Владимир Колганов: «За своего фронтового товарища — овчарку Яшку — я отдал три лейтенантские зарплаты»
Полковник в отставке Владимир Колганов в юности был чемпионом Советского Союза по троеборью и многоборью со служебными собаками.
— В этих видах спорта от работы четвероногого напарника зависит и результат спортсмена, — рассказывает Владимир Колганов. — Всю дистанцию — стометровку или кросс в полтора километра — животное должно бежать рядом с человеком, притом без поводка. Не переводя дыхание, спортсмен должен метнуть три гранаты или метко отстреляться по мишеням (в многоборье). Затем человек с собакой проходят полосу препятствий, преодолевая высокий забор и штакетник, ползут по окопу… Ну, а когда у обоих участников эстафеты уже «язык на плече», нужно задержать условного противника. Вот так раньше призывную молодежь готовили к службе в армии!
«Перед отправкой в Афганистан пес всю ночь провыл»
Когда молодого лейтенанта Владимира Колганова в 1985 году направили в Афганистан, он твердо решил, что на войне преданный четвероногий друг будет ему надежным помощником. Немецкую овчарку Владимир выбрал, пересмотрев 40 (!) собак в лучшем по тем временам питомнике, где все животные были с родословной.
Трехлетний Януш-Буш — так по собачьему паспорту звали будущего боевого товарища Владимира Колганова — впечатлил его своими рабочими качествами. Пес легко перепрыгивал через трехметровую сетку, с одного прыжка валил наземь условного противника. Поэтому тысячу советских рублей (больше трех лейтенантских зарплат) Владимир отдал за собаку не торгуясь. Хотя знал о том, что Яша (как ласково он прозвал своего питомца) не ужился с тремя предыдущими хозяевами — или кусал их, или убегал. К тому же, когда Владимир уже забирал собаку, кинолог честно сообщил ему о том, что пес всю ночь провыл.
*Лейтенант Владимир Колганов с боевым другом Яшкой в Афганистане. 1985 год
— Я воспринял это как предупреждение — не мою ли погибель он чует? — вспоминает полковник в отставке Владимир Колганов. — Оказалось, пес скулил по себе. Я-то, слава Богу, выжил после ранения, а вот Яшка с войны в Афганистане не вернулся.
В питомнике под Чарикаром (афганский город на трассе Кундуз—Кабул), начальником которого назначили замполита роты спецминирования Владимира Колганова, было более 350 собак. Конечно, никто не считал, сколько четвероногих бойцов полегло на той войне и скольким воинам они сохранили жизнь. Яшка дважды спас своего хозяина. Притом один раз не только его, но и все подразделение.
Бойцы шли на задание по горной тропе, пес — впереди. Внезапно Яшка уселся, как вкопанный. Все дружно залегли, понимая, что вышколенная собака предупреждает об опасности: либо сейчас начнется обстрел, либо путь заминирован. Оказалось, что впереди был 500-килограммовый фугас. Его осторожно обезвредили, отблагодарив пса тушенкой за спасение от верной гибели.
— Тогда я и признался товарищам, что «застраховал себя от смерти» за три лейтенантские зарплаты, которые отдал за Яшку, — говорит Владимир. — Все согласились, что это не слишком высокая цена для такой «страховки». Вернуться домой живым и невредимым — главное желание солдата на любой войне.
Спустя несколько месяцев, перед новым, 1986-м, годом, то же простое желание Владимир Колганов загадал, увидев из открытого люка бронированной разведывательно-дозорной машины падающую звезду. Бронемашина замыкала военную колонну, которая следовала к новому месту дислокации — в Джелалабад. С этой мыслью офицер уснул, расстегнув тяжелый бронежилет, который не снимал уже несколько суток. Лежавший в ногах Яшка тихо поскуливал, но Владимир уже не слышал его, не в силах бороться с усталостью. Перед этим походом пес снова выл…
— Пытаясь его успокоить, я гулял с ним, играл, — вспоминает Колганов. — Яшка замолчал. Но, посмотрев ему в глаза, я увидел, что пес плачет.
Проснулся Владимир от резкого свиста и увидел несущуюся прямо на него «комету». Это был кумулятивный снаряд, который прожег броню и взорвался внутри бронемашины. Последнее, что увидел Колганов в слепящей вспышке ярко-белого света, — своего питомца. Когда Владимир снова открыл глаза, на нем лежала… оторванная по колено нога. В голове у 25-летнего лейтенанта мелькнуло: «Как же я теперь в соревнованиях участвовать буду?» Ноги невыносимо жгло. Ощупав их, Владимир понял, что они на месте. Снарядом смертельно ранило молодого парторга Сергея Новикова. Сергей висел на люке, но был еще жив. «Давай выбираться», — сказал Владимир. «Не могу», — ответил товарищ, глазами показал на свою оторванную руку и сполз вниз, за борт. С осколками в ногах и пулей в руке Владимир выбрался из горящей брони. Благодаря Яшке, закрывшему хозяина своим телом, Колганов остался жив и почти цел. Останки собаки сгорели в бронемашине. А для Владимира война в тот день закончилась.
Несколько месяцев Колганов провел в госпиталях. Затем оказался в Киевском военном округе. Его вместе с сотней молодых бойцов на неделю откомандировали в Чернобыльскую зону, где только что взорвался реактор…
«Собаку напрокат у нас в питомнике брал даже глухонемой… японец»
Военную карьеру Владимир Колганов окончил преподавателем Донецкого высшего военно-политического училища инженерных войск и войск связи, где среди педагогического состава было немало воинов-интернационалистов. Позже училище расформировали (сейчас здесь лицей с усиленной военно-физической подготовкой), кинологический питомник, в котором оставался с десяток служебных собак, стал лишним. Но Кол-ганов не смог бросить снятых с довольствия псов: «Ведь собака спасла мне жизнь». Он создал свой питомник, в котором приютил «отставных» четвероногих служак. И посвятил себя любимому делу — воспитанию собак.
*Выйдя в отставку, Владимир Колганов посвятил себя любимому делу — воспитанию собак. С потомком Януша-Буша
Дочери Владимира пошли по его стопам. Александра Колганова руководит кинологической службой в Бердянском пограничном отряде (Запорожская область). Татьяна Колганова — инструктор в школе кинологии имени… собственного отца. В питомнике, где сохраняют и дрессируют собак ценных пород, Колгановы вот уж много лет экзаменуют и людей — на ответственность, давая им четвероногих напрокат.
Те, кто любит собак, но не имеет возможности содержать животное дома, могут вдоволь наиграться с породистым воспитанным псом и получить азы дрессуры прямо в питомнике. А вот собаку «на дом» нужно еще заслужить.
— Наши собаки очень коммуникабельные — быстро идут на контакт с любым дружелюбно настроенным человеком, — объясняет дочь Владимира Колганова Татьяна. — Но напрокат мы даем животных только в надежные руки.
«Друга напрокат» получает лишь тот человек, который уже не раз бывал в питомнике и провел с собакой достаточно времени в присутствии инструктора.
Такую услугу особенно высоко оценили родители, чьи чада просят купить им щеночка. В течение суток пребывания в доме желанного песика становится ясно, готов ребенок ухаживать за питомцем или нет. И подходит ли семье именно эта порода.
Среди тех, кому доверяют собак, немало людей, у которых есть и средства, и условия, чтобы достойно содержать животное, но нет времени для постоянного общения с ним. Это и бизнесмены, и артисты, чья работа связана с частыми поездками. Например, народный артист Украины, художественный руководитель Донецкого национального академического театра оперы и балета Вадим Писарев — страстный охотник — смог позволить себе завести пойнтера лишь по окончании танцевальной карьеры. Чтобы понять, как он сам и вся его семья поладит с четвероногим другом, Вадим Яковлевич однажды взял к себе в гости питомца Колгановых.
— Пообщаться с собаками к нам приходят и жертвы невоспитанных животных, чтобы избавиться от страха, который преследует их после полученных укусов, — рассказывает Татьяна Колганова. — Активные игры и тренировки с собаками помогают восстановлению моторики людям, у которых есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, или страдающим другими недугами. Например, к нам вместе с сурдопереводчиком долго ходил на занятия глухонемой японец. Затем он взял собаку напрокат.
Занимаясь в группе кинологов-любителей, иностранец, наблюдая за поведением животных и их взаимоотношениями с людьми, стал увереннее чувствовать себя в обществе здоровых людей.
— Увидев, что он и собака понимают друг друга без слов, мы доверили ему животное на целый месяц, — говорит Татьяна. — Вернув пса, японец с помощью переводчика сообщил нам, что теперь готов завести собаку по возвращении на родину.
В питомнике Владимира Колганова есть потомки героического Януша-Буша. А лучшие фото своей фронтовой собаки и медали, полученные Яшкой за дрессировку, Колганов передал в музей центра юных кинологов в Киеве. Боевых орденов у Яшки не было — их четвероногим бойцам не давали. И если псу после задания посчастливилось выжить, хозяин награждал его дополнительным пайком да добрым словом.
Фото из семейного альбома
13453Читайте нас у Facebook