ПОИСК
Клуб споживачів

Киевские чиновники вынуждают хозяев квартир самим оплачивать поверку счетчиков водопотребления

6:30 3 липня 2014
Інф. «ФАКТІВ»

В Киеве людей заставляют в месячный срок за свой счет поверять счетчики холодной и горячей воды (поверка — техническая процедура контроля точности работы прибора). За принудительную услугу придется выложить минимум 240 гривен. В противном случае коммунальщики грозятся перевести жильцов на среднемесячный — более дорогой — тариф.

Как выяснилось, платить за поверку счетчиков требуют от потребителей по всей Украине. Правозащитник из Харькова рассказал, что схему выкачивания денег из украинцев придумали еще в 2009 году. Однако в судах люди активно выигрывают дела против жадных поставщиков воды.

«Очередь из желающих вызвать на дом специалистов для поверки растянулась на месяц»

На подъездах столичных многоэтажек появились объявления коммунальных предприятий о том, что если жильцы, у которых в квартирах стоят индивидуальные счетчики холодной и горячей воды, до 1 июля 2014 года не проведут поверку приборов, то коммунальщики переведут нерасторопных жильцов на среднемесячный тариф. Тогда за кубометр холодной воды придется заплатить вместо 3,18 гривни целых 17,49 гривни, а за горячую вместо 16,24 — 56,84 гривни. Это не учитывая грядущего с 1 июля повышения цен.

Оговоримся сразу: объявления касаются тех, у кого счетчики установлены в квартире, и подходит срок их поверки. Безусловно, поверять водомеры нужно. Хлопотную процедуру проводят каждые три-четыре года. Другое дело, на каком основании оплачивать ее должны жильцы квартир, а не поставщик воды? «ФАКТЫ» решили разобраться, почему поверка счетчиков так остро взволновала чиновников именно сейчас, когда украинцы всем миром сбрасываются на бронежилеты и амуницию для армии, пытаются оздоровить летом детей и при этом как-то сводить концы с концами на фоне всеобщего подорожания?

РЕКЛАМА

Тамара Присыпко, киевская пенсионерка, проживающая в одной из хрущевок Днепровского района, узнав, что счетчики необходимо поверить до 1 июля, очень расстроилась.

— Я давно поставила индивидуальные водомеры, ведь это ощутимая экономия, — объясняет Тамара Всеволодовна. — Три года назад дочка, которая живет отдельно от меня, купила мне эти приборы и помогла их установить. А сейчас неожиданно выяснилось, что их надо поверять. У меня пенсия — 1097 гривен, и вдруг предстоят такие серьезные расходы. Я растерялась: где искать специалистов, которые снимут эти счетчики, отвезут, куда надо на поверку, а потом поставят все на место? К тому же потом надо вызвать сотрудника жека, чтобы опломбировать приборы. У меня столько работы на даче — нет времени заниматься счетчиками!

РЕКЛАМА

В нашем жэке мне дали телефон фирмы, которая присылает своих специалистов на дом и за всю работу возьмет всего по 120 гривен за каждый водомер. За два прибора — на холодную и горячую воду — получается, надо заплатить уже 240 гривен. Но сотрудники этой фирмы выяснили, что оба мои счетчика… неисправны, их надо менять. Один водомер польского производства стоит 300 гривен (с установкой). Пришлось просить у дочки 600 гривен, чтобы успеть заменить счетчики в срок. И теперь я спокойна на ближайшие три года.

В отличие от законопослушной пенсионерки, 30-летняя киевлянка Мария Цыплакова, живущая на Оболони на улице Героев Сталинграда, платить коммунальщикам не собирается.

РЕКЛАМА

— В апрельской платежке за квартиру мелкими буквами было написано, что если мы не проведем поверку счетчиков горячей и холодной воды, тариф будет насчитываться на общих основаниях, — говорит Мария. — Там же был указан номер телефона для справок. Мы с мужем позвонили в начале июня и узнали, что очередь из желающих вызвать на дом специалистов для поверки уже растянулась до конца месяца, если мы не запишемся тотчас, то к 1 июля не успеем. У нас поинтересовались, сколько лет нашим счетчикам, а когда узнали, что девять, заявили: «Приборы уже давно неисправны, их нужно менять».

Мы решили не спешить, заодно посмотрели срок эксплуатации своих счетчиков. Оказалось, что они могут работать 12 лет. Меня насторожило: к чему вдруг такая срочность? И закрались сомнения в законности столь масштабного мероприятия. На форумах и в соцсетях активно обсуждают проблему поверки счетчиков, многие приходят к выводу, что нас в очередной раз пытаются обобрать.

Такие две кардинально разные позиции жителей столицы можно понять, но если пенсионерка предпочитает безропотно заплатить за свой покой, а семья молодых киевлян ждет, чем все закончится, есть активные граждане, не собирающиеся мириться с шантажом чиновников.

— Оставлять проблему как есть я бы не советовал, потому что она не исчезнет сама по себе, и в итоге платить за воду придется в три-четыре раза дороже, чем по показателям индивидуальных счетчиков, — рассуждает в «Фейсбуке» киевлянин Дмитрий Назаренко. — Если счетчики на газ и электроэнергию являются собственностью поставщиков услуги, стало быть, поверка — их обязанность, которую они добросовестно выполняют, то в ситуации с водой возникла коллизия. Логично было бы, чтобы и водомеры принадлежали водоканалам.

Но дело в том, что в отличие от газа и электичества, потери воды из-за порывов и протечки труб гораздо ощутимее. Водоканалы тариф рассчитывают по показателям внутридомового прибора, установленного в каждой многоэтажке, и потери воды раскидывают на всех жильцов. Посему водоканалу невыгодно что-то менять.

Но если в квартире установили индивидуальные счетчики, потери воды не на кого повесить. Поэтому изначально крайними выставили жэки — их обозначили… поставщиками услуги, в то время, как фактически они обслуживают только трубы. Хитроумными чиновниками была придумана схема латания жэковских дыр: на жильцов решили переложить хотя бы поверку счетчиков. И под это дело открыли фирмы-однодневки, «всего за 120 гривен за поверку одного счетчика», выезжающих на дом. А заодно можно продавать новые измерители — удобный бизнес.

Вопрос об индивидуальных счетчиках просто не улажен законодательно. Чиновники ссылаются на множество постановлений, протоколов и актов о том, что жильцы обязаны сами платить за свои счетчики. В крайнем случае можно услышать предложение заложить в тариф на водопотребление обслуживание и поверку индивидуальных счетчиков, как это делается с внутридомовыми. Но, согласно Закону «О метрологии и метрологической деятельности», платить обязан поставщик. И это справедливо. Я считаю, что потребителям надо активнее давить на власть и чиновников, чтобы для них «кормушка на счетчиках» стала проблемой. И требовать от Минрегионстроя, горгосадминистрации и Верховной Рады внести соответствующие изменения в законодательство.

Такого же мнения придерживается харьковский правозащитник Григорий Ильенко, который с 2009 года борется с порочной системой.

— У меня за пять лет накопились мешки переписки с чиновниками из Минюста, Минрегионстроя, водоканала и прочих организаций, — говорит Григорий Ильенко. — Когда эта проблема коснулась меня лично, стало обидно, что меня обманывают. Когда я «докопался до руды», стал помогать другим людям. Сейчас почти ежедневно бываю в судах. Выигрываю процентов 70 дел, хотя, если посмотреть Единый реестр судебных решений, показатели по всей Украине примерно 50 на 50.

Как правило, судьи выносят решение о том, чтобы обязать поставщика услуги оплатить поверку счетчиков и сделать перерасчет за оказанную услугу по показаниям счетчика, а не по среднему тарифу. У меня был случай, когда жильцу насчитали к оплате до двух с половиной тысяч гривен вместо реальной суммы. Да за эти деньги слона купать можно!

Беда, однако, в том, что судьи, как правило, идут на компромисс. Сколько раз я указывал в исках требование, чтобы суд обязал предприятия привести свою внутреннюю документацию в соответствие с законодательством. И ни разу представители Фемиды не сделали этого. Вместо того чтобы вынести частное определение, чтобы раз и навсегда прекратить поборы с потребителей, судьи принимают вот такие половинчатые решения. Поэтому победы потребителей в судах можно назвать одноразовыми. Ведь к следующей поверке счетчика опять придется идти в суд.

Я обращался в контрольно-ревизионную комиссию, прокуратуру и управление по борьбе с экономическими преступлениями, чтобы привлечь чиновников к ответу. Выяснилось: водоканал «наплодил» частные предприятия или общества с ограниченной ответственностью, которые, не имея на то оснований, выполняют работу по поверке счетчиков на дому. При этом по бумагам они якобы проводят только распломбирование и опломбирование счетчиков. Только за эти процедуры за последние 11 месяцев с харьковчан взыскали 91 тысячу гривен. Да и пломбы на счетчиках нужны не нам, а поставщику. Вот пусть и устанавливают их за свой счет!

«Крайними выставили жэки»

Григорий Ильенко сейчас формирует список судей, вынесших неправомерные решения по поводу поверки счетчиков, который передаст в люстрационную комиссию.

— У людей иного выхода нет, так как, рассылая «уведомления» и «предписания», поставщик-монополист «предлагает» потребителям за свой счет выполнить поверку счетчиков (или купить и установить новые!), — продолжает правозащитник. — Причем тут же шантажирует их санкциями, если они этого не выполнят в месячный срок. И люди платят!

А жильцы должны знать: основным законом, который рассматривает, регламентирует и нормирует работы по поверке бытовых счетчиков (в том числе и водомерных приборов), является Закон Украины «О метрологии и метрологической деятельности». Согласно этому закону (статья 28, пункт 3) периодическая поверка, обслуживание и ремонт счетчиков проводятся за счет предприятий и организаций, предоставляющих услуги по поставке воды, электричества, тепла и газа — независимо от того, кто является собственником приборов учета.

Таким образом, законодательно установлена императивная норма, которая не может быть изменена никакими подзаконными нормативно-правовыми актами.

После поверки счетчиков поставщик оформляет акт опломбирования, в котором предусматриваются санкции снятия с абонентского учета и перевода на санитарную норму потребления. Это уловка! И подписывая такие акты, надо вычеркивать пункты требований-обязательств и дописать: «кроме пунктов таких-то». Чтобы в дальнейшем вас не шантажировали, а судьи не истолковали акты, как документы, «имеющие признаки договора». Акт всего лишь фиксирует какие-то факты или свершившиеся события и не может содержать требований либо обязательств.

На сайте «Укртестстандарта», уполномоченного проводить поверку счетчиков, вывешено объявление: «В Киеве установлено более двух миллионов квартирных счетчиков воды, но на поверку ежегодно подаются лишь 20 тысяч приборов. Технические возможности ГП „Укрметртестстандарт“ не позволяют обеспечить проведение поверки в такой короткий срок».

Далее сообщается, что поверку можно провести в лаборатории «Укртестстандарта» (если удастся как-то обойти толпы желающих) в течение двух дней за 43 гривни 20 копеек, либо же вызвать специалиста на дом за 83,32 гривни.

И тут же предлагают «волшебную» альтернативу в лице двух предприятий, осуществляющих поверку счетчиков без их демонтажа непосредственно в квартирах.

— Это афера чистой воды, — пишет киевлянин Паша Добрый на своей странице в «Фейсбуке». — Если два миллиона человек заплатит хотя бы по 83 гривни за поверку одного счетчика (а фактически заплатить придется больше), то получится внушительная сумма. Кто-то подаст в суд, выиграет его, сделает все по закону и бесплатно, но на основании вашего выигрыша в суде соседу чиновники ничего делать не будут. Вот если все пойдут в суд, и каждый добьется справедливости, возможно, с системой что-то и произойдет.

P.S. Когда номер готовился к печати, стало известно, что Киевская госгорадминистрация продлила срок поверки счетчиков до 1 января 2015 года. Причем, в отличие от «Укметртестстандарта», в столичной администрации насчитали один миллион счетчиков, из которых поверки требуют 689 тысяч.

Чиновники растолковали киевлянам, что можно обращаться в «Укрметртестстандарт», но тогда демонтажа счетчиков не избежать, и месяц придется платить по среднемесячному тарифу, либо же можно воспользоваться услугами «лицензированных фирм», которые выезжают на дом. В то время как киевляне ждут от новой власти реальных перемен, в данном случае — согласовать предыдущие решения с законом «О метрологии», чиновники ни словом не обмолвились о том, что потребитель вообще не обязан платить за поверку водомеров.

Советы потребителям

  • Не отмахивайтесь от требований провести поверку водомерных приборов. Как минимум напишите заявление в жэк с требованием провести поверку счетчика за счет водоканала.
  • Платить за поверку счетчиков воды обязан поставщик услуг, согласно Закону Украины «О метрологии и метрологической деятельности» (статья 28.3), постановлениями Кабмина Украины (№ 113/98 — п. 9, п. 32.4; № 332 и № 630 — п. 5).
  • Заканчивая процесс поверки счетчиков, поставщик оформляет акт опломбирования, в котором надо вычеркнуть пункты, предусматривающие санкции о снятии с абонентского учета и перевода на санитарную норму потребления. Для этого в конце акта надо дописать: «кроме пунктов таких-то».
  • Если вы решили обращаться в суд, в исковом заявлении обязательно указывайте требование о том, чтобы суд обязал выполнить поверку счетчика за счет исполнителя услуги и провести перерасчет оплаты за воду по фактическим показаниям индивидуального счетчика.

58060

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів