В Украине могут резко подешеветь подержанные микроавтобусы и фургоны, пригнанные из Европы
Ни распродажи «по курсу 10,8 гривни за доллар», ни новый виток девальвации национальной валюты уже не могут заставить украинцев отважиться на покупку автомобиля. В августе автосалонами продано всего 6,5 тысячи новых авто — на 70 процентов меньше, чем год назад! Для сравнения: в соседней 40-миллионой Польше ежемесячно находят своих владельцев около 25—30 тысяч новых машин (при том, что поляки в основном по-прежнему предпочитают недорогие подержанные авто из Германии). Среди лидеров падения спроса — марка Kia, ее продажи по сравнению с прошлогодними упали почти в десять раз! Одна из причин происходящего — автовладельцам стало намного сложнее избавиться от своих старых машин — продажи на рынке б/у автомобилей также обвалились. Кроме того, события в стране заставляют большинство людей повременить с покупкой, выждать, что будет дальше.
Коллапс авторынка привел к остановке украинского автопроизводства — за август отечественные предприятия собрали менее двухсот машин. В правительстве пока предлагают лишь одну антикризисную меру — отменить сбор за первую регистрацию, который владельцы платят при постановке на учет в ГАИ нового и впервые ввезенного в Украину авто.
Увы, Всеукраинская ассоциации автоимпортеров предупреждает, что уменьшение налоговой нагрузки на покупателей — это фикция. Правительство компенсирует потери бюджета за счет акциза. Скажем, сбор с обычной легковушки (100—200 гривен) заменят увеличением акциза на 90—180 евро (1600—3600 гривен). Сильнее всего затея Минфина отразится на покупателях дизельных автомобилей с объемом двигателя свыше 2,5 литра — акциз на этот класс машин вырастет на 4—9 тысяч евро! Кто выиграет от принятия закона, так это покупатели микроавтобусов, фургончиков и прочих подержанных грузопассажирских автомобилей из Европы.
— Сегодня грузовой коммерческий транспорт — товар не подакцизный, — рассказывают в аналитическом агентстве AUTO-Consulting. — То есть при отмене сбора за первую регистрацию его размер не смогут компенсировать в акцизном сборе, как в случае с легковушками. А значит, отмена платы за первую регистрацию такой техники сразу ее удешевит. Сегодня регистрация подержанного коммерческого авто старше восьми лет с 3-литровым дизельным мотором обойдется в 30 тысяч гривен. Эти деньги — фактически защитный барьер от ввоза сильно подержанной техники в Украину. Если его отменят, подержанные грузовички хлынут к нам в страну потоком. Ведь ввезенные автомобили не эксплуатируют как грузовые, а тут же переоборудуют в пассажирские. То есть фактически они в конечном счете попадают в сегмент легковых, а не грузовых авто.
Автоимпортеры и автопроизводители, естественно, выступают категорически против идеи Минфина. Опасения «официалов» понятны. Уже сейчас многие украинцы отказываются от покупки «Ланосов» или китайских малолитражек Geely, предпочитая им, например, подержанный фургончик Renault Kangoo из Европы. «Европейцы» благодаря дизельным моторам как минимум раза в два экономичнее. При нынешних ценах на топливо этот фактор решающий. Кроме того, микроавтобусы и фургоны намного практичнее, вместимость у них больше, да и перепродать их можно с меньшими потерями, нежели какого-нибудь «китайца». По словам экспертов, уже сейчас импорт таких машин из Европы почти сравнялся с продажами новых автомобилей. А отмена сбора позволит перекупщикам еще больше снизить цены. Водители, в отличие от автоимпортеров, идею Кабмина одобряют: фургончики — это машины для частного предпринимателя — фермера, строителя. А сейчас малому бизнесу как никогда нужна поддержка.
10634Читайте нас у Facebook