Айдер Муждабаев: "Закрытие ATR невозможно оценить иначе, как преступление против человечности"
С сегодняшнего дня единственный в мире крымскотатарский телеканал ATR, вещавший на русском, крымскотатарском и украинском языках с 2006 года, транслирует лишь черный экран. Телекомпания несколько раз подавала в Роскомнадзор документы для перерегистрации по российским законам, которые действуют на оккупированном полуострове, но их неизменно возвращали обратно по надуманным причинам. Аналогичная судьба постигла входящие в медиахолдинг ATR радиостанции «Лидер», «Мейдан» и детский канал Lale.
В последний час эфира на ATR к телезрителям обратился владелец медиахолдинга Ленур Ислямов, заявив, что телеканал грозились отобрать силой, если он не согласится его продать.
«Можно было согласовать формат. Но как продать журналистов? Что, чеки на них навесить и продать? Это невозможно. Мало того, я хочу, чтобы в крымскотатарской среде, социуме мне никто не плевал в спину, — цитирует Ленура Ислямова сайт „15 минут“, также входящий в холдинг. — Пусть считаются с нами, понимают, что мы тоже здесь есть, у нас есть свои принципы и традиции. Мы тоже имеем право на эту землю, как и люди, которые утверждают, что они теперь здесь хозяева. Мы — хозяева на этой земле… Мы должны отстаивать все-таки свои принципы и национальные интересы на этой земле».
В свою очередь гендиректор ATR Эльзара Ислямова сообщила, что телеканал и остальные СМИ медиахолдинга будут добиваться тех «заветных правовых документов, которые позволят им возобновить вещание».
«Мы, конечно, посмотрим, какие могут быть еще формы… Есть усеченные формы вещания. Сейчас мы прорабатываем эти возможности. У нас очень много тем, которые мы хотели разработать, отснять, много документальных и исторических фильмов, — рассказала Эльзара Ислямова. — Мы прерываем наше вещание, надеемся, что временно».
По словам заместителя генерального директора Лили Буджуровой, решение о закрытии телеканала «ударило по всему крымскотатарскому народу», но тем, кто пережил депортацию и годы жизни в резервации, было труднее, чем сейчас.
«Вряд ли эта затея будет иметь успех. Мы и не такое переживали. Наш народ пережил Сталина. Неужели не переживет нынешние проблемы? Переживет. И выживет. И будет дальше строить свой дом на своей земле», — заявила Лиля Буджурова, добавив: — Да, мы сегодня прекращаем свое вещание, но мы знаем, что вернемся. Мы всегда возвращаемся. И скажем вновь: «В эфире — телеканал ATR».
Чтобы привлечь внимание к проблеме, на канале с 25 марта проходил телемарафон «Не убивайте ATR», а таймер в углу экрана вел обратный отсчет времени до прекращения вещания. В Киеве и Симферополе состоялись акции в поддержку медиаресурса. Крымские СМИ обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой посодействовать перерегистрации ATR.
«Причина сложившейся ситуации в том, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) уже трижды возвращает документы без рассмотрения, каждый раз находя в них новые „ошибки“, не замеченные в предыдущих документах на регистрацию», — написали журналисты телеканалов ATR, Lale и радио «Мейдан» в письме, отправленном в Кремль.
Ответа на обращение медийщики не дождались. А 1 апреля 2015 года срок перерегистрации крымских СМИ согласно российскому законодательству истек. Член Совета крымских татар в Москве, журналист Айдер Муждабаев полагает, что с прекращением вещания ATR крымскотатарское сообщество окажется загнанным в информационное гетто.
«Это невозможно оценить иначе, как действия, направленные на притеснение людей по национальному признаку. То есть как преступление против человечности. Почему российское государственное телевидение свободно вещает по всему миру, а крымскотатарский народ не имеет права смотреть телевидение у себя на родине на своем языке? Мы с кого берем пример, с Гитлера? Господи, какой же это позор», — сказал в эфире радио «Эхо Москвы» Айдер Муждабаев. Он — один из инициаторов обращения к интеллигенции и правозащитникам России, Украины и других стран.
«Для крымских татар телеканал АТР является частью жизни, символом и знаком возрождения на родной земле, — говорится в обращении. — Для крымских татар, переживших тяготы депортации и возвращения на Родину, работа АТР является шансом восстановить потерянные за годы невзгод традиции и язык. Мы призываем вас сделать все от вас зависящее для поддержки телеканала АТР и других независимых крымскотатарских СМИ, а также присоединиться к создающемуся Международному комитету независимых крымскотатарских СМИ».
Вице-премьер — министр культуры Украины Вячеслав Кириленко, комментируя сложившуюся ситуацию, заявил, что необходимо предоставить телеканалу ATR возможность осуществлять вещание в Украине. «Крымские татары должны иметь свое телевидение для борьбы против новой депортации», — заявил он.
Напомним, что в январе сотрудники российских спецслужб заблокировали здание редакции ATR и провели там обыски. ФСБ интересовала информация о массовом проукраинском митинге крымских татар в центре Симферополя, который прошел 26 февраля 2014 года. «Видимо, наша вина в том, что мы освещали этот митинг», — предположил тогда представитель ATR.
401Читайте нас у Facebook