В столичном Пирогово меценат открыл лагерь для детей из зоны боевых действий
Зайдя на территорию летнего лагеря «Родовiд Сiч», мы увидели очень большое татами, на котором тренировались около сорока детей. Рядом на лужайке другие мальчишки и девчонки под руководством инструктора по очереди катались на лошади. Перед нами рядами стояли палатки, где ночуют ребята. За жилой зоной — душевые и туалеты. «Подходите сюда, — позвал нас приветливый мужчина средних лет. — Я Игорь Дидковский, меня называют „папой“ лагеря. А это мой побратим (наш собеседник указал на стоявшего рядом мужчину. — Авт.) Юрий Иванов».
Мы знали, что Игорь Николаевич на собственные средства организовал детский лагерь «Родовiд Сiч» и оплачивает проживание уже второй смены.
«Компьютеры у нас почти под запретом — дети должны общаться друг с другом»
— Такая идея появилась год назад, когда мы с Юрием отправили своих детей на Сечь, которую создал на Тернопольщине патриот, спортсмен Валерий Чеботарь, — говорит Игорь Дидковский. — В летний период там работает детский лагерь. Ребята занимаются спортом, обучаются народным традициям и ремеслам.
— Мы с Игорем провели там целый день и затем в разговоре за бутылочкой вина родилась мысль — почему бы не создать подобный лагерь под Киевом, на территории Национального музея народной культуры и быта в Пирогово, — добавляет Юрий Иванов. — Ведь здесь великолепная среда для воспитания детей в патриотическом духе: старинные деревянные церкви, хаты, ветряные мельницы.
— Изначально этот проект планировался как не прибыльный, но и не убыточный — плата за путевки (четыре тысячи гривен) должна была покрыть расходы, — продолжает Игорь Дидковский. — Однако война, которую развязала путинская Россия, заставила внести коррективы: я истратил больше миллиона гривен на организацию лагеря, но все же решил принимать детвору бесплатно. Это еще большие расходы — сумма уже достигла примерно полутора миллиона гривен. Только питание (кстати, оно здесь отличное) обходится в сто гривен в день на одного ребенка. Всего будет пять смен по две недели каждая. В первую смену отдохнули 109 мальчиков и девочек. В основном это ребята из Донбасса и Крыма. Под Киевом в санаториях и пионерлагерях находится большое количество детей из этих регионов — вот их и приглашали.
— Около сорока ребят приехали прямо в чем были: футболка, шорты и вьетнамки, — добавляет Юрий Иванов. — Даже зубных щеток у них не оказалось. Пришлось срочно покупать все необходимое. В первые дни пребывания в лагере некоторые дети из Донбасса невольно пригибались, когда слышали громкие резкие звуки, напоминавшие взрывы и выстрелы.
— Меня поразила история Ивана из Славянска, — говорит Игорь Дидковский. — Родители отправили его в столицу спасаться от войны. Паренька поселили в пионерлагере, в течение полутора месяцев он не имел возможности позвонить маме. Связался с ней по телефону, лишь когда оказался у нас. Дело в том, что в некоторых лагерях, где разместили вынужденных переселенцев, нет даже электричества. Поговорив с сыном, мама Ивана позвонила мне: «Игорь Николаевич, мне приснилось, что Ванечка попал в Божий дом».
Вообще-то мобильные телефоны, компьютеры, планшеты у нас почти под запретом — дети должны общаться друг с другом, любоваться красотой природы, а не проводить часы напролет за компьютерными играми. Позвонить домой можно вечером, попросив телефон у кого-либо из наставников.
Еще одна девочка из Луганской области приехала к нам по собственной инициативе. Она из города, который сейчас находится под контролем террористов. Ребенок на редкость одаренный, написала такое сильное стихотворение, что я решил оставить ее на вторую смену.
— Мои родители — патриоты Украины, начиная с конца прошлого года у нас в доме только о политике и говорят, — рассказала «ФАКТАМ» Марина. — Папа говорит, что он запишется в украинскую армию, когда она войдет в город. Родители переписываются по Интернету с единомышленниками. Один из них сообщил о наборе детей в лагерь «Родовiд Сiч». Мама созвонилась с организаторами лагеря, мне купили билет и отправили в Киев. В вагоне пассажиры разговаривали, не тая свои мысли. Оказалось, что все они — за Украину. Открыто заявлять об этом на улицах нашего города очень опасно. Сепаратистов там не так уж и много, но они крайне агрессивные.
«Половину путевок предоставили детям участников антитеррористической операции»
— Патриотическому воспитанию детей мы уделяем особое внимание, — продолжает Игорь Дидковский. — Они дают «обiтницю» (клятву), в которой есть слова: «Україна — це я». Текст клятвы, как и многое другое в этом лагере, — плод моего творчества. Даже логотип «Родовiд Сiч», размещенный над воротами, — тоже дело моих рук.
Я привожу ребят к дубу Перуна (языческий бог грома, молнии и покровитель воинов. — Авт.), который стоит недалеко от лагеря. Дети оставляют там ленточки со своими пожеланиями. Многие написали, что хотят мира для Украины. Этот дуб долгое время просто валялся на задворках музея. Его нашли в 1975 году под Киевом — в месте, где Десна впадает в Днепр. В древнем стволе оказалось девять челюстей вепрей. Много веков возле этого дерева молились славяне-язычники, а затем около 850 лет оно пролежало в реке. Археологи отдали его музею в Пирогово. Там дуб Перуна бросили на землю, и он так пролежал 38 лет. Я узнал об этом от директора музея 29 июня прошлого года, а 7 июля — день рождения моей мамы. В честь этого я оплатил консервацию и установку святыни в специальный крепеж. Теперь дуб Перуна стоит, как колонна, не касаясь земли. Возле него даже проводили свадьбы по древнему обряду.
Сейчас в лагере вторая смена, там отдыхает мой сын Святослав. Если не ошибаюсь, шестеро детей на этот раз приехали по платным путевкам (их купили уже давно). Остальные места мы распространили бесплатно. Примерно половину из них отдали детям военнослужащих, участвующих в антитеррористической операции, другую половину — ребятам из Донбасса.
— Мою родную Дружковку Донецкой области уже освободили, мы с мамой и сестрой скоро вернемся домой, — рассказал один из них Никита Черепанов. — В Киев приехали в начале июня, поселились у бабушки с дедушкой. В лагере я немного научился ездить на лошади. Хотите, покажу? — паренек лихо вскочил на коня и проехал круг.
*Никита Черепанов научился ездить верхом. Вскоре парень с мамой и сестрой вернется в освобожденную от террористов Дружковку (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
— А у меня вчера был день рождения, получила в подарок оберег — древний славянский знак алатырь, — обратилась к нам бойкая девочка, демонстрируя восьмиконечную звезду, висевшую у нее на шее. — Когда праздновали мой день рождения, стали в круг и каждый по очереди подходил поздравить меня.
— Интересно в лагере?
— Еще как! Начиная с подъема в семь утра и до отбоя заняты увлекательными делами: спорт (восточные единоборства преподают наставники из школы «Пересвiт». — Авт.), кружки, лекции, разучивание украинских песен с группой Кozak System, дискотеки возле костра…
— Нужно сказать, что у лагеря есть «мама» — руководитель Форума социальных инициатив Наталья Войтович, — замечает Игорь Дидковский. — Она — организатор занятий и досуга детей. А музыкальный коллектив Kozak System — в числе тех немногих, кто на деле оказывает нам помощь. В этой связи еще хочу назвать моего друга — руководителя Государственного управления делами (ГУД) Сергея Березенко. Он приехал сюда с сыном и сказал: «Снимаю шляпу. Но единственное, чем могу помочь, это транспорт». ГУД уже дважды предоставлял нам автобусы для различных поездок. У нас побывал и бывший президент Украины Виктор Ющенко.
Сейчас по расписанию начнется ужин. Пойдемте, посмотрите, чем кормим детей. Кстати, в составлении рациона участвовала моя дочь Зоряна — она специалист в этом деле.
Дети построились по отрядам и с задорными речевками направились к выходу из лагеря. Вскоре мы пришли с ними к ресторану, работающему на территории музея.
— Меню каждый день разное, — рассказала директор ресторана Татьяна Бадикова. — Готовим из отменных продуктов. Да что тут говорить — когда отведаете, сможете составить собственное мнение.
Ужин — отварной молодой картофель, жареное филе рыбы и соленые помидоры — действительно был приготовлен, как и подобает в хорошем ресторане. Провожая нас, Татьяна Александровна показала холодильники с йогуртами и сырками, которые выдают ребятам в любое время, когда они этого пожелают.
— Некоторые знакомые говорят: «Почему бы тебе не увеличить количество мест в лагере», — сказал нам на прощание Игорь Дидковский. — Я и рад это сделать, но если соглашусь, не смогу на нынешнем уровне финансово обеспечить отдых, занятия и питание детей. Всего за пять смен планирую оздоровить около 600 ребят.
5124Читайте нас у Facebook