ПОИСК
Україна

"Давать детям, приехавшим из зоны АТО, слишком большую нагрузку в школе опасно: с двумя стрессами подряд им не справиться"

17:29 20 жовтня 2014
В киевском Кловском лицее № 77 прошел международный форум, посвященный 25-летию Конвенции ООН о правах ребенка, на котором, в частности, обсуждались способы адаптации и психологической реабилитации малышей, попавших в кризисную ситуацию

Международный форум, открывшийся в минувшую пятницу, 17 октября, в Киеве, назывался «Двадцать лет с Корчаком"и был приурочен к 20-летию существования Украинского сообщества Януша Корчака — знаменитого на весь мир классика детской литературы, врача и педагога-новатора. Именно он создал «Десять заповедей для родителей», на основе которых и принята Конвенция ООН о правах ребенка.

Януш Корчак (настоящее имя Эрш Хенрик Гольдшмит) родился в 1878 году в Варшаве, в семье польских евреев. Известен своей общественной, медицинской, литературной и педагогической деятельностью. Именно он впервые в мире создал детскую республику, с детским парламентом, судом, газетой. Корчак защищал права детей, опекал приюты, лечил людей. В дни Первой мировой войны он был врачом в российском полевом госпитале, позже переехал в Киев, где спасал умирающих деток в сиротских приютах. В 1940 году вместе с воспитанниками своего «Дома сирот"он был помещен в Варшавское гетто. Два года спустя вместе с учителями и всеми детьми Корчака отправили в Треблинку.

Когда все обитатели детского дома уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:

- Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.

РЕКЛАМА

- А дети? — спросил Януш.

- Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.

РЕКЛАМА

- Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.

В 1942 году Януш Корчак вместе с учителями и сиротами принял смерть в газовой камере.

РЕКЛАМА

В рамках форума были проведены лекции и несколько круглых столов, посвященных очень важной для всей Украины теме — помощи ребенку в кризисной ситуации. В данном случае, конечно, речь шла о детях, приехавших из Крыма и зоны АТО.

— С началом активных боевых действий на востоке Украины в Киев стали массово приезжать мирные жители из Донецкой и Луганской областей, — рассказала «ФАКТАМ"директор Кловского лицея № 77 Инна Спивакова. — Конечно, семьи, в которых были дети школьного возраста, стали подыскивать, в какие учебные заведения их оформить. В Кловский лицей родители обращались, если в Донецке и Луганске дети учились в хороших лицеях и гимназиях и они хотели бы продолжить обучение в киевской школе, имеющей высокий рейтинг. Но к нам поступали и те, кто поселился в центре города, неподалеку от нашего лицея.

Мы принимаем учеников по результатам собеседования. Детям, приехавшим из зоны АТО, конечно, шли на уступки, но при этом объясняли родителям, что, если ребенок не дотягивает по уровню, нагрузка в нашем лицее для него будет слишком большой. А с двумя стрессами подряд школьник может не справиться. Ведь у него в памяти еще свежи воспоминания о тех страшных событиях, которые ему довелось пережить. Бывало, что ученики младших классов, услышав за окном звуки фейерверков или петард, прятались под парты. Сейчас они уже полностью пришли в себя: атмосфера в Кловском лицее располагающая, дружелюбная и спокойная. Показательным для меня стало то, что старшеклассники из семей переселенцев, поначалу очень замкнутые и напряженные, теперь активно участвуют в жизни школы, выступают на концертах и нашли себе очень много друзей. Они ходят вместе со всеми на экскурсии и пикники, играют и чувствуют себя, как дома.

— Здесь действительно очень здорово, — поделился впечатлениями Артем, десятиклассник лицея № 77. — Я жил в Донецке, учился в лицее «Эрудит». Когда наши дома подверглись артиллерийскому и минометному обстрелу, мы вынуждены были срочно уезжать. Родители побросали в машину вещи первой необходимости и забрали нас с сестричкой в Киев. Здесь мы живем на съемной квартире. Младшую сестру сразу устроили в школу, а я после «Эрудита»не хотел идти куда попало. Искал учебное заведение с высоким уровнем преподавания. С Кловским лицеем мне повезло: он занял четвертое место в Киеве по результатам ВНО, кроме того, здесь очень дружелюбные ученики. Меня сразу приняли как своего. Равно как и других детей, которые переехали в Киев из-за военных действий. Со мной в классе учится девочка из Крыма и еще одна — из Луганской области. Первая чувствует себя более-менее спокойно, а второй пришлось увидеть ужасы войны своими глазами. Ей трудно это вспоминать, говорить о пережитом, она немного замкнулась в себе. Остальные ребята стараются относиться к этому с пониманием.

— Дети, попавшие в кризисную ситуацию, часто нуждаются в выходе своих негативных эмоций и переживаний, — говорит детский психолог Юлия Ларина. — При этом поговорить со своими родителями, поделиться переживаниями они не могут — те и сами находятся в шоковом состоянии. В таком случае обязательно нужен третий человек, который спокойно и без эмоций сможет пообщаться с ребенком, дать ответы на интересующие его вопросы, причем не навязывая точку зрения, а описывая ситуацию с разных сторон.

— Очень хорошо в таких случаях помогает рисование, — объясняет кандидат психологических наук, основатель Профессиональной ассоциации детских аналитических психологов Оксана Залесская. — Мы организовали проект «Украина — мой дом«, где малыши и их родители фотографируют любимые города, улицы и уютные местечки, а еще — рисуют. В рисунках выражается то, чему дети не могут подобрать названия: тоска по утраченному дому, страх, надежда, ощущение дома (в узком смысле — квартиры, в широком — своей страны), где они смогут что-то менять, улучшать, творить, брать и давать взамен. Ведь ребята, у которых война разрушила жилье, ощущают себя бездомными, одинокими, никому не нужными. Мы пытаемся дать им почувствовать, что их дом — это вся страна, их родина. Кстати, встречи на проекте «Украина — мой дом«мы неслучайно проводим в одном и том же месте и в одно и то же время: чтобы дети, попавшие в кризисную ситуацию, быстрее освоились на новом месте, им необходим режим.

— То же самое обязательно должны учитывать семьи, переехавшие из зоны АТО, — уточняет Юлия Ларина. — Их ребенок в одночасье потерял все — привычный быт, дом, игрушки, двор и садик, запахи родной улицы и квартиры. Это очень сильный стресс. Особенно это касается подростков, у которых в один момент рушатся все планы: еще вчера они решали, куда пойдут учиться после школы, где будут работать, с кем поедут отдыхать. А тут жизнь перевернулась с ног на голову. Очень важно, чтобы родители в меру своих сил создали на новом месте привычный быт: готовили традиционные семейные блюда, соблюдали ритуалы проведения воскресного дня — чтобы все было как раньше, до переезда. Такая рутина поможет детям прийти в себя и успокоиться.


*Десятиклассник Артем, приехавший из Донецка и поступивший на учебу в Кловский лицей, показывает выставку детских рисунков, которая проводится в
рамках проекта «Украина — мой дом». Психологи в один голос утверждают, что рисование помогает детям справляться со стрессом

Фото в заголовке с сайта kievvlast.com.ua

1239

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів