"Зимой я разогревал на костре камни и разносил их немощным старушкам, чтобы они могли согреть постель"
Лекарства, средства гигиены и подгузники для младенцев… Обычные, казалось бы, вещи, которых никогда много не бывает. Если бы не предыстория их приобретения. Все эти подарки, переданные в амбулаторию семейной медицины прифронтового города Красногоровка Марьинского района Донецкой области, были закуплены на средства, собранные учениками общеобразовательной школы № 281 Киева. Доставили помощь в зону АТО милиционеры. Адрес потенциальных получателей подсказали местные власти.
— Наши сотрудники привезли гуманитарный груз туда, где он наиболее необходим, — рассказал заместитель начальника Донецкой областной милиции Виктор Нечитайло. — Несмотря на периодическое нарушение минских договоренностей о прекращении огня, амбулатория семейной медицины в Красногоровке продолжает работать. Приятно, что люди из мирных регионов Украины заботятся о тех, кто в силу обстоятельств остался жить на линии огня.
*Замначальника областного главка милиции Виктор Нечитайло вручает подарки от учеников столичной школы пациентам амбулатории в Красногоровке (фото пресс-службы ГУ МВД в Донецкой области)
Сотрудники амбулатории, узнав о том, что средства на гуманитарный груз собрали дети, прослезились. В основном здесь работают женщины. Они не покинули город, когда многие организации и учреждения эвакуировались в более спокойные регионы. Остались оказывать помощь мамочкам с детками. При этом зимой температура в помещениях опускалась до минус трех градусов. К счастью, все новорожденные младенцы, даже те, что появились на свет преждевременно, выжили!
— В период сильных обстрелов с 12 января по 17 февраля, когда в городе не было света, газа, воды, телефонной связи, пятеро пожилых горожан замерзли в собственных домах, — рассказывает начальник сектора криминальной милиции по делам детей Марьинского райотдела милиции Владимир Райвич. — Пенсионеры не могли ни позвонить, чтобы позвать на помощь, ни добраться до бомбоубежищ, где у нас топились буржуйки. Я сам разводил на улице костер, разогревал камни и разносил их беспомощным старушкам, чтобы они могли согреть постель. Весь месяц, проведенный под обстрелами, сотрудники сектора криминальной милиции по делам детей и еще некоторые коллеги (всего 11 человек) жили в частном доме моего отца, где во дворе можно разжечь огонь.
Супруга Владимира Райвича — медсестра в детском отделении больницы, получающая зарплату «аж» одну тысячу гривен в месяц. Несмотря на обстрелы, женщина каждый день отправлялась в лечебное учреждение.
— «Дорогой, мне можно идти на работу?» — спрашивала у меня жена, — вспоминает Владимир Райвич. — Я честно отвечал ей, что нужно успеть проскочить между залпами: «У тебя есть 12 минут, пока перезаряжается «Град». А вообще некоторые люди так привыкли к обстрелам, что если снаряды летят не прямо в их квартал, то даже в бомбоубежище или в подвал не спускаются. В феврале, когда шел обстрел окраины города со стороны Донецка, дети в центре играли в футбол.
Милиционерам прифронтовых городов сегодня приходится буквально жить в бронежилетах с автоматами и пистолетами под рукой. И, кроме борьбы с банальной уголовщиной, в особенности мародерством, выполнять не свойственные им функции. Например, эвакуировать людей на мирные территории. Красногоровские правоохранители вместе с сотрудниками облгосадминистрации вывозили жителей из Углегорска и Дебальцево. А еще доставляли из ближайшего Курахово хлеб, сопровождали почтальонов с пенсией, которую в городе носят исправно, и «скорые» с пациентами в ближайший спокойный населенный пункт, так как в местную больницу люди ложиться опасаются.
— Не все смогли пережить обстрелы: одиннадцать человек, по официальной статистике, погибли от ранений, — рассказывает заместитель городского головы Красногоровки Ирина Журавлева. — Не знаю, сколько людей умерло от инфарктов, но, к сожалению, у некоторых молодых людей не выдержала психика. Наложили на себя руки 21-летний сирота, который проживал в доме один, и 13-летний школьник из благополучной семьи…
От интенсивных обстрелов, начавшихся еще в июне прошлого года, наиболее сильно пострадали те районы Красногоровки, которые расположены ближе к Донецку: один микрорайон многоэтажной застройки и Первомайка, находящаяся в 800 метрах от линии столкновения. Частный сектор Первомайки, где расположен блокпост украинских военных, на 80 процентов разрушен.
Город остался без света, газа, тепла и воды. Подачу электроэнергии восстановить удалось, газоснабжение — частично, лишь в определенных микрорайонах. С водоснабжением сложнее всего, так как трубопровод проходит через территорию самой горячей точки Донетчины — поселок Пески. Восстановленная ветка подает лишь техническую воду и не всему городу.
— Питьевую воду жителям подвозят дважды в неделю, — говорит Ирина Журавлева. — Доставляют в районы, где централизованное водоснабжение наладить не удалось. Спасибо, что и в этом вопросе нас выручили добрые люди. Пастор церкви Христа Спасителя Сергей Казаченко за счет пожертвований пробил скважины, а благотворительный фонд Галины Кучер подарил насосы. Пока качаем техническую воду и устанавливаем очистители. Но сейчас насосы остановлены — из-за неуплаты за электроэнергию.
По словам собеседницы, город живет по «временным сметам» — незащищенные статьи бюджета в этом случае оплачены быть не могут. Причина в том, что никто не соглашается возглавить Красногоровскую военно-гражданскую администрацию, которая бы приняла бюджет.
— Не очень много желающих работать в прифронтовом городе за зарплату около трех тысяч гривен, — рассуждает заместитель городского головы. — А мы очень и очень ждем! У нас уже заработали три из пяти школ, несколько предприятий, магазины. Люди возвращаются, засевают поля и огороды, надеясь дождаться урожая. Мы тоже надеемся на это и очень ценим, что благотворители не забывают: в нашем многострадальном городе остались живые люди, которые нуждаются в помощи.
Даже откомандированные сюда с Западной Украины бойцы Внутренних Войск попросили, чтобы из родного Луцка для красногоровцев передали гуманитарную помощь.
— Когда со снабжением города было туго, коллеги нас подкормили — принесли на работу сало и прочую снедь, присланную из дому, — с теплотой вспоминает Владимир Райвич. — А еще вручили… пачки памперсов: «В больницу для ваших малышей!»
439Читайте нас у Facebook