Пьяные в стельку водители рискуют угодить в тюрьму на три-четыре года
В конце прошлого года в Украине заметно ужесточились наказания за вождение автомобиля в нетрезвом виде. Если проверка на алкотестере покажет в выдохе водителя более 0,2 промилле, ему придется заплатить штраф 3,4—6 тысяч гривен (есть также риск на 1—2 года лишиться прав). Увы, в минувшие праздники пьяных за рулем меньше не стало. Скажем, в новогоднюю ночь киевские гаишники задержали почти 90 человек, но очевидно, что это лишь «верхушка айсберга».
Неужели ужесточать штрафы и дальше? В парламенте считают, что иного выхода нет, однако нельзя одинаково строго наказывать водителя за бокал пива или литр водки. Пора разграничить мерзавцев, садящихся за руль в невменяемом состоянии, и обычных людей, у которых еще не до конца выветрились остатки вчерашнего, а часто и позавчерашнего застолья. В Европе (куда мы так стремимся) действует градация штрафов в зависимости от степени опьянения, а также обстоятельств задержания (нарушал правила или просто потихоньку ехал домой). Скажем, во Франции слегка подвыпивший водитель может отделаться штрафом в полторы сотни евро, а вот сильно пьяный заплатит четыре с половиной тысячи да еще рискует угодить за решетку.
На рассмотрение Верховной Рады уже вынесен законопроект, предлагающий перейти на европейский опыт борьбы с пьянством за рулем. Прежде всего, допустимую дозу алкоголя у водителя планируется увеличить с 0,2 до 0,3 промилле. При дозе от 0,3 до 0,5 промилле человек будет считаться трезвым, но «употреблявшим». Штрафовать таких автомобилистов после проверки на алкоголь не станут, однако в случае совершения ДТП виновнику припомнят его «условную трезвость». Похожая система, к слову, существует в Германии — условно разрешено 0,5 промилле, но, если нарушил правила или угодил в аварию, разрешенный лимит алкоголя сразу снижается до 0,3 промилле. Считается, что человеку нужно оставить возможность добраться домой после выпитых за ужином в ресторане пары бокалов вина или пива… Но при этом водитель обязан помнить, что находится в «группе риска», и должен ехать осторожнее обычного.
Содержание алкоголя от 0,5 до 1,5 промилле в Украине будет считаться легкой степенью опьянения. Наказывать за нее планируют по действующим сейчас «тарифам». А вот за среднюю степень — до 2,5 промилле — штраф вырастет до 8,5 тысячи гривен, а срок лишения прав — с двух до трех лет. Сильная и тяжкая степени опьянения чреваты штрафами в 12—17 тысяч гривен, длительным лишением прав и даже ограничением свободы на 3—4 года! Соответственно ужесточат наказания за ДТП с тяжкими последствиями. При содержании алкоголя более 1,5 промилле виновника аварии со смертельным исходом могут посадить на 5—10 лет с конфискацией автомобиля. А пьяных водителей, угробивших нескольких человек, — и на 15 лет.
Мнения автомобилистов по поводу нового законопроекта разделились: кто-то считает идею совершенно правильной. Норма 0,5 промилле принята в большинстве европейских стран — Испании, Франции, Италии (в Европе, согласно Венской конвенции, допускается вождение с 0,8 промилле, однако такая планка установлена в основном в Великобритании и Ирландии).
— Если поднять лимит до 0,5 промилле, водителям, выпившим в жаркий день бутылку пива, уже не придется откупаться от гаишников, — считают юристы. — Прекратятся поборы с автомобилистов, которые не представляют опасности.
Другая сторона возражает, что наши люди, в отличие от европейцев, меры не знают и себя не контролируют. Разрешено два бокала — выпьют бутылку в надежде, авось пронесет и при проверке показания не дотянут до 0,5 промилле.
В свою очередь эксперты отмечают, что перед тем как вновь менять законодательство, Госавтоинспекции не мешало бы закупить достаточное количество алкотестеров. В противном случае извечная украинская коррупция вновь испортит разумную, на первый взгляд, идею.
2879Читайте нас у Facebook