Дмитрий Корчевский: "Беритесь за задачи, которые вам кажутся невыполнимыми"
Главным капиталом современного человека являются знания. Именно они позволяют заработать своим трудом на хорошую жизнь. При этом учебный процесс сегодня кардинально отличается от того, который был 50 и даже 20 лет назад. Современное образование уже невозможно представить без IT-технологий. Одесситу Дмитрию Корчевскому удалось не только создать учебное заведение нового поколения, но и открыть его филиалы во многих городах Украины и за рубежом.
«ФАКТЫ» продолжают совместный проект с доктором экономики и успешным предпринимателем Евгением Ленгом. Его передачи, посвященные вопросам развития IT-технологий, звучат на радио «Эра» и пользуются большой популярностью. Гости Евгения Ленга — наиболее известные и влиятельные люди отечественного информационного бизнеса. Недавно его собеседником был Дмитрий Корчевский.
Дмитрий Корчевский родился в Одессе в 1974 году. Окончил механико-математический факультет Одесского государственного университета. Кандидат физико-математических наук. Основатель и генеральный директор Компьютерной академии «Шаг». Женат. Воспитывает троих детей. Живет и работает в Одессе.
Компьютерная академия «Шаг» — крупнейшее в Украине негосударственное международное учебное заведение, специализирующееся на подготовке программистов, системных администраторов, веб-дизайнеров, разработчиков мобильных приложений и игр. Филиалы академии открыты в 15 городах Украины, а также в России, Чехии, Казахстане, Беларуси и Эстонии. За более чем 14 лет работы академии ее выпускниками стали десятки тысяч человек, которые успешно трудятся в Украине и за рубежом.
— Ты одессит, Дмитрий, а это значит… Что это значит?
— Я уверен, что одессит — это особое душевное состояние, напрямую связанное с двухсотлетним смешением кровей десятков наций на территории Одессы. В результате местным жителям присущи две черты характера — оптимизм и авантюризм.
— Ты получил высшее образование как математик, параллельно изучал психологию, диссертацию защитил по физике, а бизнес создал в образовании. Как ты объяснишь такую метаморфозу?
— Каждый из нас развивается не линейно, а реагирует на окружающие события, течения. Я всегда шел за собственным интересом. Кроме всего, что было перечислено, у меня есть еще ряд увлечений, не связанных с психологией, математикой, физикой и даже с докторской по педагогике, которую сейчас готовлю. Например, медицина. Я заинтересовался ею благодаря жене.
— Как ты заработал свои первые деньги?
— Обслуживал компьютерную технику, давал частные уроки по математике, физике, информатике. В общем, постоянно искал, где можно подзаработать молодому студенту университета. Кстати, объявление, которое я расклеивал на столбах и остановках, было в стихах:
«Друзья, сестренки, братики, не проходите мимо!
Проблемы с математикой, а также информатикой решите вы у Димы.
Уроки и занятия не станут вам обузой.
Оплатою поможете прожить студенту вуза».
— А когда пришло понимание, что ты хочешь заняться собственным бизнесом?
— Как только стало не хватать денег.
— Несколько поколений твоей семьи — педагоги. Это оказало влияние на выбор сферы предпринимательства?
— Когда спрашиваю людей, как они выбирают профессию, а меня это очень интересует как педагога, 90 процентов отвечают, что выбор был связан с родителями. В принципе, не удивительно. Школа не дает нам возможности выбирать профессию, главный круг общения — семья, и именно семейные традиции оказывают наибольшее влияние на выбор. Я не исключение. Тем более что мой отец давал частные уроки в нашей однокомнатной квартире, и я невольно становился слушателем.
— Дмитрий, ты организовал бизнес без начального капитала. Как тебе это удалось?
— Идеология моего развития связана с названием компании. Шаг за шагом, постепенно, из года в год вкладывал все заработанное в развитие бизнеса.
— От каких ошибок ты предостерег бы начинающих веб-предпринимателей?
— Я на своем пути совершил колоссальное количество ошибок. Но не могу сказать, что если бы меня кто-то предупредил, то не сделал бы их. Очень важно наступать на грабли самому, чтобы понять: это действительно ошибка, а не заблуждение знакомого или приятеля. Не бойтесь делать ошибки, но обязательно учитесь на них, набирайтесь опыта. И еще, есть такая пословица: «Глаза боятся, а руки делают». Не бойтесь браться за задачи, которые кажутся невыполнимыми.
— В бизнесе, особенно на старте, очень важно не бояться любой работы. Насколько я знаю, в первом из открытых тобой классов ты своими руками делал ремонт, красил парты. Это так?
— Да, это приятные воспоминания. Особенно когда сейчас смотришь на светлые, прекрасно оборудованные классы и вспоминаешь, с чего все начиналось.
— Сколько лет ты вкладывал в бизнес все заработанные деньги?
— Я и сейчас это делаю. Просто не разделяю прибыль между бизнесом и собственным кошельком. Использую на текущие потребности семьи ровно столько, сколько нужно, а все остальное вкладываю в развитие бизнеса.
— Какие твои качества помогли добиться успеха?
— Полагаю, главное качество, позволившее достичь успеха, — это то, что я всегда иду к поставленным целям. В детстве и юности мне постоянно не хватало денег. А хотелось путешествовать, иметь хорошую машину, красиво одеваться, водить девушек в рестораны. И когда я понял, что препятствием к достижению целей является нехватка денег, стал делать все, чтобы их заработать. Но каких-то особых качеств у меня нет. Я тоже могу лениться, тоже люблю подольше поспать… Однако каждое утро, понимая, что меня ждет множество интересных и важных дел, встаю и иду ими заниматься. Когда дело становится неинтересным, постепенно его оставляю, переключаюсь на новую задачу. Со стороны кажется, что пашу как лошадь, а в действительности я получаю удовольствие.
— Дмитрий, ты единственный владелец бизнеса?
— Если не считать мою семью, то да.
— Сколько сегодня студентов в академии?
— Уже более 15 тысяч.
— Чем отличается методика преподавания в академии от той, которой следуют в традиционных вузах?
— А в чем отличие между поездками на троллейбусе и на хорошем автомобиле? Это просто разные виды транспорта, и у них разные цели и пути их достижения. У нас другие подходы. Вузы на протяжении многих лет испытывают ряд проблем, которые мы, в академии, уже решили. Мы поставили цель — подготовить квалифицированных специалистов, убрав из образовательного процесса все ненужное. А нужное — это хорошие преподаватели, эффективная программа обучения, современная инфраструктура и постоянный контакт с рынком.
Преподаватель академии не просто педагог, а высококвалифицированный специалист в своей отрасли. Но при этом он должен оставаться хорошим педагогом. Найти такого преподавателя — одна из самых важных и трудных задач. Сегодня мы вынуждены брать высококлассных специалистов из индустрии и затем развивать в них педагога.
— Какие специальности можно получить в академии?
— Это скорее направления, так как включают массу различных знаний. Первое — разработка программного обеспечения. Второе — сетевые технологии и системное администрирование, куда входит все, что связано с Интернетом, сетями, безопасностью. И третье — компьютерная графика и дизайн.
— Академия — это вуз или ближе к техникуму?
— Мы не подпадаем под классическое определение учебных заведений, и очень сложно нас к чему-то приравнять. Не вписываемся в устаревшие образовательные рамки. С одной стороны, обучение длится 2,5 года, так что по общему количеству часов мы ближе к техникуму. Но при этом часов, направленных непосредственно на IT-образование, у нас больше, чем в специализированных вузах.
Я не создавал классическое учебное заведение. Стояла задача — дать максимальные знания в определенной отрасли и выпустить профессионала, который будет востребован и сможет зарабатывать и приносить пользу. Причем рынок быстро меняется, и мы меняем свою программу, чтобы не отстать.
А вообще, у нас много разных направлений. Есть краткосрочное обучение, долгосрочное, есть малая академия, где учатся дети.
— Насколько высок спрос на твоих выпускников со стороны лидеров IT-рынка Украины?
— Сегодня нет ни одной крупной, а может, и средней компании, где бы не работали наши выпускники. Более того, недавно мы провели исследование, выясняли, где они трудоустраиваются, и результаты выложили на сайте. Честно говоря, я был горд, когда увидел такие названия, как Skype, Microsoft, HP, Siemens, Студия Лебедева, EPAM, IBM…
— Много ваших выпускников уезжает работать за рубеж?
— Очень много, к сожалению или к счастью. IT-знания хороши тем, что они универсальны и позволяют работать в любой стране и в очень многих отраслях.
— Дмитрий, когда ты решил начать международную экспансию академии «Шаг»?
— Я встретился с одним из наших выпускников в Чехии, и оказалось, что компании Siemens, где он работал, очень не хватало квалифицированных специалистов. Так возникла идея открыть академию в Чехии. Наш выпускник Виталий Шаповалов предложил свою кандидатуру в качестве директора. Так появился первый зарубежный филиал.
— А в каких странах, кроме Украины, сегодня есть филиалы академии?
— В Чехии, Эстонии, России, Казахстане и Беларуси.
— Сколько стоит обучение в академии?
— У нас пять направлений, разные сроки обучения, разные программы. Цена зависит даже от региона. Понятно, что самый дорогой — Киев. Здесь обучение программированию стоит от 100 до 150 долларов в месяц.
— Каково вообще сейчас состояние IT-образования в Украине?
— Есть огромный потенциал. Вопрос в том, какие шаги предпринять, чтобы потенциал развить. Во всех вузах к этому подходят по-разному, и какие цели ставят, такие результаты и получают. Понять задачи можно, ознакомившись с программой обучения. Мы ставим прагматичную цель — устроить выпускника в IT-компанию. Цель государственной системы образования — подготовить специалиста для определенной отрасли. К сожалению, состояние, развитие отраслей экономики и требования к знаниям специалистов не пересматриваются много лет. И с этим связаны определенные проблемы, поскольку перечень входящих в программу обучения дисциплин весьма наукоемкий, часто чересчур. При этом не учитываются текущие потребности рынка.
Кстати, средний возраст нашего студента — 24 года. То есть мы в основном не обучаем студентов вузов. У нас учатся люди постарше, большинство из которых уже имеет высшее образование, а то и два. Но они рассматривают учебу в академии как путь изменения условий своей жизни.
— Дмитрий, по мнению экспертов, следующие самые значимые революции, связанные со Всемирной сетью, произойдут в трех сферах: медицине, государственном управлении и образовании. Насколько онлайн-образование изменит отрасль?
— Давайте рассматривать онлайн-обучение не только в рамках IT, но и в рамках образования вообще. Наша система пришла к нам еще из позапрошлого века. Большая часть процессов в обучении больше похожа на ручной труд. В эру автоматизации мы почти все делаем вручную. В первую очередь это методика группового образования, хотя у нас уже кардинально изменился принцип доступа к знаниям. Раньше этот доступ был ограничен, расстояние до знаний было огромное и время на их получение было невероятное, сами знания тщательно охранялись от широких масс и стоили довольно дорого. Теперь произошла революция, перевернувшая мир образования: знаний много, расстояние до них — это дистанция до компьютера или телефона, а цена зачастую равна стоимости Интернета. Но доступной информации стало невероятно много, и сейчас важно, можешь ли ты ее переработать, чтобы сделать правильный вывод. Если прежде интеллектуальным считался человек, обладающий энциклопедическими знаниями, то теперь важна их аналитичность — умение быстро обработать огромный объем информации и сделать правильный выбор. А значит, нужны совершенно другие подходы к образованию. Нас учили заучивать, зубрить, стараться знать много, обо всем и впоследствии делать выводы, основываясь на том, что мы помним. Сейчас мы должны делать выводы на основании информации, к которой имеем доступ в данный момент. Поэтому нужно, чтобы технологии образования отвечали сегодняшним реалиям и инструментам.
Но современное образование, как медаль, имеет обратную сторону. Есть вещи, которым невозможно обучить онлайн. Например, жонглированию или катанию на велосипеде. Кроме того, на некоторых этапах и во многих сферах все же очень важно прямое общение с учителем. Поэтому я считаю, что дистанционное обучение не сможет полностью заменить традиционное. Да, оно его сильно дополнит и изменит, но полностью не заменит.
Подготовил Сергей КУРГАН, «ФАКТЫ»
Полную версию интервью с Дмитрием Корчевским читайте на сайте www.prostranstvo.kiev.ua
14664Читайте нас у Facebook