Жестоко избив задержанного, житомирские милиционеры пытались скрыть его смерть
Вдову Вячеслава Прокопюка я застала во дворе дома — женщина рубила дрова.
— Больше некому, - объясняет Валентина Степановна. — После смерти Славы абсолютно все приходится делать самой.
Женщина всю жизнь проработала заведующей отделением государственного сбербанка, ее муж до пенсии трудился слесарем-сантехником в воинской части. Вместе прожили 40 лет, воспитали сына.
— Муж был моей опорой и защитой, - вспоминает 60-летняя Валентина Прокопюк (на фото). — Восемь лет назад я сильно заболела, перенесла сложную операцию. Получила инвалидность второй группы. Супруг не отходил от меня ни на шаг: стирал, готовил еду, убирал в доме. Уже молчу о том, что он рубил дрова, носил из колодца воду. Он очень жалел меня.
В тот роковой день — 17 декабря 2010 года — 60-летний Вячеслав Прокопюк ушел из дома один, а вернулся в сопровождении правоохранителей. Позже выяснится, что соседи заподозрили мужчину в краже… женской косметички и вызвали милицию.
— Я как раз в прихожей белила, слышу, кто-то в дверь стучит, - продолжает Валентина Степановна. — На пороге стояли несколько мужчин, которые представились милиционерами и поинтересовались, где мой муж. Я ответила, что скоро придет. Они переглянулись между собой, заулыбались и попросили разрешения войти в дом. Мне стало не по себе, я спросила, что случилось. И тут вижу, два милиционера волокут за руки моего Славу. От увиденного едва не лишилась сознания. Они усадили мужа на стул, его голова свисала вниз, он ни на что не реагировал. Для того, чтобы супруг не свалился на пол, милиционерам пришлось его придерживать за плечи.
Я подошла к Славе, подняла ему голову и спросила, что случилось. Муж не отреагировал на мой вопрос и даже не открыл глаза. Один из милиционеров сказал, чтобы я… не била супруга, иначе им попадет. Тогда я крикнула: «Вы что, издеваетесь надо мной? Что произошло?» Милиционеры ответили, что супруг подозревается в краже, они приехали на его задержание, по дороге подозреваемый «случайно упал». Люди, у которых он якобы что-то украл, претензий не имеют, поэтому я могу оставить мужа дома.
Шокированная всем этим кошмаром, я сказала правоохранителям, что если мой муж в чем-то провинился, пусть за это отвечает, забирайте его в райотдел. Дело в том, что если бы я оставила Славу дома, в смерти супруга, скорее всего, обвинили бы меня.
Женщина утверждает, что после этого милиционеры потащили ее супруга на улицу. То есть мужчина ни зашел, ни вышел своими ногами. Позже вскрытие установит, что у Вячеслава Прокопюка были сломаны восемь (!) ребер, пробита грудная клетка, покалечены руки. Мужчину, который нуждался в срочной медицинской помощи, поместили в… багажник «Жигулей» и повезли в психбольницу.
Сотрудники психбольницы отказали правоохранителям в госпитализации мужчины, сказав, что он точно не их клиент, потому что всех умалишенных (а их, к счастью, не так много) знают в лицо. Поэтому милиционерам пришлось-таки везти Вячеслава Прокопюка в райотдел. В несчастью, дорога оказалась слишком длинной. Да к тому же еще милицейская машина сломалась. Какое-то время правоохранители пытались ее чинить самостоятельно, затем толкать вручную. Наконец, они остановили «Газель», водитель которой согласился дотянуть служебные «Жигули» до райотдела милиции.
Все это время искалеченный Вячеслав Прокопюк мучился в багажнике автомобиля. Мужчина умер от травматического шока практически сразу после того, как его доставили в райотдел. Один из дежуривших в тот вечер милиционеров (он попросил не называть его имени) стал случайным очевидцем произошедшего.
— Прибывшие оперативники попросили ключи от «клетки», чтобы поместить в нее задержанного, - рассказывает милиционер. — Как только мужчину усадили, он тут же, как ватный, сполз по стенке. Я поднес ему стакан воды, но он, похоже, не подавал признаков жизни. Предложил вызвать врача и потянулся к телефонной трубке. Коллеги, которые только что привезли мужчину, подхватили его и снова куда-то поволокли. В окно я увидел, как его стали грузить в багажник машины. Я выбежал и крикнул: «Вы что творите?» Мне велели закрыть рот и глаза, мол, ничего не видел, ничего не знаешь. Но совесть не позволяла так поступить, поэтому предупредил, что вызываю скорую помощь.
Нужно сказать, что благодаря приезду «скорой», медики которой лишь констатировали смерть Вячеслава Прокопюка, следователям удалось доказать, что задержанный умер именно в райотделе милиции, а не в другом месте.
*Вячеслав Прокопюк (фото из семейного льбома)
— Утром я собиралась ехать в милицию, узнать, как там муж, - продолжает Валентина Прокопюк. — Однако поздно вечером этого же дня мне позвонили и сообщили о его смерти. Если бы не этот сердобольный дежурный, у моего Славы могло даже не быть могилы. Скорее всего, его тело собирались выкинуть где-то в поле. Жаль, что нельзя назвать имя милиционера, который поступил так благородно. Его можно понять, он боится потерять работу. А ведь так хотелось, чтобы люди знали: есть в наших органах хорошие сотрудники милиции.
— Вам известно, кто именно избил вашего супруга до полусмерти? — интересуюсь у вдовы.
— На вызов о краже приехали пятеро правоохранителей: двое оперуполномоченных, следователь, эксперт и водитель, - отвечает Валентина Степановна. — Соседи и случайные прохожие видели, как Славу избивали несколько человек. Кто-то из них бил руками, кто-то ногами и дубинкой. Главным обвиняемым стал оперуполномоченный — старший лейтенант милиции. Он первым ударил мужа в грудь, а когда тот упал на землю, надел на него наручники. Очевидцы утверждали, что милиционеры оттащили мужа в глухой переулок и там продолжили жестоко избивать. Люди четко указывали, кто бил, куда и как. Однако в суде вдруг поменяли свои показания и твердили, что мужа действительно избивали, но кто конкретно из пятерых милиционеров, не запомнили.
Знаете, когда милиционеры увозили моего мужа в райотдел, они потребовали… заплатить им за вызов! Дескать, мало выделяют топлива, и приходится заправлять машину едва ли не за свои деньги. Я дала 20 гривен, сказав, что больше нет. Милиционеры недовольно скривились, но деньги взяли.
О том, как везли моего мужа, узнала только от следователя прокуратуры. (Кстати, я очень благодарна работникам прокуратуры за неравнодушие и стремление к справедливости). Он поинтересовался: «А вы знаете, как вашего мужа доставляли в райотдел?» Когда услышала ответ, то долго рыдала. Оказывается, его, как собаку, бросили в багажник…
По факту смерти Вячеслава Прокопюка несколько раз открывали и закрывали уголовные дела.
— Наконец, начался суд над главным обвиняемым — старшим лейтенантом милиции, — рассказывает Валентина Прокопюк. — Оправдательный приговор стал для меня полной неожиданностью.
В Житомирской областной прокуратуре «ФАКТАМ» сообщили: прокуратура области поддерживает государственное обвинение в уголовном производстве в отношении сотрудника органов внутренних дело по ч. 2 ст. 365 (превышение власти, сопровождавшееся насилием).
Апелляционный суд Житомирской области, рассмотрев дело по апелляции государственного обвинителя, согласился с доводами прокурора, отменил оправдательный приговор и направил уголовное дело на новое судебное рассмотрение.
Валентина Прокопюк призналась, что из-за отсутствия денег не нанимала адвоката.
— Да и не верю в то, что виновные в смерти моего мужа будут когда-нибудь наказаны, - вздыхает Валентина Степановна. — Об этом даже прокурору заявила. А он сказал, что не сомневается в том, что виновные ответят по всей строгости закона. Что ж, поживем — увидим…
4973Читайте нас у Facebook