Паралимпийская чемпионка Александра Кононова: «Любимое занятие дочери — надевать на всех вокруг наши с Гришей медали»
Григорий Вовчинский и Александра Кононова — единственная семейная пара в нашей национальной паралимпийской сборной. Григорий родом с Черкасчины, Саша — с Киевщины. Познакомились на паралимпийской базе в Евпатории. Спортсменка с одиннадцати лет занималась лыжными гонками, а ее тогда еще будущий муж увлекался футболом.
«На этапе Кубка мира в Ханты-Мансийске дистанцию бежала уже беременной»
Григорий получил травму руки при рождении. Рос в родительской ласке, любви и заботе. А вот Саше с детства пришлось научиться преодолевать трудности. Свой первый год жизни она провела в больнице — остеомиелит поразил кость правой руки, которая так и осталась короче левой. Воспитанием Саши и ее младшей сестры Полины занимались бабушка с дедушкой, заменившие девочкам родителей.
Из Сочи Григорий и Александра вернулись с четырьмя медалями: у него одно «золото», а у нее полный комплект — «золото», «серебро» и «бронза».
Вообще-то я мечтала сделать семейное интервью. Но после возвращения из Сочи ребят дома было не застать. Сашу удалось поймать в Киеве после записи телевизионной программы. А вот Гриша в этот день уже уехал на чествование спортсменов в родные Черкассы. Встречаются супруги поздно ночью в Броварах, на своей квартире. Вместе они почти пять лет. Два с половиной года назад у них родилась дочь Адриана…
*Вместе Александра и Григорий больше пяти лет, их дочери Адриане два с половиной года
Когда ко мне подошла стройная девушка в модном плаще, в высоких сапогах на 12-сантиметровых каблуках, я еще пару минут разглядывала незнакомку, пока до меня наконец не дошло, что это и есть Александра Кононова. Я-то видела спортсменку исключительно в спортивном костюме, шапочке, на лыжах и с винтовкой за спиной…
— Саша, кто присматривает за дочкой, пока вы в разъездах?
— Моя младшая сестра Полина. Ей 21 год. Она еще не замужем, детей нет, вот и взялась нам помогать. Последние полтора года, пока мы готовились с Гришей к Паралимпиаде, она занималась нашей Адрианой. Сестра устала ужасно. Мы уже неделю как приехали с Игр, а по большому счету дома-то и не бываем.
Полина с Адрианой встречали нас в аэропорту «Борисполь» после Сочи. Малая сразу залезла ко мне на руки и спросила: «Мама, а где папа?» Гриша ее взял, а она к нему: «Папа, а где мама?»
Дочь внешне — копия муж. А характером в меня. И это хорошо — в жизни прорвется. Гриша у нас мягкий, чувствительный такой, добрый. Иногда даже чересчур. Как на ребенка решились? Да никак. Так получилось (смеется)!
На этапе Кубка мира в Ханты-Мансийске дистанцию бежала уже беременной. Правда, об этом еще не знала. Приехала домой, и только спустя неделю меня «расчехлило»: может, пора тест на беременность купить?
До шести месяцев тренировалась — каталась на роликовых лыжах. Тренеры по биатлону сделали такую рогатину для винтовки, чтобы стрелять из положения стоя, а не лежа. Мой тренер Анатолий Заведеев говорил: «Так, Саша, хочешь кататься — катайся, только «пешком». А меня прет! Даже упала один раз. Правда, успела руки под живот подложить.
Рожала в Харькове. Гриша на соревнованиях тогда был. Только через три дня приехал. Забирала меня из роддома Тамара — жена нашего чемпиона Виталика Лукьяненко. Я еще месяц у них дома с малышкой жила. Виталик с Тамарой теперь наши кумовья.
Дочку грудью кормила до полугода. Потом мы вместе с ней поехали на первые сборы — в Чернигов. Мой тренер снял для нас квартиру. К своей прежней форме я быстро вернулась. Буквально через месяц — соревнования в Болгарии. Оставили дочь на свекровь. Потом моя сестра проявила инициативу, уволилась с работы и стала сидеть с нашей Адрианой.
Кстати, Гриша месяца три боялся ребенка на руки брать. А пото-о-ом… Такой молодец! Души в Адриане не чает. Я одену дочь, в коляску положу, и Гриша с ней на улице по три-четыре часа гуляет. Она спит, а он по лесу бегает, разминается, отжимается, подтягивается. Сейчас учит ее английскому языку. В два с половиной года Адриана уже умеет считать на английском до десяти, отвечает на элементарные вопросы. А вот у меня терпения не хватает, лучше я с ней побегаю да попрыгаю.
— Помнишь, когда в первый раз увидела Гришу?
— Да, в Евпатории на паралимпийской базе. Нас познакомила Юля Батенкова. Она его, собственно говоря, и привела в нашу зимнюю сборную, познакомила с тренерами. Гриша тогда занимался футболом и приехал на реабилитацию.
— Любовь с первого взгляда? Море, солнце…
— Да какое там море, солнце! Дискотека, два человека, и пошло-поехало… Правда, у меня тогда был парень, он из другой страны. Но не будем об этом. А была ли это любовь с первого взгляда со стороны Гриши, не знаю. Он мне не рассказывал об этом. Предложение сделал, когда я уже была на пятом месяце беременности. Просто расписались. Свадьбы не было — не люблю такие мероприятия.
«Подарок мужу — золотую цепочку с пятью мишенями — сделали по моему эскизу»
— А в платье тебя часто можно увидеть?
— Очень редко. Все мои платья можно пересчитать на пальцах одной руки. Последнее купила себе пару лет назад на одну церемонию. Не могла же я на это мероприятие заявиться в брюках. Полгода искала нужное мне платье по всей Украине и таки нашла: короткое, по фигуре, темно-синего цвета, одно плечо оголено, а второй рукав очень интересно скроен, так что не видно было, что у меня с рукой. Один раз его надела и, боюсь, теперь будет долго висеть в шкафу.
— У тебя на шее очень красивое украшение в виде цветка. Подарок?
— Это мне Гриша в самолете купил. Там во время полета проспекты разные раздают. Листаю, листаю, а потом подрываюсь с места (муж сзади сидел): «Так, Гриша, мне вот это!»
Люблю кольца, сережки, разные безделушки. Главное, чтобы они были разноцветными. Ремни очень люблю.
А вот недавно гитару мне захотелось. Мы как раз были на соревнованиях в Финляндии. Так Гриша тут же ее и купил. Я уже шесть аккордов разучила! Да и он тоже хочет научиться на гитаре играть.
Вообще, я люблю подарки, которые мне нужны. Без сюрпризов. Обожаю, когда муж дарит мне сережки и кольца. Когда родила малую, Гриша купил мне сережки с камнями Сваровски. Прикольные такие! К этим сережкам было еще кольцо, но он его почему-то не купил. А мне так захотелось это кольцо! Ну я ему и устроила: «Куда сережки без кольца? Что это такое?» В итоге получила на день рождения еще и кольцо (смеется).
— А ты ему какой в последний раз подарок сделала?
— Золотую цепочку. В самой цепочке четыре звена в виде мишеней, и пятая мишень-кулон.
— Даже представить эту красоту не могу!
— Да, это очень красиво, а главное — эксклюзивно. Сама придумала вечером перед тренировкой, нарисовала эскиз и заказала у знакомого ювелира. Круто получилось!
— Не подумываешь о профессии дизайнера ювелирных украшений?
— Хочу пойти учиться на дизайнера интерьера. Мечтаю купить дом с участком и сделать там все по своему вкусу — и ремонт, и двор с клумбами, и бассейн с лежаками, и террасу с барбекю. И танцпол обязательно! Пока живем с Гришей в Броварах. Эту трехкомнатную квартиру я купила за свои призовые сразу после Ванкувера. У мужа есть трехкомнатная квартира в Черкассах.
— Любишь танцевать?
— Да, аж крышу иногда сносит!
— Включаешь дома музыку и…
— Нет, не дома. Иду в ночной клуб.
— С Гришей?
— Гриша дома. С друзьями. Я такой человек, что если хочу что-то делать, то делаю. Нет у меня привычки у кого-то спрашивать разрешения. Я росла сама, сама познавала мир, сама чего-то добивалась… Думаю, люди, добившиеся всего из ничего, все с таким характером.
