"В Европе новый порядок, касающийся смешивания бензина с биоэтанолом, вводили на протяжении 10-15 лет, а не за два года, как пытались у нас"
На днях правительство приняло постановление, касающееся многострадальной государственной программы по обязательному добавлению в бензин для отечественных АЗС биоэтанола, а проще говоря, спирта. Среди автовладельцев поползли слухи о том, что теперь все топливо будет содержать спирт, поскольку продавать его станут «свои» компании. Кроме того, цена такого горючего существенно вырастет. Правда, судя по словам водителей, они так и не поняли, что же за постановление издал Кабинет министров. Давайте разберемся.
Напомним, что еще летом 2012 года парламент принял поданный правительством законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства и использования моторных топлив с содержанием биокомпонентов». Документом установлено, что с 1 января 2014 года вводится обязательная норма содержания биоэтанола в горючем, которое производится и реализуется на территории Украины, — не менее 5 процентов. А с 2016 года содержание спирта должно быть увеличено до 7 процентов. Также, согласно закону, производством бензинов моторных смесовых или с добавлением биоэтанола и биокомпонентов на его основе должны заниматься только предприятия, определенные Министерством энергетики и угольной промышленности.
И вот теперь Кабинет министров исключил из перечня предприятий, имеющих право производить биоэтанол, 12 государственных спиртовых заводов. Как заявил директор департамента продовольствия Министерства аграрной политики и продовольствия Дмитрий Шульмейстер, это шаг по дерегуляции, стимулирующий развитие рынка альтернативных видов топлива в Украине.
Чтобы понять, как же повлияет правительственное постановление на топливный рынок, «ФАКТЫ» обратились к директору Консалтинговой группы «А-95» Сергею Куюну:
— Последнее правительственное решение — формальное. Исключив госпредприятия, Кабмин фактически аннулировал список «избранных» и разрешил производить биоэтанол для добавления в нефтепродукты всем предприятиям, имеющим необходимые мощности и соответствующую лицензию. С одной стороны, такой шаг формально снимает некоторые препоны для бизнеса. Но с другой стороны, на пути внедрения госпрограммы по полному переходу рынка на биоэтанол столько преград, что она практически не работает.
Существует закон, однако за два с лишним года не принято ни одного подзаконного акта. Не созданы ни нормативная, ни техническая базы. Да и сам документ, вводящий добавление спирта в бензин, настолько неграмотно составлен, что выполнение всех норм становится фактически невозможным. Так, если компания начинает продавать бензин с биоэтанолом, она автоматически нарушает целый ряд других законов. В частности, Госпотребинспекция вправе применить штрафные санкции к такому предприятию за то, что оно продает продукцию, не соответствующую стандартам качества. Ведь никаких сертификатов или ГОСТов на смесовый бензин до сих пор нет. Кроме того, согласно действующему законодательству, при добавлении спирта в горючее получается новый подакцизный товар. А значит, компания обязана заплатить акциз, несмотря на то, что он уже вносился при производстве бензина и спирта. Из-за такого двойного налогообложения цена конечной продукции окажется очень высокой, существенно больше стоимости обычного топлива. С другой стороны, продажа горючего, не содержащего спирт, теперь тоже является нарушением закона. Однако учитывая то, что на рынке так и не появился легальный бензин с добавлением биоэтанола, нефтетрейдеры из двух зол выбрали меньшее и продолжили продавать обычное топливо на старых условиях. Да и правительство старается не замечать, что отечественный автопарк не перешел на биотопливо и, похоже, сделает это нескоро.
Плачевная ситуация с обязательным добавлением биоэтанола в топливо показала не только законодательную и нормативную, но также экономическую несостоятельность данного проекта. Причин много. Это и нехватка в стране спирта, и отсутствие сырьевой базы, то есть пригодных для смешивания со спиртом нефтепродуктов, и неготовность промышленности обеспечить необходимые для биотоплива составляющие. Чиновники, разрабатывающие закон, почему-то считали, что достаточно плеснуть в готовый бензин спирта — и получится биотопливо. Но это не так! В данном случае будут нарушены все ключевые качественные показатели горючего. Фактически оно станет непригодным к использованию. Для смешивания изготавливают специальные нефтепродукты, которые в чистом виде, без добавления спирта, также не могут применяться.
Инициаторы закона часто ссылались на европейский опыт. Но там биоэтанол вводили постепенно, на протяжении 10—15 лет, а не за два года, как пытались у нас. Более того, многие европейские страны мало-помалу сворачивают эти программы. Причина проста: производство биотоплива очень затратное, экономически неэффективное и в состоянии выжить лишь при поддержке государства. Такую роскошь могут себе позволить только богатые страны. Украина, к сожалению, пока к ним не относится. Сейчас во всех европейских государствах остановлен процесс повышения доли спирта в бензине на уровне 5 процентов. Хотя ранее планировалось поднять ее до 20 процентов. Европейцы посчитали, что при четырехкратном увеличении выпуска биоэтанола придется перерабатывать крупные объемы сельскохозяйственного сырья, которые сейчас идут на производство продуктов питания. А это нецелесообразно.
Фото в заголовке Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»
759Читайте нас у Facebook