Анатолий Матиос: «Нужно вернуть командиру право привлекать к ответственности военнослужащих, которые не подчиняются приказам»
На протяжении 23 лет независимости Украины ее Вооруженные Силы претерпели существенные изменения. Как в численности, так и в качестве. Дошло до того, что во время оккупации Россией Крыма руководство страны лишь разводило руками: дескать, армия у нас есть только теоретически, фактически же воевать с агрессором некому. Однако за несколько месяцев войны на Донбассе ситуация кардинально изменилась: украинские солдаты и офицеры, движимые патриотизмом и силой духа, продемонстрировали способность сражаться с агрессором. Тем не менее, как отмечают специалисты, обороноспособность страны зависит не только от ситуативных порывов, но и от дисциплинированности военнослужащих и ответственного выполнения ими своих обязанностей.
Укреплять армейскую дисциплину решили уже подзабытыми методами: восстановлением гауптвахт — места содержания проштрафившихся военных. С такой инициативой выступила Главная военная прокуратура Украины, реанимированная во время противостояния в восточных областях страны. Заместитель генпрокурора и главный военный прокурор Анатолий Матиос сообщил, что вышеназванное предложение будет внесено на рассмотрение верховному главнокомандующему — президенту Украины. «Нужно безотлагательно предпринимать шаги, проводить законодательные изменения для приведения армейской дисциплины в порядок. Институт военных гауптвахт, который всегда был в Вооруженных Силах, дает командиру реальное право привлекать к ответственности военнослужащих, которые не подчиняются приказам. Провинившегося можно арестовать и отправить на гауптвахту, что достаточно действенно. В настоящее время в законодательстве не зафиксирована такая возможность, поэтому командирам частей и соединений довольно трудно влиять на недобросовестных военнослужащих», — констатирует Матиос.
К идее возродить гауптвахты эксперты относятся в целом позитивно, но сомневаются в реалистичности такого намерения. «Во всех армиях мира есть аналогичные этому методы наказания военнослужащих, — рассказал „ФАКТАМ“ директор военных программ Центра имени Разумкова Николай Сунгуровский. — Поскольку у командира части или подразделения должна быть возможность воздействия на подчиненного, нарушающего дисциплину. Но в последние годы этот институт в нашей армии не действовал, так как ее стремились полностью перевести на контрактную основу, а для профессиональных военнослужащих в качестве дисциплинарного наказания использовался домашний арест. В нынешней ситуации восстановление гауптвахт стоит приветствовать хотя бы потому, что, например, в зоне АТО не действуют военные суды, которые могли бы рассматривать нарушения со стороны военных. Но, к сожалению, это намерение может остаться только на бумаге. Ведь для его воплощения требуются материально-технические возможности — как минимум оборудовать помещения для содержания провинившихся военнослужащих».
1115Читайте нас у Facebook