Чрезмерно сладкие, с привкусом горелых орехов «киевские» торты, которые расхватывают приезжие на центральном вокзале, ничего общего с кондитерским символом столицы не имеют, а кроме того, произведены неизвестно когда и кем
«Киевский» торт производится в Киеве уже более полувека и давно стал одним из символов города и самым популярным «сувениром», обзавестись которым считает своим долгом каждый приезжий. Побывать в украинской столице и вернуться домой без «Киевского» торта в советское время было немыслимо. Поезда «Киев-Москва» проводники в шутку называли «тортовозами» — летом пассажиры боролись за прохладный уголок в вагоне, чтобы довезти торт «живым». «Киевский» торт обожали Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и министр иностранных дел СССР Андрей Громыко. В Кремль сладкий символ украинской столицы доставляли регулярно: торта вкуснее не было во всем Советском Союзе!
Уникальная рецептура торта «Киевский» появилась в 1956 году в результате оплошности технолога
Существует легенда, что рецептура торта «Киевский» не придумывалась специально, а стала результатом технологической оплошности. В 1956 году на фабрике имени Карла Маркса начальником бисквитного цеха работал Константин Петренко. В свою смену он, как обычно, приготовил для бисквита яичный белок, но забыл его вовремя спрятать в холодильник Хрустящие лепешки из затвердевшей пены в сочетании с кремом стали основой знаменитого лакомства.
Правда, с годами рецептура торта несколько раз менялась. В 1956-м «Киевский» содержал орехи кешью. С 1968 года для приготовления воздушно-орехового полуфабриката начали использовать предварительно заквашенные белки. На такой основе коржи получаются намного пышнее и вкуснее. Чуть позже в торт стали добавлять лесной орех (фундук), а в голодные перестроечные времена кондитеры заменили его на более дешевый арахис. Неизменной все это время оставалась разве что высокая жирность «Киевского» (килограмм продукта содержит не менее 600 граммов крема и 400 граммов белковой заготовки с орехом). Потом появилась народная классификация знаменитого торта: «сухой», привезенный из Киева, и, соответственно, «мокрый», или прилипающий к зубам, сделанный в кондитерских цехах других городов.
«Сейчас от «Киевского» торта осталось одно название»
Увы, по словам любителей «Киевского», знакомый с детства вкус сейчас уже не встретишь, хотя тортов под таким названием выпускается немало. Так это или нет, решили проверить специалисты общественной организации «Эксперт вкуса». Они закупили несколько «Киевских» тортов — производства «Рошен», «Киевхлеб» (БКК), «Нивки» и одного неведомого изготовителя, который никаких данных о себе на коробке не оставил. «Неопознанный» торт эксперты приобрели в стационарных киосках рядом с Центральным железнодорожным вокзалом (здесь этот скоропортящийся продукт с кремом продается без холодильников на самом солнцепеке).
- На торте с вокзала указан довольно правдоподобный срок хранения — 36 часов, — рассказал председатель общественной организации «Эксперт» Игорь Потапов. — Но вот дату производства, от которой это время нужно отсчитывать, на упаковке найти не удалось. Хотя бы по этой причине приобретать такой торт — большой риск.
По словам Игоря Потапова, сроки хранения у тортов сильно разнятся. У «рошеновского» — это 48 часов (двое суток). У торта от «Киевхлеба» — пять суток. Но больше всего поразил продукт комбината «Нивки» — десять(!) суток. По мнению экспертов, здесь явно не обошлось без консервантов!
Первое разочарование, отметил Игорь Потапов, принесла оценка внешнего вида: только изделие предприятия «Киевхлеб» внешне похоже на знакомый нам с детства настоящий «Киевский» торт.
- Дизайн тортов от «Рошен» и «Нивки» утратил характерные «фамильные» черты, а торт загадочного производителя и вовсе по виду больше подходит под определение «белый бисквитный», — говорит эксперт.
Проверка вкусовых качеств тортов проводилась профессиональными дегустаторами клуба «Технолог» университета «Украина» при кафедре «Технологии питания». Вывод специалистов весьма пессимистичен — ни один из образцов не получил отличной оценки.
Дегустаторы отметили типичный, в меру сладкий, вкус торта фабрики «Рошен», имеющий выраженный привкус орехов, но посетовали на незначительную кремовую прослойку и излишне мягкую, вязкую консистенцию. Внешний вид и вкус торта от комбината «Киевхлеб» экспертам понравился, однако нарекания вызвало малое количество орехов (в данном случае — арахиса). Многовато было крема. Зато порадовало, что торт хрустит.
- Складывается впечатление, будто знаменитый торт «Киевский» канул в Лету, — комментирует инженер-технолог кондитерского производства, старший преподаватель кафедры «Технологии питания» университета «Украина» Надежда Яценко. — Торт образца 1960-х годов обязательно содержал кешью, имел хрустящую консистенцию, кремовой прослойки было в меру, да и рисунок делали всегда одинаковым — цветущие каштаны на коричневом фоне, и обязательно две мармеладки. Сейчас же от «Киевского» осталось одно название — каждый комбинат производит его, как считает целесообразным. И по стоимости, и по качеству. Очень жаль.
Торт от комбината «Нивки», по мнению дегустаторов, оказался и вовсе не «Киевским» — приторно-сладкий, с привкусом сои и прелого арахиса. Запах, по утверждению независимых технологов, данному виду торта не соответствует, консистенция чрезмерно мягкая — никакого намека на традиционный хруст коржей. Вокзальный «Киевский» был не лучше — тоже чрезмерно сладкий, с привкусом горелых орехов. По словам Надежды Яценко, консистенция торта настолько вязкая, что он пристает к зубам, а жиденькая кремовая прослойка ничуть не напоминает настоящий жирный «Киевский».
- Экспертиза установила, — резюмирует Игорь Потапов, — что два последних производителя по определению делают отнюдь не «Киевский» торт.
2467Читайте нас у Facebook