— Муж не ревнует?
— Не знаю. Не показывает этого. Говорит: «Так, ты красиво накрасься, оденься и повеселись, как следует».
— А ты?
— А я чересчур уверена в нем.
*На двух Паралимпиадах (в Ванкувере и Сочи) Александра Кононова завоевала семь медалей, четыре из которых — золотые (фото с сайта НКСИУ)
«Случалось, что, когда я уезжала на сборы, бабушка и сестра оставались с двумя гривнями»
— А как бабушка с дедушкой в свое время реагировали на твою самостоятельность?
— Я всегда отчитывалась перед бабушкой, куда и с кем иду. Но никогда не говорила, когда приду. Хотя если бабушка требовала вернуться в 12 часов, то я и возвращалась к этому времени. Слово бабушки для нас с сестрой было закон. Редко когда я ее ослушивалась. Уважение было к ней огромным. А дед только предупреждал, что могут быть последствия, за которые нам придется отвечать.
Когда не на сборах, почти каждый день ездим к ним в село. Утром выезжаем, вечером возвращаемся. Я запретила им даже огород сажать. Помогаю материально. Это мой долг. Я обязана им всем. Они столько для нас сделали.
Мы с Полиной в детстве всегда бабушке и по хозяйству помогали, и в огороде, и в колхозных теплицах, где она работала. За селом был небольшой заасфальтированный участок, и там наш тренер Анатолий Заведеев занимался с командой. А мы почти каждый день мимо на автобусе ездили. Так захотелось тоже на лыжах покататься. Мне тогда двенадцать было, а нашему тренеру — двадцать семь. Он такой фанат своего дела! Благодаря ему в спорте я уже одиннадцать лет. Считаю Заведеева великим тренером, который отдается своему делу на 100 процентов.
Поначалу мы вместе с сестрой занимались. Но потом пришлось выбирать — двоих в команде бабушка наша не могла тянуть материально. Лыжи мне тренер за свои деньги покупал, но все равно нужно было еще форму покупать, на дорогу тратить, на соревнования. Случалось, что, когда я уезжала на сборы, мои родные оставались с двумя гривнями. Всю свою пенсию бабушка отдавала мне.
До сих пор чувствую вину перед Полиной за то, что она тоже не смогла заниматься спортом.
Мы очень близки с сестрой. Если до рождения Адрианы у нас и было какое-то недопонимание, то теперь все кардинально поменялось. Я все время на правах старшей пыталась ее учить — случались конфликты, ссоры. А сейчас без Полины как без рук. Стала ей больше доверять. Увидела, как она любит мою дочь. А как Адриана ее любит! Утром дочка первым делом бежит в комнату к Полине и пытается ей открыть глаза.
А любимое занятие Адрианы — надевать на всех вокруг — Полину, меня, Гришу и даже собаку Аврору — наши медали. После Сочи дочка надела на себя мое «золото», «серебро» и «бронзу» и… с места не смогла сдвинуться. Ведь одна медаль весит 600 граммов! Лучше игрушек для нее нет.
— Уголок вашей спортивной славы в квартире есть?
— Мой — да. Под мои награды, кубки целая стенка с полками выделена. Я люблю, чтобы все на виду было. А Гришины награды скромненько в коробке лежат. Медалями мы с мужем не меряемся, так что не знаю, у кого из нас наград больше.
А вообще, мечтаю, что в нашем новом доме будет целый кабинет, где мы развесим медали, расставим кубки. А на отдельную стену повешу все вышитые мною образа — и Казанскую Божью Матерь, и Иисуса…
— То, что вы с Григорием муж и жена, мешает на сборах и соревнованиях или помогает?
— Если мы едем на сборы с Полиной и Адрианой, то живем вместе. А на соревнованиях — в разных комнатах, иногда даже на разных этажах. Можем увидеться в столовой или на тренировках. Конечно же, потом обсуждаем рабочие моменты. Но ничьих советов, кроме тренерских, я не слушаю. Он для меня главный авторитет. Да и тяжело 24 часа проводить вместе. Чтобы потом друг на друге срываться?
2759Читайте нас у Facebook