Директора украинского военно-патриотического музея могут посадить в Польше на десять лет
«Наверное, половина всех бронежилетов, в которые экипированы солдаты украинской армии, прошли через мои руки, — говорит основатель Всеукраинского военно-патриотического центра — музея „Шампань“ Олег Бойко. — Я даже не могу вам сказать, в каких объемах мы доставляем броники нашим бойцам. Их просто никто не считает. У меня постоянно раскален телефон: звонят то заказчики, то люди, которые хотят переслать деньги на покупку военного обмундирования. Моя супруга Светлана смеется, что у нее в семье сейчас живет не муж, а волонтер, и для того, чтобы поговорить со мной хоть пять минут в день, она из другой комнаты звонит мне на мобильный».
«Один из БТРов, который был в моем музее, я отремонтировал и отправил в зону АТО»
— Я был довольно-таки успешным бизнесменом, — рассказывает Олег Бойко. — Моя фирма занималась пассажирскими перевозками по всей Европе. Может, слышали такое название «Шампаньтранс»? Так вот — это были мои автобусы. Но в 2011 году я все продал и решил построить музей. Такой, чтобы можно было воспитывать патриотический дух у наших сограждан. Тут собрано очень много интересного. Экспонаты времен Великой Отечественной и афганской войн. Я же сам бывший воин-афганец.
Видите БТРы? Они все в рабочем состоянии. Сам лично со своим братом и еще несколькими помощниками отреставрировал. На такой машине я воевал в Афганистане. На них и покататься можно, и даже пострелять. Один БТР из моего музея я отремонтировал и отправил в зону АТО. Если надо будет — отправлю и остальные.
*"На подобном БТРе в свое время пришлось воевать в Афгане", — показывает Олег памятную татуировку
Доставкой бронежилетов я стал заниматься, наверное, одним из первых. Когда началась война на востоке страны, сразу же выяснилось, что террористы экипированы лучше, чем наши бойцы. У нас бронежилетов хорошего качества выпускали очень мало. Помните тот скандал, когда в боевую часть привезли броники, которые спокойно может пробить пуля от автомата? Я принялся просматривать объявления, обзванивать магазины в Европе. К сожалению, моя первая попытка провезти бронежилеты в Украину из Чехии оказалась неудачной. Прежде чем начать заниматься этим делом, надо было, наверное, изучить законы, которые действуют на территории некоторых стран Евросоюза. А я почему-то решил, что раз Украину в Европе поддерживают, то все будут на нашей стороне.
Договорился с магазином в Чехии, сел на свой автомобиль и поехал за покупками. Загрузил 25 бронежилетов, несколько кевларовых касок, маскировочных сеток — и отправился домой. Границу Чехии пересек без всяких проблем. А вот на польско-украинской границе меня задержал таможенник. Спросил, что везу. Я спокойно, без задней мысли показываю ему бронежилеты. Смотрю, у польского таможенника буквально глаза на лоб полезли. «Это нельзя перевозить!» — говорит он мне. «Да как же нельзя? — удивляюсь. — Я же не украл их! Купил за свои деньги и за деньги жителей Черкасской области, которые добровольно решили помочь украинской армии». «Нельзя!» — стоит на своем таможенник. Тогда я, признаюсь, не выдержал и сорвался. Честно говоря, мне стыдно за свой поступок. Схватил таможенника за плечо, кажется, даже погон ему оторвал, и крикнул: «Да как ты не понимаешь! Если мы не поможем нашей армии, то войска захватчика уже через пару недель будут в Польше!»
«В камере предварительного заключения я учил поляков говорить по-украински и петь наш гимн»
— В общем, меня задержали, — продолжает Олег Бойко. — Предупредили, что за попытку вывезти из Польши изготовленные в Германии и купленные в Чехии бронежилеты и кевларовые каски меня могут посадить на срок до десяти лет.
В камере предварительного заключения я пробыл полтора суток. Со мной сидело еще семеро поляков, которых задержали по подозрению в совершении различных преступлений. Все это время нас не кормили. Даже воды ни разу не принесли. Я пытался выяснить у своих сокамерников, что они знают об Украине, действительно ли Европа нас поддерживает. Один пожилой поляк мне ответил: «Не знаю, как там в Европе, но в Польше Украину поддерживают. Правда, официальная власть не особо спешит к вам на помощь. Мне кажется, что наши пока выжидают».
*"В 2011 году я решил построить музей, — объясняет Олег Бойко. — Такой, чтобы можно было воспитывать патриотический дух у наших сограждан. Тут собрано очень много интересного"(фото автора)
За время, проведенное в камере предварительного заключения, я стал среди остальных задержанных едва ли не местным авторитетом. Учил поляков говорить по-украински и петь наш гимн. А потом меня неожиданно отпустили.
Работник польской прокуратуры, как бы извиняясь, сказал: «Мы понимаем, что вы могли не знать наших законов. Из Польши можно вывозить только по одному бронежилету и одной кевларовой каске — как бы для личных нужд. У нас существует закон, запрещающий вывозить оружие и всякие военные средства. Нарушение этого закона карается лишением свободы на срок от восьми до десяти лет. Как человек я вас понимаю. Вы хотели помочь своим. Но откуда мы можем знать, не попадут ли эти бронежилеты к террористам?»
Короче говоря, мне вернули только маскировочные сетки, а все остальное — конфисковали. Чуть позже я узнал причину моего неожиданного освобождения. Оказывается, во Львове перед польским посольством люди устроили митинг с требованием отпустить меня. Даже Министерство иностранных дел за меня заступилось. Теперь я не езжу за бронежилетами в Европу. У меня везде есть много добровольных помощников. Каким образом броники пересекают границу — говорить не буду. Хотя львовяне, например, придумали интересную схему. В социальных сетях они дают объявления типа: «Кто хочет побыть „муравьем“ — сбор там-то и там-то». Побыть «муравьем» — значит перевезти через границу каски и бронежилеты на себе. Представляете такую картину: 300 человек в брониках и кевларовых касках переходят границу — студенты, домохозяйки, старушки! Польские таможенники улыбаются. Они все прекрасно понимают, но закон в данном случае не нарушен. Поляки даже специальный коридор устраивают, чтобы наших «муравьев» пропустить.
Кстати, в Европе в магазинах броников почти не осталось. Полки в военторгах и на складах пустые. Все в Украину вывезли.
— Памятуя о скандале с бронежилетами, которые легко пробиваются пулей из автомата Калашникова, как вы их проверяете перед отправкой в зону АТО?
— Обязательно один броник из партии расстреливаем.
— Вы сами перевозите бронежилеты на Донбасс нашим воинам. Попадали, наверное, под обстрелы?
— Очень часто там бываю. Конечно, и под пули попадал. Главное, скорость на автомобиле не сбавлять, когда начинают стрелять снайперы. Вот завтра снова поеду, на этот раз повезу теплое белье. Само белье и деньги на него я собирал с друзьями по окрестным селам.
— А как, по вашему мнению, соблюдается перемирие?
— Да никак не соблюдается. Бои, может, уже не так интенсивно проходят, но наши позиции боевики обстреливают регулярно.
«Шлемы из Польши не стреляют, танки из России — стреляют»
Кстати, в Польше было возбуждено несколько уголовных дел против украинцев, пытавшихся провезти бронежилеты на родину. В министерстве обороны этой страны говорят, что таможенники не должны были блокировать подобные перевозки, однако формально прокуратура действует в рамках действующего законодательства. Экспортировать любое оружие из Польши может только обладатель специального разрешения, которого, разумеется, волонтеры не имеют.
— Бронежилеты и каски относятся к «несмертельному оружию» и предназначены не для убийства, а для личной защиты, — заявил в прессе бывший министр обороны Польши Томаш Семоняк. — Поэтому причин, чтобы польская таможня блокировала их экспорт в Украину, нет.
Однако окружной прокурор города Замосць Мирослав Бучек возражает:
— Министр обороны не руководит таможней — она относится к министерству внутренних дел и администрации. А понятие «несмертельное оружие» в законодательстве не прописано.
— Предписания, на основании которых действует прокуратура, — это не польское изобретение, это нормы Евросоюза, которые оберегают ЕС от организованной преступности и терроризма. Я понимаю, что бронежилет и шлем не стреляют, как, например, танк. Но их могут использовать и преступники. Неудивительно, что государство пытается это контролировать, — объясняет адвокат Войцех Монджевский.
Обычные польские жители недавно устроили демонстрацию под окружной прокуратурой Замосця. Они пришли с плакатами: «Шлемы из Польши не стреляют, танки из России — стреляют» и «Место шлема — на голове солдата, а не на складе». Очень многие политики в Польше уверены, что закон нужно изменить, если Европа реально хочет помочь Украине в борьбе с террористами.
Как результат, в сентябре были закрыты несколько уголовных дел против украинских волонтеров, в том числе Олега Иващенко (фамилия изменена). Более того, 400 кевларовых касок и десяток бронежилетов, конфискованных у этого волонтера, были возвращены владельцу.
— Эксперт после осмотра товаров пришел к выводу, что каски не являются вооружением, и их немедленно возвратили, — сообщил журналистам окружной прокурор Замосця Мирослав Бучек.
Было прекращено уголовное преследование и украинского волонтера Романа Кушнира, задержанного еще в марте при попытке перевезти в Украину 42 бронежилета. Прокурор, закрывавший дело, сказал, что партия амуниции, которую собирались провезти в Украину, была незначительной. Недавно министерством экономики Польши был составлен официальный документ о разрешении на вывоз в Украину бронежилетов.
— В отношении меня уголовное производство пока не закрыли, — говорит Олег Бойко. — Но я думаю, это вопрос времени. Конфискованные бронежилеты обещали вернуть, о чем прислали письменное уведомление. Но я, пока не закроют дело, не хочу рисковать и ездить за ними в Польшу.
3759Читайте нас у Facebook