«Когда в нашу студию пришел мужчина тридцати лет, мы решили, что он хочет записать ребенка. Оказалось, ему самому нравится решать уравнения»
Чего больше всего боятся дети? Вспоминая свои школьные годы, могу сказать, что никакие букашки, змеи, никакие фильмы ужасов не могли напугать меня так, как… математика. До сих пор коробит от иксов и игреков, уравнений и квадратных корней. Этот предмет тяжело дается многим детям. Жительница Днепропетровска Надежда Ленивенко, узнав, что в классе ее сына ребята сильно отстают по математике, взялась решить эту проблему, ведь для нее уравнения не сложнее кроссвордов. Надежда основала математическую студию «2×2», чтобы помочь школьникам и превратить их нелюбимый урок в игру. Вскоре появился также детский научный лагерь, где Надежда с командой педагогов пытается побороть у ребят неприязнь и к другим наукам.
— Я занималась программированием больше десяти лет, — рассказывает Надежда Ленивенко. — Наверное, и дальше работала бы в этой сфере, если бы у меня не было двоих детей.
Однажды на родительском собрании в школе заговорили об успеваемости по математике. У моего ребенка проблем с этим нет, но оказалось, что большинство детей в классе вообще не владеют предметом. Обычная школа не в состоянии «разжевывать» математику каждому ученику. И я решила заняться этим вопросом. Свободного времени у меня было много, и вскоре я вместе с подругой приступила к разработке программы математической студии и организационным вопросам. Но чем ближе подходило время регистрации студии, тем больше моя коллега сомневалась в целесообразности нашей затеи. В итоге я осталась одна.
*Если преподносить материал в игровой форме, дети быстро забывают, что занимаются математикой или физикой
Изучая вопрос, нашла подобные проекты в России и Польше. Россияне делиться информацией и сотрудничать не захотели. Поляки предложили франшизу, по условиям которой я получала массу обязанностей и непонятных прав. Поэтому решила, что справлюсь своими силами. Все было готово в конце мая 2013 года, но запускать математическую студию в начале лета не было смысла. Откладывать тоже не хотелось. Поэтому на лето я открыла городской лагерь. Современные дети большую часть каникул проводят в городе: смотрят телевизор, играют в компьютерные игры или, в лучшем случае, гуляют во дворе. А нынешним летом многие родители и вовсе боялись отправлять детей на отдых вдали от дома. Формат же городского лагеря удобен для пап и мам: ребенок приходит к нам утром, а вечером возвращается домой. Правда, в первую смену было… всего пять человек, а во вторую — и вовсе три. Хочу сказать, что реклама важна. Не стоит рассчитывать на то, что клиенты набегут сразу. Они «набежали», но позже, когда заработало сарафанное радио. Мне даже пришлось увеличить количество групп.
Смены посвящены разным предметам: химии, математике, физике, журналистике. Дети занимались расследованиями и изучали историю города. К последней смене появилось направление «очумелые ручки».
— Я была против этого направления, — продолжает Надежда. — В городе и так достаточно творческих кружков, но меня уговорили родители ребят. Выяснилось, например, что мальчишкам нравится пришивать пуговицы.
— Дети охотно идут на занятия в студию?
— Они сильно упираются, но только поначалу. Основная задача студии — побороть у ребят страх перед математикой. Главное — не говорить, что они пришли на урок. Если преподносить все в игровой форме, дети быстро забывают, что занимаются математикой или физикой. В игре они теряют над собой контроль, тут-то мы их тепленькими и «берем»…
— Хулиганы не попадаются?
— Иногда бывает, но таких немного. Если ребенок обзывается или дерется, не реагируя на замечания, мы его возвращаем родителям и повторно не принимаем. Однажды мальчишки назвали одну девочку толстой. Она расстроилась и перестала приходить. Мы им объяснили, что злить девочек нельзя. Мальчики все поняли и больше никого не дразнили.
— Какой стартовый капитал понадобился для студии и как быстро проект вышел на окупаемость?
— Сначала я вложила около 50 тысяч гривен. Часть суммы у меня была. За остальным пришлось обратиться в банк. Практически каждый месяц вкладывала в проект дополнительные деньги, но прибыль он не приносил. Только сейчас мы начинаем выходить на окупаемость. Я давно занимаюсь предпринимательской деятельностью как программист и имею представление, сколько времени нужно проекту, чтобы вырасти. Необходимо прилагать усилия, проявлять терпение, тратить время, не получая в первые несколько лет никакого дохода. Если бы все было просто, то предпринимателем становился бы каждый второй. Для студии учебный год обещает быть удачным. Мы вложились в рекламу, расширили штат преподавателей. В студии занимаются даже несколько студентов и мужчина тридцати лет. Сначала мы думали, что он пришел записать ребенка, но оказалось, ему самому нравится решать уравнения.
Кстати, запустили еще и дистанционный кружок по математике (math.in.ua): задания приходят по электронной почте, а решения проверяются преподавателями. Либо же правильные ответы публикуются на сайте.
— Чему вы придаете значение при подборе преподавателей?
— Блеску в глазах, если не говорить о профессиональных качествах. Он сразу выдает в человеке желание делиться опытом, помогать. Приходят школьные учителя — с массой идей, которые не имеют возможности реализовать в обычном среднем учебном заведении. Но именно школьных преподавателей мы подвергаем самому жесткому отбору. Одна учительница прямо на собеседовании заявила, что «ненавидит этих сволочей» — детей. Я так и не поняла, на что она рассчитывала с таким подходом.
— Какие проблемы возникли у вас как у предпринимателя из-за нынешней ситуации в стране?
— Такие же, как и у всех. Из-за скачущих курсов валюты расходы на лагерь вышли за рамки бюджета. Доллар вырос, а стоимость занятий не изменилась. По моим подсчетам, реальная цена смены на 20 процентов выше. Даже не знаю, почему не пересчитала ее весной. В нашем городе, к счастью, спокойно. Но жители морально готовы к любому повороту событий. Массово помогают раненым: отвозят в больницы деньги, лекарства, отдают свои телевизоры…
— Вы являетесь еще и председателем правления общественной организации «Наука детям». Чем она занимается?
— Это некоммерческая организация, образовавшаяся в течение последнего года благодаря группе единомышленников. Создана для популяризации науки среди детей. Цель — донести родителям, что в городе есть кружки, где ребенок может что-нибудь раскручивать, собирать, смешивать… Станция юных техников, лаборатория научного развития, планетарий. Организация «Наука детям» выступила партнером в проведении «пикников науки» в Днепропетровске. Очередной такой «пикник» прошел в день города, 13 сентября. Мы пригласили физиков из Тернополя, которые оригинальным способом поджаривали сосиски и другие продукты. На центральной площади было 40 палаток, в каждой из которых ставили опыты.
5929Материалы спецпроекта «ФАКТОВ» «Анатомия успеха» читайте здесь
Читайте нас у Facebook