ПОИСК
Життєві історії

Виталий Дятленко: «Через три-четыре года большинство заказов такси по Киеву будут делаться через Интернет»

6:30 30 травня 2014
Інф. «ФАКТІВ»
26-летний киевлянин создал в Сети сервис заказа такси, которым ежедневно пользуются полторы тысячи человек

Когда-то, чтобы поймать такси, нам приходилось долго стоять возле дороги с протянутой рукой. Потом появилась возможность сделать заказ по телефону. Теперь же достаточно в специальной программе на компьютере или смартфоне ввести свой адрес и конечный пункт, чтобы уже через несколько минут машина ждала вас у дома. Один из самых популярных в Украине интернет-сервисов по вызову такси создал 26-летний киевлянин Виталий Дятленко.

«ФАКТЫ» продолжают совместный проект с доктором экономики и успешным предпринимателем Евгением Ленгом. Его передачи, посвященные вопросам развития IT-технологий, звучат на радио «Эра» и пользуются большой популярностью (они также размещены на сайте www. prostranstvo. kiev.ua). Гости Евгения Ленга — наиболее известные и влиятельные люди отечественного информационного бизнеса. Недавно его собеседником был Виталий Дятленко.

Виталий Дятленко родился в 1988 году в Сумах. В 2011 году окончил Национальный университет «Киево-Могилянская академия». Получил степень магистра по специальности «интеллектуальные системы принятия решений». Еще будучи студентом основал онлайн-сервис по заказу такси Uklon.com.ua. Женат. Увлекается футболом. Живет и работает в Киеве.

Uklon.com.ua — онлайн-сервис по заказу такси, созданный в 2009 году. В 2010-м компания выпустила специальное приложение для мобильных телефонов, а в 2011-м — для смартфонов. В 2012 году было запущено первое приложение для мобильной операционной системы Android, в 2013-м — для операционной системы iOS. С начала 2013 года налажена круглосуточная поддержка. Сейчас компания разрабатывает функционал для работы с корпоративными клиентами и безналичными расчетами. В планах компании Uklon.com.ua наращивание присутствия в Киеве и регионах, а также выход на зарубежные рынки.

РЕКЛАМА

— Что такое интеллектуальная система принятия решений? Ведь так называется твоя специальность?

— Действительно, мое образование связано с интеллектуальными системами, математическими моделями и исчислениями. Степень бакалавра я получил по компьютерным наукам, а магистратура больше связана с математикой и криптографией.

РЕКЛАМА

— Приведи пример интеллектуальной системы.

— Это роботы, андроиды и прочие автоматизированные решения с элементами интеллекта.

РЕКЛАМА

— На чем ты ездишь по Киеву?

— На своем автомобиле или в общественном транспорте.

— Такси приходится вызывать?

— Сейчас не так часто, как прежде. В основном по выходным. Хотя раньше, когда мы «обкатывали» сервис, я регулярно им пользовался, чтобы проверить качество работы. Сейчас тоже периодически делаю контрольные поездки. Мы постепенно вводим различные услуги, например, «премиум», «комфорт-класс». Поэтому есть необходимость следить, действительно ли качество сервиса соответствует нужному уровню.

— А насколько работающее легально такси конкурирует с «бомбилами»?

— Частные извозчики — это вымирающий вид, обитающий возле железнодорожных и автовокзалов. Они там поселились еще в советские времена и пока существуют. Но их постепенно вытесняют цивилизованные таксисты. Ведь людям гораздо удобнее сделать вызов по телефону или на сайте, сразу узнать стоимость проезда, увидеть свой маршрут и автомобиль, чем голосовать на обочине. Кроме того, если ты заказываешь такси через информационно-диспетчерскую службу, то знаешь, кто и когда за тобой приедет. В службе есть документы водителя, его контакты, а значит, поездка с ним безопасна.

— Кому пришла в голову идея объединить заказ и диспетчеризацию такси и вывести это в онлайн?

— Моему партнеру. На тот момент у нас были и желание, и возможности попробовать реализовать эту идею, тем более что особой конкуренции на этом рынке не наблюдалось.

— К 2009 году, когда ты открыл Uklon.com.ua, в других странах существовали подобные сервисы?

— Насколько я знаю, в Израиле и Америке уже работал сервис GetTaxi.

— Сначала, как я понимаю, ты помогал разрабатывать программное обеспечение для таксопарков, а потом тебе пришла в голову мысль открыть собственный сервис?

— Я частично участвовал в разработке этого программного обеспечения. Работа велась совместно с моим партнером. Далее я развивал сервис и продолжаю внедрять свои новые идеи.

— Что для тебя было самым сложным в решении стать предпринимателем?

— Затрудняюсь сказать. Для меня это естественный выбор. Было очень интересно и приятно делать что-то для людей, доставлять им радость. А это, в свою очередь, приносит удовлетворение от работы.

— Ты выбрал для себя онлайн-предпринимательство. Чем оно, с твоей точки зрения, отличается от офлайн-бизнеса?

— Судя по последним мировым тенденциям, все идет в Интернет. Сервисы развиваются и предлагают пользователям онлайн-версию, независимо от своих традиционных услуг, потому что это удобнее. Современные люди стали более ленивыми. Им проще выполнять операции через Интернет: сделать заказ и получить товар прямо на дом. Тем более что онлайн-сервисы существенно экономят время пользователей.

— В какой момент ты понял, что бизнес Uklon.com.ua получается?

— Когда мы вышли на самоокупаемость: затраты на зарплату сотрудникам, оборудование, рекламу, смс-сообщения и прочие расходы сравнялись с доходом от выполненных заказов.

— Виталий, сколько сейчас в Киеве автомобилей такси?

— По нашим приблизительным оценкам, около 20 тысяч. Но это с учетом водителей, которые не постоянно занимаются извозом. Профессиональных таксистов около десяти тысяч.

— С каким количеством таксистов сотрудничает ваша компания?

— Их число доходит до десяти тысяч. Сейчас мы работаем с подавляющим большинством таксистов, занимающихся этим бизнесом постоянно. Хотя есть водители, которые пока предпочитают искать клиентов самостоятельно.

— По каким критериям ты принимаешь решение — работать с определенным таксопарком или нет?

— В первую очередь обращаю внимание на качество автопарка и профессиональную подготовку водителей. Также учитываю отношение руководства и диспетчеров к модели онлайн-сервиса, которую мы предлагаем внедрить. Ведь при сотрудничестве с нами клиент не связывается с диспетчером, не ведет с ним переговоров. Но нам важно, чтобы человек, садясь в машину, был доволен как самим автомобилем, так и водителем. Поэтому мы следим, чтобы на вызов приезжали не ржавые «копейки» или разбитые «Ланосы», а нормальный автомобиль, соответствующий сумме, которую человек платит за поездку.

— Чтобы водитель не крутил «Радио-шансон», не курил в салоне…

— С этим очень тяжело бороться. И мы постоянно просим директоров и старших диспетчеров таксопарков, чтобы они жестко реагировали на жалобы клиентов. Более того, можем даже временно отключить тот или иной таксопарк в случае, если клиенты недовольны его работой.

— Расскажи, как работает ваш сервис?

— Человек либо устанавливает на свое мобильное устройство специальную программу, либо просто заходит на наш сайт. Вводит информацию о том, откуда и куда ехать, время подачи машины, дополнительные условия, при этом сразу узнает стоимость услуги. Если все устраивает, нажимает кнопку «заказать» и тут же видит процесс поиска автомобиля.

После поступления в Uklon.com.ua заказ через дополнительное программное обеспечение передается на так называемый сервис обмена, который распределяет наши заказы уже непосредственно между водителями. Фактически в момент, когда клиент нажимает кнопку «заказать», сообщение рассылается всем водителям, которые в данный момент подключены к сети. В будущем мы планируем делать более четкую привязку к месту посадки и даже давать человеку возможность самостоятельно выбрать машину из находящихся поблизости.

— А как дальше? Кто первый подтвердил, тот и берет заказ?

— Раньше система действительно работала таким образом: кто первый ответил, тот и получил заказ. Поэтому выходило, что заявки «выхватывали» те, у кого быстрее Интернет, современнее аппарат… Сейчас для улучшения качества сервиса мы ввели систему рейтингов. Если водитель принял заказ, он обязан его выполнить. Не справился с задачей качественно — его рейтинг понижается. Следовательно, когда на заказ реагируют три-четыре водителя, получает его тот, чей рейтинг выше.

— Сколько проходит времени с подачи клиентом заявки до момента, когда ему сообщают номер машины, на которой он поедет?

— Если маршрут не проходит через центр города и в этот период нет пробок, то заказ принимается за 30 секунд.

— Признаюсь, я сам пользуюсь вашим сервисом. Он мне нравится, но все же не понимаю, зачем и водитель мне звонит, и диспетчер присылает смс? Мне кажется, это лишнее дублирование.

— На этапе отлаживания и стабилизации сервиса такое дублирование оправданно. Но не исключаю, что в дальнейшем, когда все будет работать как часы, мы откажемся от дополнительного информирования клиента. Время покажет.

— Таксист узнает о заказе от диспетчера?

— Не совсем. Диспетчерский центр выполняет функцию шлюза, где информация с помощью нашего программного обеспечения собирается, распределяется и хранится.

— Насколько важно для вас то техническое решение, которые вы создали?

— Это сердце компании! Только благодаря тому, что нам удалось внедрить такую систему, сделать ее полезной для людей, мы и существуем на рынке.

— Сколько денег вы потратили на организацию сервиса? Например, у GetTaxi все техническое и программное обеспечение стоило около полутора миллионов долларов.

— У нас таких денег нет, поэтому нам обошлось гораздо дешевле. Но мы создавали сервис постепенно и своими силами.

— Как часто твоим сотрудникам приходится звонить в таксопарки и выяснять с ними отношения?

— Для улучшения качества сервиса мы ввели круглосуточную техподдержку. Все мы живые люди. Бывает, что у машины в дороге пробилось колесо, она застряла в пробке или водитель не смог дозвониться до клиента. Наши сотрудники постоянно мониторят информацию о ходе выполнения заказа и в случае возникновения каких-либо сбоев стараются тут же решить проблему. Ведь главное, чтобы заказ был выполнен.

— А чем ваш сервис выгоден таксистам?

— Это дополнительные заказы, а еще экономия времени и горючего. Ведь не приходится делать лишние пробеги. Хочу отметить: мы никого не заставляем брать заказы на нашем сервисе. Водители сами приходят к выводу, что это им выгодно.

— Конкурируете ли вы с традиционными диспетчерскими службами такси и независимыми компаниями?

— По сути — конкурируем. Потому что мы постепенно «переманиваем» их клиентов, которые, перейдя на онлайн-сервис, перестают пользоваться вызовом такси по телефону. Но в конечном счете клиент все равно приходит к ним, так как мы сотрудничаем со многими диспетчерскими службами, передавая им заказ для дальнейшего выполнения.

— Как ты думаешь, когда сервис заказа такси полностью уйдет в онлайн?

— Судя по опыту наших соседей, через три-четыре года подавляющее большинство заказов по Киеву будут делаться через Интернет. Хотя еще очень долго будет существовать небольшая категория пользователей, предпочитающих вызов по телефону. Те же пенсионеры.

— Виталий, существуют две бизнес-модели онлайн-сервиса по заказу такси. Первая — это агрегатор заказов для водителей таксопарков. Вторая — совмещение этого сервиса с закупкой собственных машин. Какая из них тебе интереснее?

— Первая. Вторая намного дороже и гораздо более трудоемкая в наших реалиях.

— Что сегодня представляет собой твоя компания?

— Мы растем! За год наши обороты и объемы работ увеличились в три раза. Если год назад мы обслуживали 500 заказов в день, то сейчас уже 1500.

— Какие основные способы привлечения клиентов?

— Это контекстная реклама в Сети и «сарафанное радио».

— Во что вкладываете полученную прибыль?

— В дальнейшее развитие сервиса, улучшение программного обеспечения, маркетинг. Также готовимся к выходу на рынки других крупных украинских городов. В частности, нас интересуют Донецк и Черкассы.

— А в каких городах вы сейчас работаете?

— Киев, Харьков, Днепропетровск и Одесса.

— Ты считаешь, что принял правильное решение, став предпринимателем, несмотря на существующие в Украине риски для бизнеса?

— Конечно. Кому, как не нам, молодым, развивать нашу страну? Мы здесь живем, это наш дом. Я хочу развивать Украину, а не ехать за границу, как многие мои друзья, и тратить свой потенциал на экономику других государств.

Подготовил Сергей КУРГАН, «ФАКТЫ»

9813

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів