ПОИСК
Клуб споживачів

Ведущие украинские туроператоры создали центр экстренной помощи отдыхающим за границей

1:00 9 липня 2014
Інф. «ФАКТІВ»

Около тысячи украинских туристов испортили себе отдых, купив путевки в Турцию и Болгарию у туроператора «Ильтур». Прилетевшие в Турцию украинцы не смогли заселиться в отели, поскольку отдых оказался… не оплаченным. Людей спешно размещали в более дешевых гостиницах, причем переезжать приходилось каждый день, пока агентства, продавшие злосчастные туры, пытались организовать возвращение туристов домой.

С такими же проблемами столкнулись отдыхающие в Болгарии. Там их размещением и возвращением пришлось спешно заняться ведущим украинским туроператорам — чтобы сгладить потерю своего имиджа перед иностранными партнерами и клиентами.

Директор «Ильтура» слег в больницу, офис закрыт, на официальном сайте написано: «Компания „Ильтур“ больше не работает». А ведь до конца августа у этого туроператора путевки заказали по меньшей мере три тысячи человек.

«ФАКТЫ» спросили у экспертов, как уберечься от покупки турпакета у мошенников и куда следует обращаться туристу, оказавшемуся за границей в критической ситуации.

РЕКЛАМА

«Такие же ситуации, как с „Ильтуром“, вполне могут повториться в этом сезоне»

Агентства, имевшие неосторожность связаться с «Ильтуром», за свои средства пытались разместить туристов в более дешевых турецких отелях. Подключились к решению проблемы и туроператоры из Ассоциации лидеров турбизнеса Украины (АЛТУ).

— Из Турции 350 человек пришлось вывозить двумя чартерными рейсами авиакомпании МАУ, — рассказал президент АЛТУ Александр Новиковский. — Люди вернулись домой 25 и 28 июня. Полетная программа «Ильтур» в Анталию свернута, бронирование с вылетами на более поздние даты аннулировано.

РЕКЛАМА

С Болгарией было сложнее, потому что «Ильтур» открыл в эту страну более тысячи виз. Как сообщил директор туропертора «Видерштиль» Андрей Лукьянов, на момент возникшего недоразумения в Болгарии могло находиться до 700 клиентов проблемного туроператора, в том числе дети. По крайней мере 200 человек точно нуждались в том, чтобы им помогли вернуться в Украину. В разгар сезона пришлось спешно искать свободные автобусы. К счастью, все туристы уже вернулись домой.

— Это далеко не первый случай, когда украинские туристы попадают в затруднительные ситуации по вине туроператора, — говорит Александр Новиковский. — Причем в результате действий компании «Ильтур» причинены не только денежные, но и имиджевые убытки стране. Поэтому мы посчитали своим долгом помочь людям. Нас беспокоит, почему государство до сих пор не сделало ничего, чтобы помочь разрешить ситуацию. На запрос в Государственное агентство Украины по вопросам туризма и курортов ответа мы не получили. Между тем и сегодня наши туристы покупают путевки на свой страх и риск.

РЕКЛАМА

В который раз мы, негосударственный орган, помогаем людям вернуться домой. Когда летом 2010 года обанкротилась «Кария-тур», именно мы занимались размещением и дальнейшим вывозом людей из Турции. Похожая ситуация сложилась в январе 2012 года с туроператором «Проланд». И тогда ассоциация организовывала возвращение наших соотечественников и решала вопросы юридической поддержки по возврату денег. Теперь, когда возникли трудности у «Ильтура», снова мы бесплатно помогаем пострадавшим.

Поскольку ситуация усугубляется, АЛТУ приняла решение о создании координационного центра экстренной помощи украинским туристам за границей. По нашим данным, такие проблемы, как с «Ильтуром», в этом сезоне могут повториться. Поэтому мы приглашаем к сотрудничеству всех неравнодушных туроператоров и турагентов украинского рынка, туристов и государственные органы власти. Есть как минимум три структуры, которые задействованы в решении подобных проблем: Госагентство по туризму и курортам, МИД и Госпогранслужба.

Координационный центр планирует оказывать юридическую и информационную помощь украинским туристам, попавшим в экстренные ситуации во время отдыха за границей. В центр можно позвонить по телефону «горячей линии» 044−495−10−70 и бесплатно получить консультацию, а также выяснить, как правильно составить иск в суд с требованием возврата своих денег, уплаченных за испорченный отдых.

«Вероятность возврата пострадавшим средств очень маленькая»

В АЛТУ предлагают вариант предотвращения ситуаций, когда туристы, честно оплатившие турпакет, остаются и без отдыха, и без своих денег. Туропертору достаточно застраховать свою ответственность перед туристами, выезжающими за границу. Сейчас турфирма может получить лицензию, заплатив 20 тысяч евро для покрытия рисков. Хотя этой суммы недостаточно.

— Сейчас правоохранители будут разбираться, присвоил ли «Ильтур» деньги туристов, или люди пострадали из-за каких-то ошибочных действий туроператора, однако я считаю, что максимальная вина в происходящем лежит на агентствах, — считает коммерческий директор туроператора «Tez Тour» Аркадий Маслов. — Компания «Ильтур» ранее продавала автобусные туры в Болгарию. Но в этом сезоне решила заняться продажей турпакетов в Турцию. Так, 7 июня «Ильтур» пытался отправить чартерный рейс из Винницы в Турцию. Но местные турагенты детальнее поинтересовались, что из себя представляет новый партнер, и отказались продавать винничанам такие туры. В итоге туристы из Винницы, а также Хмельницкого не попали в неприятную ситуацию. А киевские агентства, не зная оператора, начали спокойно продавать его туры. В том, что произошло, нет вины отдыхающих. Ведь это агент должен был выяснить, насколько надежен туроператор и можно ли ему доверять.

Наша компания застраховала свои риски от банкротства еще три года назад. И с тех пор мы ежегодно перестраховываемся на сумму 50 миллионов гривен. Этого достаточно, чтобы в любой момент безболезненно вернуть домой всех наших туристов, находящихся за границей. Причем страховки хватает не только для размещения людей в случае необходимости в других отелях, но и для возврата их домой, а также для покрытия всех возможных финансовых рисков (в том числе на медицинскую страховку туриста, если ему во время отдыха вдруг потребуется медицинская помощь).

Однако такие гарантии могут предоставить не все. Наш туристический рынок делится на три части: «белую» (фирмы, работающие на законных основаниях, которые проводят оплаты через банки и платят налоги), «серую» и «черную». Официальная часть составляет чуть больше 30 процентов всего рынка. Но люди, покупая туры в агентствах, особенно через Интернет, к сожалению, не знают, кто их туроператор! А ведь агентства не несут никакой ответственности перед клиентом, они всего лишь посредники. Поэтому перед тем как оплачивать поездку, поинтересуйтесь, кто ваш туроператор, посмотрите отзывы о нем в Интернете, узнайте, насколько он благонадежен.

В АЛТУ уверены, что если в ближайшее время не внести изменения в Закон «О туризме», туристы будут попадать в неприятные ситуации в дальнейшем.

— Вероятность возврата пострадавшим средств очень маленькая, — считает Андрей Лукьянов. — Согласно нашему законодательству сначала суд должен признать фирму банкротом. А эта процедура может растянуться на несколько лет. Далее банк, в котором размещается страховка рисков обанкротившейся фирмы, должен выделить 20 тысяч евро, заложенных на подобные случаи. Эту сумму надо разделить на всех пострадавших. Если их окажется тысяча, то все получат по 20 евро.

Между тем, по словам Аркадия Маслова, в Греции — одной из самых популярных и доступных для украинцев стран — нынче столкнулись интересы разных туроператорских компаний. «Идет ощутимый демпинг на авиаперелеты и кто-то на этом рынке в конце концов окажется банкротом. Украинские туристы, к большому сожалению, тоже могут пострадать. Поэтому нужно выбирать надежного оператора. Иногда экономия в 100 евро может привести к полностью испорченному отдыху», — предупреждает Аркадий Маслов.

Эксперты советуют туристам избирательно подходить к выбору турагентства и обязательно интересоваться, какого туроператора они представляют. Основная группа риска — это демпингующие фирмы, предлагающие подозрительно дешевые поездки. В таких случаях надо прежде всего ознакомиться с отзывами о турфирме и, конечно же, внимательно изучить договор с турагентом, прежде чем его подписывать. Следует обращать внимание на пункты, в которых говорится о перечне предоставляемых оператором услуг, датах поездки, типах питания, штрафных санкциях и видах страховки.

5288

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів