«Мамочка как будто чувствовала, что случится беда. Я ведь тоже должна была плыть с родителями. Но мама ни с того ни с сего отговорила меня садиться в лодку »
Тот злополучный день для пенсионера Михаила Савельевича Лавриненко — жителя массива Троещина в Киеве — был омрачен с самого утра: из Тернополя пришло известие о смерти племянницы. За билетами на поезд пенсионер вместе с женой Ниной Павловной отправился на другой берег реки Десенки, как обычно, на лодке. Усадив жену, Михаил Савельевич начал грести, как вдруг увидел катер, который на бешеной скорости мчался… прямо на них. Чтобы избежать столкновения, пенсионер решил плыть обратно к берегу, но не успел — в следующее мгновение катер с грохотом врезался в лодку. Она разлетелась на мелкие щепки…
«Катер, который мчался вдоль берега, родители увидели сразу»
— Только не спрашивайте меня ни о чем, — попросил Михаил Савельевич. — Никому не могу об этом рассказывать, невыносимо осознавать, что моей Ниночки больше нет…
Внучка пенсионера Светлана и дочка Валентина провели меня в уютную кухню.
— У нас в комнате ребенок спит, — извиняясь, объяснила Света. — Раньше мы с малышом жили отдельно, бабушка помогала нам материально. А после ее смерти снимать квартиру стало не на что. Вот и теснимся в однокомнатной квартирке дедушки.
— В день, когда случилась авария, в Тернополе хоронили мою двоюродную сестру, — вспоминает дочка пенсионера Валентина. — На похороны мы уже не успевали, но все равно решили поехать поддержать родственников. Ближе к вечеру мама с папой отправились за билетами на поезд. Касса находится на другом берегу Десенки. Около семи вечера они сели в свою деревянную лодку. Катер, который на большой скорости мчался вдоль берега, родители увидели сразу. Его пассажиры вели себя вызывающе, громко кричали. А дальше… Папа рассказывал, что все происходило словно во сне. В какой-то миг мама увидела, что катер… несется в их сторону. Испугавшись, она крикнула: «Миша, смотри, они прямо на нас мчат!» Растерявшись, папа начал грести в сторону берега, чтобы не произошло столкновения. Но добраться до суши не успел…
В следующую минуту катер врезался в заднюю часть лодки. В тот момент Нина Павловна находилась на корме.
— Мамочку буквально на части разорвало, — плачет Валентина. — Об аварии мне сообщила жена соседа, который работает охранником на лодочной станции. Она сказала, что папа жив, а мама… «будем надеяться». Но я почему-то сразу поняла, что она погибла. Сердце пронзила резкая боль. Когда прибежала на берег, увидела карету скорой помощи и черный джип. Вокруг много людей. Мама с папой были уже на катере, обломки лодки плавали в реке. Папу невозможно было узнать — глаза и лицо были залиты кровью, седые волосы торчали во все стороны. Увидев мать, я вскрикнула. У нее… не было ног. Одна была оторвана, вторая болталась на сухожилиях. Юбка валялась в стороне, — дрожащими руками Валентина вытирает набежавшие на глаза слезы. — У меня закружилась голова, в глазах потемнело. Как мне рассказывал сосед, я потеряла сознание. Когда пришла в себя, к катеру меня уже не пустили. Я не могла поверить, что весь этот кошмар происходит с моими родителями. Отчетливо запомнила лишь слова врача: «Травмы, которые получила ваша мать, несовместимы с жизнью». Они звучат в голове до сих пор…
— В тот злополучный вечер я как раз был на смене, — рассказывает Александр, сосед и друг семьи пострадавших, работающий охранником на лодочной станции. — Кто-то крикнул: «Саша, что-то с твоим соседом Савельичем случилось. Там лодка разбита… » Не теряя времени, я поехал на помощь. Рядом с Савельичем был незнакомый мужчина — пассажир или хозяин катера. Куда делись остальные пассажиры катера, неизвестно. Я хотел вызвать «скорую», но мужчина меня остановил. Сказал, что приятель, который был с ним на катере, уже вызвал медиков.
