ПОИСК
Україна

«Сегодня ни одна автозаправка не продает бензин, в который добавлен спирт»

20:30 15 січня 2014
Согласно закону, вступившему в силу с нового года, в топливе, реализуемом на АЗС, должно содержаться не менее 5 процентов биоэтанола

Новый год для отечественного топливного рынка начался с неприятного сюрприза — вступления в силу норм закона об обязательном добавлении во все реализуемые в стране нефтепродукты не менее 5 процентов биоэтанола, а проще говоря, спирта. Правда, пока на заправках такого топлива днем с огнем не найти. Владельцы АЗС признаются: на оптовом рынке его нет, поскольку неизвестно, кто, где и по каким нормативам должен это горючее производить. А значит, за продажу бензина со спиртом могут оштрафовать. Но и за отсутствие биоэтанола в топливе тоже имеют право применить санкции. В результате АЗС пока на свой страх и риск продают обычный бензин, водители радуются, что не возникло дефицита, а правительство… старается проблему не замечать.

«Пока топлива в стране достаточно, и никаких предпосылок для его подорожания или возникновения дефицита нет»

Стоит напомнить, что еще летом 2012 года парламент принял подготовленный правительством Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства и использования моторного топлива с содержанием биокомпонентов». Документом установлено, что с 1 января 2014 года вводится обязательная норма содержания биоэтанола в горючем, которое производится и реализуется на территории Украины. Спирта должно быть не менее 5 процентов, а с 2016 года — уже не меньше 7 процентов. Также закон гласит, что производством бензинов моторных смесевых или с добавлением биоэтанола и биокомпонентов на его основе должны заниматься только предприятия, определенные Министерством энергетики и угольной промышленности.

Однако за несколько месяцев до вступления норм закона в силу оказалось, что перечня предприятий, имеющих право добавлять спирт в нефтепродукты, нет. Технологических норм, стандартов качества и прочей документации по данному виду топлива не существует. Да и мощностей для производства необходимых объемов спирта в Украине не хватает. Даже министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий в ноябре прошлого года признал: наши предприятия пока в состоянии обеспечить производство только 73 процентов спирта, необходимого для добавления в нефтепродукты. Тревогу забили нефтетрейдеры, эксперты и некоторые чиновники. Были предложения отсрочить вступление закона в силу. Но Верховная Рада ушла на зимний отдых, так и не приняв решение. Впрочем, вернувшись к работе, депутаты не приступили к обсуждению проблем топливного рынка.

Прокомментировать сложившуюся ситуацию «ФАКТЫ» попросили директора «Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна:

РЕКЛАМА

— Могу с уверенностью сказать, что на сегодняшний день норму об обязательном добавлении биоэтанола в нефтепродукты не выполняет ни одна компания, работающая на отечественном топливном рынке. Что и прогнозировалось многими экспертами еще осенью прошлого года. Законодательная база, касающаяся добавления спирта в бензин, настолько неграмотно составлена, что выполнение закона становится фактически невозможным. Так, если компания начинает продавать бензин с биоэтанолом, она автоматически нарушает целый ряд других законов. В частности, Госпотребинспекция вправе применить штрафные санкции к такой компании за то, что она реализует продукцию, не соответствующую стандартам качества. Ведь никаких сертификатов или стан­дартов для производства смесевого бензина до сих пор нет. С другой стороны, продажа горючего, не содержащего спирт, теперь тоже является нарушением закона. Но учитывая, что на рынке так и не появился легальный бензин с добавлением биоэтанола, нефтетрейдеры из двух зол выбрали меньшее и продолжили продавать обычное топливо на старых условиях. Это позволило предотвратить дестабилизацию рынка. Ведь многие эксперты боялись, что АЗС могут временно приостановить работу, чтобы не «нарваться» на санкции и дождаться, пока государство разберется в им же созданной парадоксальной ситуации. Но горючего в стране сейчас достаточно, и никаких рыночных предпосылок для его подорожания или возникновения дефицита нет.

— Когда можно ожидать решения возникшей проблемы?

РЕКЛАМА

— Еще перед Новым годом состоялось расширенное заседание Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, на котором были обозначены пути выхода из сложившейся ситуации. Уже есть законопроект, который призван устранить возникшие противоречия и гармонизировать наше законодательство с европейским. В частности, отечественный бензин с добавлением до 5 процентов спирта классифицировать как европейский Е-5, а если спирта от 5 до 10 процентов — как Е-10. Кроме того, Минэнерго направило в Кабмин письмо с просьбой наложить временный мораторий на проверки АЗС, связанные с противоречиями закона об обязательном добавлении биоэтанола. К сожалению, правительство пока никаких мер для решения проблемы не приняло. Остается надеяться, что это произойдет в самые ближайшие дни.

Хочу отметить, что сама проблема возникла еще два года назад, когда определенные бизнес-структуры через своих представителей в правительстве и парламенте пролоббировали принятие закона об обязательном добавлении биоэтанола, не разработав должным образом сам законопроект. Документ, созданный в спешке и принятый парламентом без должного изучения, оказался очень противоречивым. Лоббисты надеялись, что правительство исправит ошибки путем принятия подзаконных актов, но никто не стал этим заниматься.

РЕКЛАМА

Двойное налогообложение операций приведет к подорожанию литра топлива минимум на 2 гривни 50 копеек

Чтобы понять, что делается для выхода из сложившейся ситуации, стоит ознакомиться с вышеупомянутым письмом, которое имеется в распоряжении «ФАКТОВ». В этом документе Министерство энергетики и угольной промышленности признает: в данный момент невозможно наладить реализацию в Украине бензинов, содержащих не менее 5 процентов биоэтанола. Сообщается, что еще 26 декабря было проведено заседание с участием представителей органов власти, производителей спир­та, нефтепереработчиков и нефтетрейдеров. Среди ключевых проблем названы нехватка биоэтанола отечественного производства для выполнения закона, а также завышенная цена на производимый в Украине спирт.

Так, нефтетрейдеры сообщили, что в настоящее время цена биоэтанола, составляющая от 11 тысяч 500 гривен за тонну, экономически необоснованна и почти равна оптовой цене бензина. Между тем еще в 2012 году при разработке законопроекта о добавлении спирта представители Минагрополитики гарантировали: стоимость биоэтанола будет не выше 9 тысяч гривен за тонну. Таким образом, в нынешних условиях добавление спирта не только не удешевит топливо, но и, напротив, может сделать его дороже.

Среди прочих проблем реализации проекта названо двойное обложение акцизным сбором операций по добавлению биокомпонента в бензин, что приведет к подорожанию литра горючего минимум на 2 гривни 50 копеек.

Для урегулирования ситуации Минэнергоугля разработало законопроект, который предлагает перенести обязательную продажу смесевых бензинов на 1 июля 2014 года, а также снизить норму добавления спирта с 5 до 3 процентов. «Указанные изменения позволят производить и реализовывать на рынке нефтепродуктов Украины бензины моторные в соответствии с ДСТУ и обеспечат сбыт отечественного биоэтанола в объемах его производства», — сказано в письме.

Министерство доходов и сборов Украины, в свою очередь, разработало законопроект, который исключает двойное налогообложение операций по добавлению биоэтанола в бензины. Документом предложено дополнительно облагать налогом только долю биоэтанола в готовом продукте.

В связи со множеством нерешенных вопросов Министерство энергетики и угольной промышленности обратилось к правительству с просьбой о введении моратория на проверки и привлечение к ответственности сетей АЗС за невыполнение нормы о добавлении спирта в бензин до принятия парламентом законопроектов, призванных урегулировать проблемы.

Весьма любопытно, что буквально на днях в парламенте был зарегистрирован законопроект, инициированный премьер-министром Николаем Азаровым. Документ предлагает штрафовать компании за недопуск должностных лиц, осуществляющих государственный рыночный контроль АЗС и любых других объектов, которые производят и распространяют непищевую продукцию. Интересно, какой закон парламент примет первым — о решении проблем на топливном рынке или о штрафах для АЗС?

Фото Сергея ДАЦЕНКО, «ФАКТЫ»

2447

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів