более 1700 гривен с учетом того, что 1 мегабайт — это 1024 килобайта, а у вас было закачано 17 тысяч 408 килобайт.

— Вот именно. Причем если вы припейд-абонент, то роуминг данных быстро «съест» все деньги со счета, после чего предоставление вам услуги мобильной связи будет приостановлено.

— Я окажусь с нулем гривен и без роуминга. Следовательно, даже звонок сделать не смогу?

— Да. Но в данном случае это хорошо. Потому что контрактным абонентам или же тем, кто имеет корпоративное подключение, услуги мобильной связи часто предоставляются авансом. И вот в таком случае как раз и набегают эти 40—50 тысяч гривен расходов за роуминг.

— Выходит, «карточным» абонентам повезло: они останутся с пустым счетом, но зато избегут многотысячных долгов?

— Если рассматривать в таком контексте, то да. Также очень важно помнить, что обычно тарификация звонков в роуминге составляет минуту. То есть независимо от того, говорили вы 10 секунд или 50, заплатите за минуту.

— У меня в роуминге пропали деньги со счета. Я могу позвонить оператору и выяснить, в чем дело?

— Не забывайте, что звонки в роуминге на короткие сервисные номера тарифицируются так же, как и все остальные. Это только на территории Украины они бесплатные. Поэтому, не имея денег на счете, вы не сможете позвонить оператору.

— Как же мне тогда узнать, сколько денег осталось?

— При помощи USSD-запроса, он бесплатный даже в роуминге.

— *111# или *100# и кнопка вызова?

— Да-да, это и есть номера USSD-запросов.

— А можно сделать так, чтобы телефон вообще ничего не закачивал за рубежом, тем более в автоматическом режиме?

— Проблема в том, что в 99 случаях из 100 во всех смартфонах прием данных в роуминге включается в фоновом режиме уже при стандартной установке программного обеспечения. И только когда абонент сам устанавливает и настраивает операционную систему, он может сразу отключить роуминг данных.

— Я, к примеру, не умею настраивать операционную систему, но, с другой стороны, меня устраивает, что мой телефон постоянно обновляется. Правда, не хочу, чтобы он это делал в роуминге. Как быть?

— Нужно перед выездом за рубеж отключить услугу. Есть два способа. Первый — отказ от услуги у оператора, для чего нужно составить новый контракт и подписать его. Второй — отключение возможности пользоваться роумингом данных в своем телефоне.

— Расскажите о втором способе. Как конкретно отключается роуминг данных?

— Это зависит от телефона и установленной в нем операционной системы. Впрочем, всегда можно обратиться к своему оператору и попросить проинструктировать, как отключить эту функцию.

— Вопрос глупый, но я его задам. Если у меня в телефоне выключен роуминг данных, а в договоре оператор обязуется предоставить мне эту слугу?..

— То при выезде за рубеж вы просто не сможете воспользоваться ею со своего телефона. И таким образом будете защищены. Оператор согласно договору предоставляет вам возможность получения такой услуги, а вы уже сами определяете, будете ею пользоваться или нет.

— Тогда еще такой момент: жители приграничных районов жаловались, что у них «гуляет» сеть. То есть время от времени их телефоны подключаются к венгерскому, словацкому, румынскому, российскому или польскому оператору.

— Да, у нас было несколько подобных жалоб. Мы за этим следим. Переключение с одной сети на другую происходит автоматически. Как только мощность базовой станции вашего оператора падает, телефон начинает искать более стабильную сеть. И ему все равно, что это зарубежный оператор. Поэтому людям нужно быть особенно внимательными в приграничных районах, а также при переходе границы. Уже на наших таможенных постах телефоны зачастую ловят зарубежных операторов. Получается, что человек формально находится на территории Украины, а мобильная связь у него уже роуминговая.

— Можно ли заставить телефон не переключаться автоматически?

— Конечно. Для этого необходимо найти в настройках «Автоматический поиск сети» и отключить его. Но учтите: если пропадет сеть вашего оператора (а это обязательно произойдет, когда въедете в другую страну), останетесь без связи до тех пор, пока в ручном режиме не найдете доступные сети и не подключитесь к одной из них.

К сожалению, наши соотечественники не любят читать инструкций, что иногда приводит к печальным последствиям. Поэтому советую абонентам перед выездом за рубеж ознакомиться с тарифами своих операторов и изучить возможности телефонов, чтобы избежать неприятных сюрпризов. Это особенно актуально в преддверии новогодних праздников. Я от всей души поздравляю всех с наступающим Новым годом и желаю, чтобы вы никогда не попадали в такие неприятные ситуации!

Корреспонденты «ФАКТОВ» проверили, какой объем информации скачивает мобильный телефон при посещении наиболее популярных сервисов и во сколько это может обойтись в роуминге.

Начнем с главного: у двух крупных операторов стоимость интернета в роуминге составляет более 5 гривен за 50 килобайт. Третий оператор предлагает цену 127 гривен 50 копеек за мегабайт, что составляет более 6 гривен за 50 килобайт. При этом шаг измерения у разных операторов — 50 или 100 килобайт. То есть если абонент закачал информации на 170 килобайт — он заплатит за «округленные» 200 килобайт. Итак, открытие странички в «Фейсбуке» или «Вконтакте» — это 900 килобайт, которые обойдутся примерно в 90 гривен. Просмотр Яндекс-карты (без построения маршрута навигации) — 2,3 мегабайта, что составляет 2355 килобайт и будет стоить 235 гривен. Просмотр карты в Google-maps — 1 мегабайт, или 1024 килобайта. Стоимость — минимум 102 гривни 40 копеек.

7864

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів