Раньше государство не финансировало работы по проверке качества нефтепродуктов, а теперь контроль и вовсе упразднят
Вступил в силу правительственный документ, способный изменить ситуацию на отечественном топливном рынке. Это Технический регламент требований к автомобильным бензинам, дизельному, судовым и котельным топливам. По мнению экспертов, документ, первоначально призванный усилить контроль над качеством нефтепродуктов, в нынешнем виде, напротив, лишает государство возможности проверять горючее и бороться с нарушителями и «бодяжниками».
Стоит напомнить, что согласно действующему законодательству «технический регламент — это закон Украины или нормативно-правовой акт, принятый Кабинетом министров Украины, в котором определены характеристики продукции или связанные с ней процессы или способы производства, а также требования к услугам, включая соответствующие положения, соблюдение которых является обязательным. Он может также содержать требования к терминологии, обозначениям, упаковке и маркировке, которые применяются к определенной продукции, процессу или способу производства». Система технических регламентов должна прийти на смену прежней системе стандартизации.
Вступивший в силу техрегламент был утвержден постановлением Кабмина еще 1 августа 2013 года в связи с истечением срока действия государственных стандартов качества (ДСТУ) на нефтепродукты. Однако текст документа был опубликован только через пять (!) месяцев после принятия. Оказалось, что на протяжении этого времени техрегламент так и не был надлежащим образом подготовлен, а откладывать его публикацию уже не представлялось возможным. Документ опубликовали, несмотря на протесты экспертов и трейдеров, заявлявших, что из-за введения в действие последней редакции регламента будет нарушен нормальный оборот нефтепродуктов, а потребитель окажется заложником непрофессионализма чиновников.
Поэтому Ассоциация операторов рынка нефтепродуктов Украины уже обратилась к премьер-министру Арсению Яценюку с просьбой перенести срок вступления в действие этого документа до 10 июля 2015 года.
Прокомментировать сложившуюся ситуацию «ФАКТЫ» попросили директора Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна:
— Вопрос качества топлива всегда был острым, а сейчас особенно. Мало того что государство давно не финансирует работы по проверке нефтепродуктов, так теперь и вовсе контроль фактически упраздняется. В техническом регламенте, главном документе в данной сфере, не указан орган, который обязан контролировать качество топлива. Если раньше, хотя бы формально, этим занималась Госпотребинспекция, то теперь вообще неизвестно, в чьей это компетенции.
В первоначальном проекте техрегламента, предложенном год назад, указывались организации, отвечающие за проверку нефтепродуктов. В частности, это была Государственная экологическая инспекция. Но документ очень долго и мучительно проходил согласование в различных ведомствах, его переписывали, вносили изменения, отправляли на рассмотрение правительства. Видимо, чиновники разных ведомств вели какие-то свои «игры», добиваясь влияния на топливный рынок. В результате, когда документ таки утвердили и опубликовали, никто из чиновников не обратил внимания на то, что из него исчезла статья, определяющая контролирующий орган. И теперь в стране вообще никто не проверяет, какое горючее АЗС продают потребителям.
Хочу отметить, что ранее у нас все нормально регулировалось с помощью ДСТУ и ничего кардинально нового техрегламент не внес. Разве что было запрещено использование некоторых компонентов топлива. Скорее всего, отказ от ДСТУ и введение техрегламента стали частью развернувшейся кампании по евроинтеграции. Действительно, в европейских странах все регулируется техническими регламентами. Решили так сделать и у нас. Но получилось, что без ДСТУ техрегламенты все равно не работают, так как ссылаются на данные ДСТУ.
Кроме того, техрегламент вводит какие-то сертификаты и выставляет дополнительные бюрократические требования. Конечно, этот несовершенный документ не остановит работу топливного рынка, но создаст новые сложности. В последние годы качество нефтепродуктов толком не контролировалось. Однако потребители хотя бы знали, куда жаловаться. А теперь в случае возникновения претензий даже обратиться некуда. Вообще непонятно, кто и как будет бороться с «бодяжниками» на заправках.
978Читайте нас у Facebook