ПОИСК
Україна

Сотрудники «Крымтроллейбуса» начали массово увольняться из-за долгов

7:30 18 лютого 2014
Інф. «ФАКТІВ»
Сумма зарплатной задолженности, по данным Госстата, cократилась и составила меньше миллиарда гривен

Практика показала, что возмущение народа — наиболее эффективный способ борьбы с долгами по зарплате. В декабре, кроме стоящих на киевском Майдане людей, в целом недовольных правительством, возмущение высказали и во многих других регионах страны: о возможной забастовке предупредили транспортники, работники аэропортов, коллективы промышленных предприятий и коммунальщики, которым по несколько месяцев не выплачивали зарплату. И что мы видим? Всего за месяц народных волнений (к 1 января 2013 года) задолженность по зарплате в стране снизилась более чем на 200 миллионов гривен — с 1 миллиарда 19 миллионов 401 тысячи до 808 миллионов 167 тысяч гривен.

Со снижением суммы зарплатной задолженности значительно уменьшилось и количество граждан, с которыми вовремя не рассчитались работодатели. Так, если к 1 декабря возврата долгов ожидали, по данным Госстата, 103 тысячи человек, то к 1 января их стало 57 тысяч 100 человек. Например, начали возвращать долги по зарплате работникам Украинского дунайского пароходства. Напомним, это предприятие входило в тройку лидеров Одесского региона, задерживающих выплаты трудовым коллективам.

В 2013 году Дунайская транспортная прокуратура открыла два уголовных производства в связи с невыплатой зарплат на суммы 14 и 12 миллионов гривен. Вместе с тем еще в ходе досудебного следствия пароходство вернуло людям более 10 миллионов гривен. А в декабре, по утверждению пресс-службы предприятия, было выплачено еще 28,5 миллиона гривен, в результате чего пароходство сегодня не имеет долга по зарплате, сообщает сайт «Центр транспортных стратегий».

Еще одна приятная новость: в декабре задолженность в бюджетной сфере наконец-то сократилась с 8 миллионов 307 тысяч гривен до рекордных 503 тысяч гривен. Причем деньги на выплату врачам, учителям, работникам культуры, науки и спорта, нашлись как в государственном, так и в местных бюджетах. Полностью рассчитались с бюджетниками Винницкая (когда-то имевшая самый большой долг), Тернопольская, Харьковская и Черниговская области. Теперь наиболее существенная задолженность в Крыму (413 тысяч гривен) и в Луганской области (87 тысяч гривен). Незначительные долги остались в Кировоградской области (3 тысячи гривен) и Киеве (300 гривен).

РЕКЛАМА

В то же время продолжают бороться за свои трудовые права транспортники в регионах: со многими так и не рассчитались за прошлый год. Например, как сообщил сайт «Крым. Комментарии», сотрудники «Крымтроллейбуса» начали массово увольняться из-за долгов по зарплате, которую не выплачивают с ноября 2013-го.

— Денег не выдают с ноября. Я был в тот месяц в отпуске и до сих пор не получил отпускные, — рассказал Черноморской телерадиокомпании один из водителей. — Люди увольняются. Сколько можно терпеть?! Ведь жить на что-то надо…

РЕКЛАМА

— Из моей группы уже четыре человека уволились, — сообщил интернет-изданию «Аргументы недели — Крым» другой работник предприятия. — Некоторые «старые» водители тоже ушли.

Транспортники жалуются, что проблемы с выплатами начались еще весной. По их словам, в отличие от всех предыдущих лет, в прошлом году даже в курортный сезон, когда традиционно увеличивается выручка, им давали по 200—300 гривен пару раз в месяц, так что «люди толком зарплаты и не видели».

РЕКЛАМА

Как рассказала председатель профкома предприятия «Крымтроллейбус» Антонина Юрасова, если бы профком не сдерживал работников, они бы уже давно начали бастовать. Вместе с тем она отмечает: не выйдя на линии, водители не заработают «даже те копейки, которые сейчас выплачиваются по заявлениям».

Руководитель «Крымтроллейбуса» Валерий Заикин в проблемах винит государство. Говорит, что со своей стороны все обязательства выполняет, однако выплатить зарплату сотрудникам не может из-за отсутствия денег.

— У нас за 2013 год задолженность по субвенции из госбюджета — 12 миллионов 225 тысяч, за перевозку льготников, — цитирует Валерия Заикина сайт AUTOinvestigator. — Эта сумма — камень преткновения. По состоянию на конец января людям выдали только 40 процентов ноябрьской зарплаты, да и то благодаря тому, что в декабре мы брали в банках два кредита по 800 тысяч. В ноябре выручка у нас составила 3 миллиона 400 тысяч гривен, в декабре — 3 миллиона 100 тысяч. А чтобы выдать зарплату с внесением всех налогов, в месяц требуется порядка 7 миллионов. Есть еще обязательные платежи: за электроэнергию, горюче-смазочные материалы, шины и тому подобное. Пока с людьми работаем, объясняем. Тяжелая ситуация, одним словом…

При этом Валерий Заикин отметил, что план сбора выручки предприятием выполняется.

Министр регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства Крыма Виталий Кижаев на пресс-конференции сообщил: к концу января задолженность работникам «Крымтроллейбуса» составляла 13 миллионов гривен. По его словам, в первом квартале текущего года из госбюджета планируется направить предприятию 14 миллионов гривен на выплату дотаций за перевозку льготных категорий пассажиров.

К сожалению, проблемы есть не только у крымских транспортников. Ситуация с невыплатой Госказначейством субвенций за льготную перевозку пассажиров оставила людей без зарплаты и спровоцировала забастовки работников коммунальных предприятий электротранспорта и в других городах Украины. Например, накануне Нового года на Луцком коммунальном предприятии электротранспорта состоялась трехдневная предупредительная забастовка из-за трехмесячной задолженности по зарплате. Водители троллейбусов, кондукторы, ремонтники заблокировали выезд из троллейбусного парка, и на линии не вышла ни одна машина.

По той же причине в конце прошлого года остановилось троллейбусное депо в Белой Церкви. Водителям, кондукторам три месяца не выплачивали зарплату. На момент забастовки каждому работнику коммунального предприятия задолжали по 9—10 тысяч гривен.

Члены забастовочного комитета Белоцерковского троллейбусного депо, с которыми связались журналисты INTV, сообщили, что ни руководство предприятия, ни чиновники мэрии свои обещания ликвидировать долги так и не выполнили. Впоследствии задолженность увеличилась в среднем до 12 тысяч гривен.

Подобные забастовки коммунальных предприятий электротранспорта в прошлом году состоялись в Днепропетровске, Алчевске, Львове, Сумах и других городах Украины. На грани забастовки были коллективы «Киевпасстранса» и городского электротранспорта Одессы, а также работники КП «Ровноэлектротранс» (которые до сих пор не получили зарплату за ноябрь-декабрь 2013 года) и черкасские транспортники, которым городские власти систематически задерживают зарплату.

— Если заработок за декабрь не будет выплачен, я не исключаю возможности, что радикально настроенные работники предприятия просто не выйдут на линию, — отмечает Лидия Бут, председатель профкома КП «Черкассыэлектротранс».

Впрочем, похоже, все меньше людей готово мириться с зарплатными долгами. Так, в начале февраля 400 работников Харьковского приборостроительного завода имени Шевченко написали заявление на увольнение. Таким образом, штат предприятия сократился вдвое. На предприятии уверяют, что люди, в основном это рабочие, ушли добровольно, по согласию сторон. Причем каждому из них выплатили долг, который копился вот уже четвертый год.

— В основном уволились люди пенсионного возраста, воспользовавшись возможностью получить все, что полагается им по закону: полный расчет по зарплате и компенсации за неиспользованные отпуска. Каждый получил от 30 до 50 тысяч гривен, — рассказал директор Харьковского приборостроительного завода Иван Попович газете «Сегодня».

Теперь на заводе числятся около 300 человек, которые будут работать над существующими заказами. С этими людьми уже рассчитались частично, выплатив им задолженность по зарплате за первое полугодие 2013 года.

Завод еще должен почти 3 миллиона гривен оставшимся работникам и еще около 11 миллионов — тем, кто уволился раньше.

— Мы постараемся рассчитаться со всеми до марта, а также планируем повысить зарплату и привлекать молодежь, — обещает Иван Попович, объясняя, что им нужны программисты и специалисты по авиационной, бронетанковой и турбинной темам.

Кстати, Харьковская область по итогам месяца снова покинула рейтинг работодателей, задолжавших более 100 миллионов гривен. В декабре предприятия Харьковщины выплатили почти 50 миллионов зарплатных долгов. Таким образом, общая сумма задолженности в области сократилась со 122 миллионов 744 тысяч до 74 миллионов 327 тысяч гривен.

В рейтинге осталось всего две области: Киевская (с долгом в размере почти 148 миллионов гривен) и Донецкая (которой удалось за месяц снизить задолженность со 141 миллиона 489 тысяч до 115 миллионов 422 тысяч гривен).

Наименьшая сумма задолженности в Черновицкой (112 тысяч гривен) и Ровенской (859 тысяч гривен) областях. Средняя сумма долга выросла с 5 тысяч 963 гривен до 7 тысяч 549 гривен.

Поскольку процесс выплаты долгов худо-бедно идет, «ФАКТЫ» напоминают, что вместе с задолженностью наше законодательство предписывает выплатить работнику и компенсацию за время задержки зарплаты. Все вопросы, связанные с такими расчетами, регулирует Закон «О компенсации гражданам утраты части доходов в связи с нарушением сроков их выплаты». Размер возмещения зависит от инфляции, индекс которой Государственная служба статистики подсчитывает ежемесячно (см. таблицу). Поэтому мы также каждый месяц публикуем изменившиеся индексы, необходимые для расчета компенсации.

Определить размер возмещения просто: сумму долга по зарплате за каждый месяц следует умножить на индекс этого месяца. Возьмем наш традиционный пример. В феврале 2014 года человеку выплачивают долг за январь и февраль 2010-го в размере 2 тысяч гривен за каждый месяц.

Посчитаем. Компенсация начисляется на зарплату, из которой уже вычли налоги и сборы. В январе и феврале 2010-го человек должен был заплатить: 15-процентный подоходный налог, а также сборы на социальное страхование (2 процента — в Пенсионный фонд, 0,6 процента — в Фонд страхования на случай безработицы и 1 процент — на социальное страхование). Таким образом, при «грязной» зарплате в 2 тысячи гривен человек получал на руки около 1 тысячи 640 гривен. Исходя из этой суммы рассчитывается возмещение.

Определим компенсацию за январь 2010 года:

1640 гривен х 12,6 процента (прирост индекса инфляции, рассчитанный для января 2010 года) = 206 гривен 64 копейки.

Компенсация за февраль 2010 года составит:

1640 гривен х 10,5 процента (прирост индекса инфляции, рассчитанный для февраля 2010 года) = 172 гривни 20 копеек.

Итак, работнику вместе с долгом за два месяца в феврале 2014 года должны выплатить и компенсацию за эти месяцы:

206 гривен 64 копейки + 172 гривни 20 копеек = 378 гривен 84 копейки.

Кстати, если бы эту задолженность выдали в январе, сумма возмещения была бы чуть меньше — 372 гривни 28 копеек.

На работодателя, выдавшего долг без возмещения, можно подать в суд. Также напоминаем: при Министерстве социальной политики действует горячая линия. Позвонив по номеру 0−800−507−309, человек может не только рассказать о том, какое предприятие не выплачивает вовремя деньги, но и получить консультацию, что делать в случае задержки заработка. Звонки со стационарных телефонов по Украине бесплатные.

Индексы инфляции, с помощью которых в феврале рассчитывают компенсации для зарплат, начисленных за последние восемь лет

Месяц, когда начислена зарплата

Прирост индекса инфляции (в процентах)
2006
год
2007
год
2008
год
2009
год
2010
год
2011
год
2012
год
2013
год
2014
год
Январь 102,5 82,7 53,0 25,1 12,6 4,0 0,3 0,5 -
Февраль 98,9 81,6 49,0 23,3 10,5 3,1 0,1 0,6 -
Март 99,5 81,2 43,6 21,6 9,5 1,7 - 0,6 -
Апрель 100,3 81,2 39,2 20,5 9,9 0,4 - 0,6 -
Май 99,3 80,1 37,4 19,9 10,5 - 0,1 0,5 -
Июнь 99,1 76,3 36,4 18,6 11,0 - 0,4 0,5 -
Июль 97,4 73,8 37,0 18,7 11,2 0,5 0,6 0,6 -
Август 97,4 72,8 37,2 18,9 9,9 0,9 0,9 1,3 -
Сентябрь 93,5 69,1 35,7 18,0 6,8 0,8 0,8 1,3 -
Октябрь 88,6 64,3 33,4 16,9 6,2 0,8 0,8 0,9 -
Ноябрь 85,2 60,8 31,4 15,7 5,9 0,7 0,9 0,7 -
Декабрь 83,6 57,5 28,7 14,6 5,1 0,5 0,7 0,2 -

1651

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів