Вскоре перевозчики сами будут устанавливать цены на проезд в автобусах, троллейбусах и трамваях
Вскоре по всей стране могут измениться тарифы на проезд в троллейбусах, трамваях, автобусах. Кабинет министров Украины принял постановление, согласно которому государственное и муниципальное регулирование тарифов на пассажирские перевозки, кроме железнодорожных, отменяется.
Стоит напомнить, что еще в марте Федерация работодателей транспорта Украины в очередной раз обратилась к правительству с просьбой отменить государственное регулирование тарифов на междугородных и пригородных автобусных маршрутах общего пользования и ввести свободные тарифы. В ответ на заявления перевозчиков министр инфраструктуры Андрей Пивоварский сообщил, что уже попросил Министерство экономического развития и торговли Украины упростить систему контроля тарифов на проезд для возможности их оперативной корректировки. При этом министр тогда отметил, что полная отмена контроля над ценообразованием в сфере пассажирских перевозок невозможна, поскольку необходимо обеспечить для населения определенные социальные гарантии.
Тем не менее, согласно принятому на днях правительством документу, из постановления Кабмина № 1548 от 25 декабря 1996 года «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов относительно регулирования цен (тарифов)» исключается норма о том, что государственная исполнительная власть и исполнительные органы горсоветов устанавливают тарифы на перевозки пассажиров и багажа автобусами пригородного, междугородного и внутриобластного сообщения, работающими в обычном режиме движения (останавливаются на всех остановках).
Помимо этого, упраздняется норма о том, что областные, Киевская, городские государственные администрации, исполнительные органы Львовского и Криворожского горсоветов регулируют или устанавливают тарифы на перевозку пассажиров и стоимость билетов на проезд в городском пассажирском транспорте: метрополитене, автобусе, трамвае, троллейбусе, которые работают в обычном режиме движения.
Таким образом, выходит, что теперь перевозчики будут сами устанавливать стоимость проезда. Однако, по мнению экспертов, полное отсутствие контроля со стороны государства может в некоторых случаях привести к неоправданному завышению цен. Особенно на тех маршрутах, которые обслуживает один перевозчик, не имеющий конкурентов. Кроме того, существует немало способов обосновать завышение тарифа путем подтасовки расчетов или документов.
Стоит отметить, что еще в апреле Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) предоставил Министерству инфраструктуры обязательные для рассмотрения рекомендации, чтобы не допустить установления необоснованных тарифов на услуги по перевозке пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования. В этом документе говорится, что расчет тарифов должен осуществляться с учетом фактического количества перевозимых пассажиров (в том числе льготников), налоговых и текущих расходов предприятия, а также его плановой прибыли.
Однако, по данным АМКУ, при проведении собственных расчетов для изменения стоимости проезда фирмы нередко занижают фактические объемы перевозки пассажиров. Этому способствует то, что никто не контролирует, сколько билетов выдает гражданам водитель. Таким образом, перевозчик имеет возможность, манипулируя расчетами, существенно завысить стоимость проезда.
Кстати, многие специалисты считают, что данное постановление не распространяется на маршрутные такси.
— Из постановления «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов относительно регулирования цен (тарифов)» исключаются абзацы, в которых идет речь о пригородном, междугородном транспорте и городских трамваях, троллейбусах и автобусах, которые работают в общем режиме движения, то есть останавливаются на каждой остановке, — сообщил николаевскому сайту «Преступности.нет» заместитель городского головы Николаева по вопросам транспорта, связи и предпринимательства Александр Женжеруха. — Но нет здесь и слова о маршрутных такси. При этом, согласно Закону «О местном самоуправлении», утверждение тарифов «маршруточникам» — это полномочия городской власти. Выходит, что она вместе с общественностью и впредь будет регулировать тарифы на проезд в маршрутках.
Кроме того, я считаю, что тарифы на проезд в общественном транспорте должны контролировать органы государственной власти, чтобы избежать в этом вопросе нарушений со стороны компаний-перевозчиков. Было бы правильно, если бы тарифы рассчитывало и утверждало Министерство инфраструктуры, но с учетом специфики населенных пунктов и областей Украины. Ведь у них есть соответствующие институты и опытные специалисты.
1782Читайте нас у Facebook