Житель Славянска: "Я три месяца не видел денег. Питался шелковицей и вишнями" (фото)
Жителям освобожденного Славянска не справиться в одиночку со своей бедой. Чтобы наладить мирную жизнь, в этот город сейчас едут волонтеры изо всех уголков Украины. Кто-то везет гуманитарную помощь, кто-то строителей, которые будут помогать ремонтировать или отстраивать разрушенные здания. Террористы обещали, что едва они захватят власть в регионе — начнется настоящая райская жизнь.
На днях из Славянска домой вернулась делегация из Черкасской области. На нескольких грузовиках волонтеры привезли в освобожденный город 40 тонн гуманитарной помощи. Губернатор Черкащины Юрий Ткаченко — сам, кстати, бывший переселенец из Приднестровья, — зайдя в полуразрушенную школу № 15, был поражен увиденным.
«В классе украинского языка и литературы была с корнями вырвана дверь, — рассказал Юрий Олегович корреспонденту „ФАКТОВ“. — Я зашел в класс — а там на доске большими буквами написана тема урока: „Леся Украинка“. На стенах висят листочки с сочинениями учеников. Написанные на украинском языке. И тут же, прямо в стене — снаряд от гранатомета сделал огромную дыру. Стекла все выбиты, оконные рамы вырваны с мясом. Именно тогда я подумал, что надо помочь отстроить эту школу к 1 сентября. Сейчас буду разговаривать со строителями из нашей области. Многие в отпуске, надеюсь, ради благого дела вернутся и возьмутся за работу. Мы понимаем, что в Славянске еще небезопасно. Строителей будут охранять сотрудники милиции. Но мы должны отстроить эту школу к началу учебного года!»
*Губернатор Черкасской области Юрий Ткаченко (слева) водружает украинский флаг над мэрией освобожденного Славянска
— Когда мы ехали в Славянск в составе делегации Черкасской области, я все пытался разглядеть границу, за которой можно будет сказать: вот здесь уже была война, — вспоминает черкасчанин Андрей Кравец, сопровождавший груз с гуманитарной помощью в освобожденный город. — Но везде одинаково красиво пели птицы. Я впервые ехал на Донетчину и, честно говоря, был немного удивлен, что там такая классная природа: холмы, леса, речки. Прямо как у меня на родине.
Только после Изюма мы наткнулись на первый блок-пост украинских военных. Там к нам в машину подсел сопровождающий, а солдат на посту только и спросил: «Вы туда?» «Да мы туда!» — ответил я, и нас пропустили. Никто даже документов не проверял и в машины не заглядывал. А во втором автомобиле ехали двое наших людей с автоматами, чтобы, в случае чего, отбить нас от бандитов.
Правда, чем дальше к Славянску, тем суровее становились солдаты на блок-постах. Тем тщательнее нас проверяли. Там уже не проедешь дальше, если не знаешь пароль. Его знал только сопровождающий. Когда мы подъезжали к блок-посту, он выходил из машины тихонько на ухо называл солдату пароль, и нас пропускали.
В десяти минутах езды до очередного поста неизвестный выстрелил из гранатомета по нашим солдатам и скрылся. Слава Богу, никто не пострадал. Еще какое-то время украинские бойцы обстреливали кусты в округе.
Настоящие последствия войны мы увидели только при подъезде к самому Славянску. Были, конечно, готовы увидеть и разрушенные дома, и сожженные автомобили. Но все же я вздрогнул, увидев табличку-указатель «Славянск», которую кто-то прислонил к почти полностью сгоревшему автобусу. Это был въезд в город. Напротив стоял сожженный БТР.
— Как вас встретили местные жители?
— Из города, действительно уехало очень много людей. Но, в Славянске на улицах очень людно. Некоторые встретили нас действительно напряженно. Три месяца тут не показывали украинские каналы, а российская пропаганда сделала свое дело. Некоторые из местных жителей до сих пор считают, что к ним в город приехали фашисты. Одна женщина, которая убиралась возле школы, прямо так нам и сказала: «Мы федерацию хотели, а вы войска ввели!»
Интересно, что те, кто больше всех нас обзывали «фашистами», оказались первыми в очереди за гуманитарной помощью. Как правило, и эти мужчины расталкивали женщин и детей, чтобы взять себе как можно больше.
Но все-таки большинство местных жителей нас встречали, как освободителей.
— Вы общались с жителями Славянска. Что они рассказывают о жизни «под террористами»?
— Один парень пожаловался нам, что деньги в последний раз видел три месяца назад. В магазинах еще продавалась еда, но купить ее было не за что. Приходилось питаться шелковицей и вишнями. У людей по неделе, а то и больше не было электричества. В городе остались те, кому некуда было ехать. Да и не на чем. Автомобиль могут отобрать. А электрички и автобусы не ходили. А еще запомнились слова одного молодого мужчины: «Славянск — это как планета Шелезяка из популярного советского мультфильма «Тайна третьей планеты»: «Воды нет, света нет, ничего нет!»
— Чем сейчас занимаются жители освобожденного города?
— Стараются выжить. Видно, что они соскучились по тем временам, когда все происходящее можно обсуждать в открытую. При террористах это было опасно. Мне кажется, что сегодня единственное развлечение для жителей Славянска — это собираться на площади перед мэрией и обсуждать, что же все-таки произошло с ними.
— А магазины в городе работают?
— Работают. Я зашел в один — там вонь страшная! Холодильники-то отключены, электричества нет, а жара. Мясная продукция вся испортилась. И еще одна деталь — в местных магазинах нет водки. Говорят, что террористы выпили все запасы.
*На привокзальной площади за гуманитаркой выстроились очереди
— Сейчас в российских новостях очень часто говорят о том, что украинская армия с горы Карачун обстреливала жилые кварталы…
— В Славянске разрушены почти все больницы, школы и детские садики. Зашли мы в одну из больниц — а там снаряд попал прямо в стену приемного покоя. Огромная такая дыра! Пролетел дальше, разворотил еще одну стену и разломал раковину умывальника. Спрашиваю местных жителей: кто это стрелял? «Да ваши с горы и стреляли!» — возмущается одна женщина. Но тут же к нам подошел парень и говорит: «Тут не надо быть специалистом по баллистике, чтобы понять, кто и откуда стрелял. Смотрите: снаряд ровно вошел в стену! Не под углом, а ровно! Если бы это украинцы стреляли с горы, он бы вошел сверху вниз!
Кстати, жилые дома в Славянске меньше пострадали. Террористы для картинки в российских новостях уничтожали именно больницы, школы и садики.
Пострадал даже местный роддом! Здесь снаряд попал в столб, который упал на одно из отделений больницы. Но мне рассказывали о главном враче роддома Сергее Туреевае, который принимал участие в эвакуации рожениц из Славянска. Это произошло еще тогда, когда все только начиналось, когда город еще только-только начал переходить в руки террористов. Конечно, женщины рожали и когда город захватили бандиты. Везти их было куда-то было опасно. Сергей Валентинович сам лично принимал роды.
Когда сепаратисты сбежали из Славянска, они полностью обчистили все больницы: не осталось даже бинтов, не говоря уже о лекарствах.
*В результате обстрела украинских позиций на горе Карачун под Славянском в ночь на 1 июля обрушилась местная телебашня
— Кроме медикаментов, продуктов питания и предметов личной гигиены вы привезли в Славянск украинские флаги. Пользовались ли они спросом?
— Сначала местные жители к украинской символике отнеслись настороженно. Подходили, брали, но тут же прятали. Потом к нам подбежали мальчишки лет по 13−14, накинули флаги себе на плечи и так пошли по городу. Ближе к вечеру за флагами начали приходить и другие жители Славянска. Хватило не всем. Огорчались, когда узнавали, что флагов уже нет. Просили в следующий раз привезти больше.
В Славянске все еще тревожно. Может быть, днем этого и не ощущаешь в должной мере. Но едва наступают сумерки — город вымирает. Все прячутся по своим домам. Там безопаснее.
Недавно кто-то обстрелял позиции украинских силовиков. Снайпер целился в голову солдату, но пуля попала в мешок с песком возле головы бойца — всего в десяти сантиметрах.
Тут до сих пор не разобрали баррикаду возле здания местного горотдела милиции. Красуются надписи «Народное ополчение» и «С нами Бог».
Тут же к баррикаде приклеены распечатанные на ксероксе фотографии погибших боевиков. Пачкой сложены все закрытые уголовные дела. Валяется милицейская шапка.
Нам рассказывали, что в ополчении было очень много вчерашних зэков. Они любили позабавляться с этой шапкой: надевали ее друг на друга и ржали, как ненормальные.
За баррикадой стоит палатка. Туда еще боятся зайти. Ждут саперов. Местные говорят, что палатка может быть заминирована.
*Этот сожженный вагон долгое время служил террористам своеобразным щитом
Жителям Славянска и солдатам, охраняющим город, со всех уголков Украины передают сало, закрытое в банках. Тут уже не знают, куда его девать. Конечно, благодарны за подарки, но сало просто пропадает — холодильники-то не работают.
Выезжали мы из Славянска домой поздно вечером. Провожать нас никто не вышел. Все жители разошлись по своим домам. Чувство тревоги передавалось и нам. Когда подъезжали к первому блок-посту на обратном пути, один солдат выстрелил из автомата в воздух, а другой направил ствол оружия прямо в лобовое стекло. Выручил сопровождающий, единственный из нас, кто знал пароль. Вздохнули с облегчением мы только тогда, когда заехали на территорию Харьковской области. Но, думаю, скоро вернемся назад, уже со строителями. Будем помогать отстраивать разрушенный Славянск.
*Губернатор Черкасской области Юрий Ткаченко вручил бойцу-земляку тепловизор, купленный на собранные волонтерами деньги
*Над зданием Славянского горотдела милиции, с которого начался захват боевиками всего города, теперь тоже украинский флаг
Фото Андрея Кравца, специально для «ФАКТОВ»
7596Читайте нас у Facebook