Остап Семерак: "Мы не можем выплачивать деньги людям на территориях, не контролируемых украинской властью"
Платить или не платить пенсии и зарплаты людям, живущим в захваченных террористами районах? Выдавать ли деньги тем, кто полгода назад блокировал украинские колонны для того, чтобы они не вошли в их города? А гражданам, которые все это время в страхе живут под обстрелами, надеясь на скорое освобождение? Выплачивать ли деньги людям, часами стоящим в очередях за гуманитарной помощью? Или тем, кто кричал на наших военных на параде пленных? А ведь все они — такие разные — живут на захваченных территориях. И правительству уже сейчас нужно решить, как финансировать эти регионы.
Кабинет министров, исполняя решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), принял постановление, которым утвердил временный порядок финансирования бюджетных организаций, а также обеспечения пенсий и социальных выплат в связи с российской агрессией на востоке страны. «ФАКТЫ» уже сообщали, что это постановление предусматривает переезд бюджетных организаций на территории, подконтрольные украинской власти, а также прекращение выплат пособий и пенсий в захваченных районах.
— Кабинет министров своим постановлением четко зафиксировал, что все предусмотренные социальные выплаты производятся только на территориях, которые контролирует Украина, — рассказывает министр Кабинета министров Остап Семерак. — В то же время в зоне, временно находящейся не под контролем украинской власти, выплаты останавливаются.
— С чем это связано?
— Это обусловлено тем, что сотрудникам банков, почтовых отделений и всех остальных финансовых учреждений стало опасно работать на захваченных территориях. Ситуация в зоне конфликта развивается очень динамично. Были времена, когда, например, по Донецку бегали вооруженные группы бандитов, но там еще работали банки и отделения почты. Но уже летом начались грабежи: преступники забирали наличные средства из банков, угоняли инкассаторские машины, поджигали и громили офисы. В связи с ухудшением криминогенной обстановки СНБО был вынужден рекомендовать банкам закрыть отделения в ряде районов.
Сегодня мы просто не имеем возможности начислять и выплачивать людям деньги. Там нет отделений банков, банкоматов, налички. Зато есть постоянные перебои с электроэнергией, которые делают невозможной работу любого банковского офиса.
— Кстати, а что с Госказначейством? Люди волновались, не влезут ли террористы в нашу казну.
— К счастью, это удалось предотвратить: при захвате территорий отделения Госказначейства оперативно отключались от системы. Таким образом, доступ боевиков к ней был заблокирован.
— Расскажите, кто и как определяет, в каких городах будут выплачивать деньги, а в каких нет.
— Перечень населенных пунктов, которые власть не контролирует, утверждается Кабинетом министров Украины с подачи СБУ. Список уже опубликован. В него вошли 12 городов Донецкой области, 11 — Луганской области, Амвросиевский, Антрацитовский, Краснодонский, Лутугинский, Перевальский, Свердловский, Славяносербский, Старобешевский, Шахтерский районы, а также некоторые населенные пункты Новоазовского района. В этих городах и районах все социальные выплаты, а также финансирование бюджетных учреждений приостанавливаются до полного освобождения территорий или же до переезда организаций в подконтрольную Украине зону.
— Вот об этом хочу поговорить отдельно. Давайте начнем с переезда. Какие учреждения считаются бюджетными?
— К ним относятся все службы и учреждения, которые финансируются из бюджета. Это высшие и средние учебные заведения, поликлиники, больницы, гослаборатории, различные службы (СЭС, пожарная, экологическая), суды, правоохранители… Центральным органам исполнительной власти и другим органам поручено до 1 декабря переместить организации, учреждения, предприятия, отделения, находящиеся в занятых террористами городах и селах, на территории, контролируемые украинской властью.
— Как будет происходить переезд?
— Это очень важный и трудный вопрос. Поймите, Украина впервые оказалась в ситуации, когда ряд территорий оккупированы другой страной или захвачены террористами. Впервые в отношении Украины проявлена вооруженная агрессия… Поэтому наработанных схем, как все это нужно делать, у нас нет. Будем учиться. Будем вырабатывать механизмы. Но позитивный момент заключается в том, что президент и правительство вместе стараются оперативно реагировать на все вызовы этой необъявленной войны и урегулировать возникающие проблемы.
В настоящее время решено, что центральный орган должен по каждому конкретному учреждению издать приказ о переводе. После этого будет видно: кто переехал, кто остался, какие функции может выполнять учреждение на новом месте. Ведь не для всех учреждений найдется аналогичная работа. Вот, например, департамент образования госадминистрации, который работал в Луганске. В его ведении были учебные заведения Луганской области. Часть из них оставалась на захваченной террористами территории, а часть находится в районах, контролируемых украинской властью. После переезда в Северодонецк они продолжают выполнять свои прямые функции по руководству, администрированию и обеспечению образовательных учреждений Луганской области (тех, что раньше находились в контролируемых Украиной районах, и тех, которые переедут).
А вот другой пример — экологическая инспекция района. Она переехала на освобожденную территорию. Но чем будет там заниматься? В данном районе уже есть своя экологическая инспекция. Станет ли она дублировать ее функции? На эти вопросы предстоит ответить центральному органу власти, который будет утверждать как новое штатное расписание, так и функции переехавших учреждений.
— Это все так сложно!
— Конечно, трудности будут. Например, шахты. Есть шахтоуправления, которые получают дотации от государства для компенсации разницы между себестоимостью и рыночной ценой угля. Так вот, у нас есть шахты, находящиеся на территории, подконтрольной Украине. А само шахтоуправление оказалось в захваченной зоне. Если это управление не переедет, то работники данной шахты просто не будут получать зарплату. Поэтому Министерству топлива и энергетики придется переподчинить шахту другому управлению. И таких нюансов сотни!
— Я так понимаю, что по каждому учреждению примут отдельное решение?
— Да. После того как функции и штатное расписание переехавшего учреждения будут установлены, людям назначат оклады и ставки в соответствии с этим штатным расписанием. И они продолжат получать все выплаты, предусмотренные украинским законодательством.
— А что будет с работниками, отказавшимися переезжать?
— Постановлением предусмотрено, что им будет начисляться минимальная зарплата за вынужденный простой.
— То есть мы будем платить и тем, кто переехал, и тем, кто остался?
— Они все наши граждане. Вы же не знаете, по каким причинам человек не смог переехать. Возможно, у него больной ребенок, мать-инвалид. Или он не может это сделать по состоянию здоровья.
Обращаю ваше внимание: эти деньги будут им начисляться, но не выплачиваться.
— Однако после освобождения они смогут получить начисленные суммы?
— Да. Предваряя возможные вопросы, отмечу, что люди, совершившие противоправные действия в ходе этого противостояния (в том числе террористического и сепаратистского характера), в обязательном порядке понесут наказание, предусмотренное законами Украины. Этим займутся наши правоохранительные органы.
— Ну хоть что-то. А как и где будут числиться те, кто не выехал? Где будет трудовая книжка?
— Они продолжат числиться на своем рабочем месте. Например, школа в Снежном. Учителя решили не переезжать. Стаж идет, их трудовые книжки лежат в отделе кадров этой школы. А Украина начисляет минимальные выплаты за вынужденный простой.
— Которые они смогут получить после освобождения Снежного?
— Именно так.
— И учителей не уволят?
— Нет. Если человек просто сидел и ждал, пока украинские власти освободят город, то нет никаких причин для расторжения контракта. Другое дело, если гражданин совершал противоправные действия. Тогда он будет наказан по всей строгости закона.
— Погодите. Получается странная ситуация. Например, Донецкий университет переехал в Винницу. А деканы биологического и математического факультетов и часть преподавателей отказались от переезда. Но ведь университету и биологический, и математический факультеты нужны. Следовательно, будет набран новый состав преподавателей. Назначат других деканов. И тогда получится, что в этом вузе два декана биологического факультета (один в Донецке, а другой в Виннице)…
— Вот поэтому я и сказал, что в каждом случае решение о штатном расписании будет приниматься индивидуально. Постановление урегулировало только основные направления наших взаимоотношений. Вопрос с Донецким университетом должно решить Министерство образования. Но сразу скажу: преподаватели университета в Виннице будут получать полноценную зарплату, оклады, надбавки, предусмотренные украинским законодательством. А те, кто остался в Донецке, будут иметь право только на минимальные выплаты.
— Какова сейчас сумма долга по зарплате бюджетникам на проблемных территориях?
— Такие подсчеты есть, но они постоянно меняются.
— А по пенсиям?
— На дату принятия постановления (7 ноября. — Авт.) долги по пенсиям в зоне АТО составляли 6,5 миллиарда гривен. Они начислены, но не выплачены из-за того, что люди, которые должны получить деньги, находятся на захваченной территории и не прошли перерегистрацию.
— Каков порядок перерегистрации? Необходимо получить какую-то справку?
— Мы старались максимально упростить процедуру регистрации людей, вынужденно покинувших свои дома. Когда правительство принимало постановление, мы консультировались с экспертами ООН и ОБСЕ. И нам удалось минимизировать усилия по перерегистрации перемещенных лиц.
В целом могу сказать, что людям, покинувшим свои дома на захваченных территориях, все социальные выплаты, пособия и пенсии будут начисляться только после обращения с заявлением в органы соцзащиты по новому месту жительства. Заявление должно быть рассмотрено на протяжении десяти дней. После чего семье заново назначат все соцвыплаты, которые она получала ранее, и рассчитаются по долгам за предыдущие месяцы.
— О каких выплатах идет речь?
— Обо всех, которое государство должно назначить семье в соответствии с ее статусом: пенсии (по возрасту, по инвалидности, по потере кормильца и так далее), доплаты, надбавки и повышения к пенсиям, выплаты по уходу за ребенком, пособия одиноким матерям, по безработице и все остальные.
Кроме того, незащищенная семья получает право на социальное пособие для временно перемещенных лиц: 884 гривни — для людей, потерявших трудоспособность, и 442 гривни — для трудоспособных.
Таким образом, помимо всех положенных государством выплат, семьи получают дополнительную финансовую поддержку. Однако отмечу, что общий размер такого пособия на семью не может превышать 2 тысячи 400 гривен в месяц.
— Наверное, я сейчас что-то не то спрошу… Но что помешает людям с захваченных территорий приехать в Изюм или Славянск, переоформить пенсии, оформить дополнительную помощь и уехать обратно?
— Если говорить о пенсиях, то почему что-то должно им мешать? Эти люди остаются гражданами Украины и имеют право на все выплаты, предусмотренные украинским законодательством и гарантированные им Конституцией. Они могут переоформить пенсию, социальное пособие, помощь. И потом жить в месте, где временно зарегистрировались. Но у них остается право переселиться.
— Я правильно поняла: мы пенсии платить не прекращаем? Пенсионеру просто нужно доехать до освобожденной территории, зарегистрироваться в качестве переселенца и переоформить пенсию на банковскую карточку. А где он реально живет, наше государство следить не будет? И чем это отличается от прежнего механизма переоформления пенсии?
— Нет. Пенсия будет начисляться только тем, кто зарегистрируется как временно перемещенное лицо. Он сможет получать деньги лишь в том случае, если получит статус перемещенного гражданина, укажет адрес своего нового места проживания и будет там жить. Мы предусматриваем контроль.
— Как получить такой статус?
— Нужно зарегистрироваться в местном отделении социальной защиты населения. Тогда сведения об этом человеке и его семье (в том числе о временном адресе на территории, контролируемой украинскими властями) будут внесены в специальный электронный реестр. Гражданин получит официальный статус «временно перемещенного лица» и соответствующую справку.
Другой вопрос в том, что после переоформления пенсии, например, в Изюмском отделении Пенсионного фонда, человек может переехать к родственникам под Одессу. И мы не вправе ему это запретить. Но в таком случае гражданин должен там пройти перерегистрацию.
— Он может также вернуться в Луганск или Донецк.
— Когда речь идет о соцвыплатах и пенсиях, которые человек получает согласно нашему законодательству, мы не имеем права запретить ему вернуться на захваченную территорию. Но получать пенсию он будет после освобождения его города.
А что касается дополнительной помощи переселенцам, то такие выплаты полагаются только перемещенным лицам. И граждане, остающиеся в своих домах, права на них не имеют. Со злоупотреблениями в данной сфере мы будем жестко бороться! Правительство уже инициировало проверки, которые покажут, какие вопросы нужно урегулировать, что ужесточить, что упростить, что отменить.
Я подчеркну, что у нас постоянно возникают новые проблемы, которые приходится оперативно решать. Но правительство к этому готово. И мы будем прилагать максимум усилий, чтобы найти оптимальные решения.
6915Более подробно о том, как оформляется статус временного переселенного лица, «ФАКТЫ» расскажут в следующих публикациях.
Читайте нас у Facebook