"Камышовая кровля — удовольствие не из дешевых. Иностранцы готовы платить от 100 евро за "квадрат"
Друзья Юрий Фомин и Алекcей Шляпский занимались скупкой и продажей металлолома, пока в начале 2000 года случайно не узнали о том, что иностранцы приобретают в Украине камыш и платят 1,5 евро за небольшой сноп. Выяснив, что в Европе особым спросом пользуются камышовые кровли, Юрий и Алексей взяли идею в разработку. Тогда, как оказалось, в Украине такими крышами вообще никто не занимался. Нынче же компания Kiev-Ekkoreed стала ведущим производителем камышовых кровель в стране. Правда, о прибыли бизнесмены говорить не хотят, лишь вздыхают с досадой, что до 2008 года дела шли куда лучше. К слову, такая экологическая крыша — удовольствие не из дешевых: один квадратный метр стоит около 600 гривен. Для сравнения: в Германии цена составляет 100 евро за «квадрат». Конкуренции кровельщики не боятся. По словам Юрия, другие фирмы экономят на материалах и через несколько лет киевские предприниматели с удовольствием исправляют их ошибки, переделывая крыши.
*Камышовая крыша не нагревается, не промокает, не боится града и служит более 50 лет
— Европейцы заботятся об окружающей среде и своем здоровье, поэтому высоко ценят экологичность материалов. На Западе камышовые крыши уже давно пользуются популярностью, — рассказывает Юрий Фомин. — Узнав, сколько европейцы платят за небольшой снопик, мы тоже захотели заняться продажей камыша, но немного пораскинув мозгами решили шагнуть дальше. Выяснилось, что в Украине никто не производит камышовые крыши. Зачем же продавать сырье за пределы страны, если ему можно найти применение здесь? Мы отправились в Германию и нашли там специалиста, готового приехать в Украину и помочь нам. Создали сайт, дали рекламу и стали ждать. Первый заказ получили только через четыре месяца.
— Целый год работали «в ноль», — вспоминает Алексей Шляпский. — У нас семьи, а родных порадовать было нечем. Мысли посещали разные, однако бросать начатое дело не хотелось, потому что было интересно. Мы знали: если в Европе это тренд, то и в Украину скоро мода дойдет. Через год заработало сарафанное радио. Клиенты начали делиться отзывами, и дело пошло. До сих пор наша лучшая реклама — наши заказчики.
— Мне кажется, что у многих возникают ассоциации с соломенной крышей. В чем разница?
Юрий: — Как говорят в Одессе, это две большие разницы. Подобные ассоциации действительно остались еще с тех времен, когда в каждом селе стояли хатки под соломенной крышей. Солому перестилают каждый год, потому что она гниет, в ней заводятся мыши. Камыш — материал, не требующий никаких дополнительных утеплителей. Толщина крыши — 30 сантиметров, она не нагревается, не промокает, в ней ничего не заводится. Служит более 50 лет. Такой кровле даже град размером с яйцо «по барабану»: градинки будут просто отскакивать. Кстати, класть камыш — это целое искусство. Либо у тебя есть талант, либо нет. Нам пришлось расстаться со многими хорошими рабочими, которые умели делать все, но вот укладывать камыш у них не получалось.
*Укладка камыша — это целое искусство, говорят кровельщики
— О том, насколько бизнес успешный, судят обычно по цифрам. Вы можете назвать хоть какие-то суммы?
Алексей: — Это коммерческая тайна. Мы далеко не миллионеры, но зарабатываем достаточно, чтоб обеспечить себя и семью. До 2008 года дела шли гораздо лучше. Была стабильность, о нас уже знали потенциальные клиенты. Но все же украинцы еще не всегда понимают достоинства такой кровли.
Юрий: — Кроме того, ситуация в стране сейчас тяжелая, а камышовая крыша стоит совсем не дешево. Очень много вкладывается в материалы. Покупаем камыш по той же цене, что и иностранцы, — 1,5 евро за небольшой сноп. На один квадратный метр крыши их необходимо десять и более.
— Казалось бы, камыш растет на любом болоте или озере. Почему же это такой дорогой материал?
Юрий: — Существует десять видов камыша, и лишь один из них подходит для кровли. Он растет в плавнях, преимущественно в Румынии, Молдавии, а также в Украине — в Херсонской и Одесской областях. Косят камыш только зимой, когда плавни замерзают и с растений опадают листья. Стебель не должен быть толще сигареты. Те, которые не подходят, выбрасывают.
— Что труднее всего в вашем бизнесе?
Юрий: — Транспортировка материала. Наши объекты находятся в основном в труднодоступных для транспорта местах — парках, лесах. Чтобы покрыть летнюю площадку, на которой мы с вами беседуем, сюда приезжала полностью загруженная фура вместимостью 120 кубометров. Ее не так уж просто разворачивать и выгружать на лесных тропинках. Однажды мы делали крышу для общества казаков. Они забрались в глухомань, где нет дорог, не подведено электричество… Загруженная фура застряла в лесу на горке. Мы целую ночь пытались сдвинуть ее с места. Пришлось бежать в село за трактором, который нас вытащил и доставил груз на место. Пока искали тракториста, появился лесник, заявил, что это его камыш и мы его украли. Еле разобрались.
Алексей: — Многие считают, что строить дом из сруба и покрывать его камышом нужно там, где можно проехать только на джипе или вертолетом долететь. Остальные проблемы у нас такие же, как у всех: доллар то растет, то падает…
Еще приходится бороться со стереотипом, что такие крыши горят. Когда нашего мастера из Германии спрашивают о возможности возгорания, он отвечает: «А какую крышу тебе нужно поджечь? Я могу сделать это с любой». Вы даже не представляете, как прекрасно горит битумная черепица.
— Насколько изменилась ваша жизнь с тех пор, как вы занялись бизнесом?
Юрий: — Говорят, счастливый человек тот, кто с удовольствием идет на работу и с работы домой. Могу сказать, что мы счастливые люди. Я в своей жизни поменял очень много мест работы, но именно здесь оказался на своем месте.
13649Читайте нас у Facebook