По словам Александра, пока он тщетно пытался успокоить пенсионера, к берегу подъехали два черных джипа, из которых вышли больше десяти человек в черных костюмах. Вскоре подъехала «скорая».
— Я не один год работаю на воде, — говорит Александр. — И если случаются какие-то аварии, на место происшествия, как правило, приезжают милиция и «скорая». А тут целая делегация! «Люди в черном» первым делом начали разгонять толпу. Я сообщил об аварии своей жене, она поставила в известность Валю.
«Накануне мне приснилась ящерица. А это к несчастью»
— Я поехала с отцом в машине скорой помощи, — говорит Валентина. — Врачи зашили ему лоб, положили в палату. Но оставаться в больнице папа наотрез отказался. Не хотел, чтобы маму хоронили без него. На следующий день после аварии его лицо посинело, глаза отекли. Папа ничего не видел.
По словам дочери, Михаила Савельевича постоянно мучают головные боли, у него обострилась стенокардия, без сердечных капель и валерьянки не проходит ни дня. Целыми днями он плачет, вспоминает жену, с которой прожил 54(!) года. В следующем году супруги собирались отмечать изумрудную свадьбу.
— Мамочка как будто чувствовала, что случится беда, — вспоминает Валентина Алексеевна. — Я ведь тоже должна была с родителями за билетами поехать. А мама ни с того ни с сего начала меня отговаривать: «Погода такая хорошая, лучше пойди на рыбалку. Мы с папой сами справимся, оставайся». Редко я видела ее такой настойчивой. В результате я поддалась на уговоры. Мама еще сон нехороший накануне видела. Ей приснилось, будто бы кто-то тонет в воде, она пытается спасти того человека, но не получается. Так и не спасла, проснулась в холодном поту. И мне в ту ночь снился сон, связанный с водой. Я будто бы что-то ищу, сунула руку в воду, а там — ящерица. Скользкая такая, противная. А ящерица — это к несчастью и тяжелым испытаниям в жизни.
— В тот день бабушка обращала внимание на то, что раньше не замечала, — вытирает слезы внучка Светлана. — Посмотрела на цветы в комнате и неожиданно сказала: «Как же здесь хорошо! Как в раю». И говорила она это с какой-то тоской, как будто чувствовала, что вскоре от нас уйдет.
«На катере в момент аварии находился сотрудник СБУ. Не удивительно, что дело постараются замять»
Михаил Савельевич говорит, что на катере в момент аварии было несколько человек. Хорошо разглядеть их ему не удалось. Пенсионер лишь запомнил, что на вид им было не более тридцати пяти лет. Но, когда к месту аварии приехал сосед Александр, на катере оставался только один мужчина.
— Папа рассказывал, что после того, как приехали джипы, он слышал разговор между этим мужчиной и его товарищем, который вышел из машины, — вспоминает Валентина. — Один из них говорил, мол, давай бежать. Но второй отказался: «Куда бежать, когда столько улик?»
Видела правонарушителей и Валентина. За несколько дней до трагедии женщина рыбачила на берегу Десенки и обратила внимание на белый катер, который на бешеной скорости мчался по реке. На борту, по словам Валентины, находились две девушки и четверо мужчин.
— Я еще тогда возмутилась, что хулиганы не дают людям спокойно отдохнуть, — вспоминает моя собеседница. — Ехали бы на Днепр и катались там сколько душе угодно. Но зачем же делать это около берега, да еще в таком людном месте?! На Десенке всегда купаются дети. Сколько голов можно срезать этим проклятым винтом! Когда веселая компания пассажиров отправилась в кафе, оставив катер на берегу, я увидела на борту пустые бутылки из-под водки и пива.
В прошлом году, помню, мы с мамой плыли на лодке, и какой-то катер тоже ехал прямо на нас. Я тогда была беременна, ужасно испугалась. В последний момент катер отъехал в сторону, накрыв нас волной. После этого случая я лежала на сохранении. Сложилось впечатление, что молодежь на катере старалась показать нам свое преимущество. Мол, что им стоит какую-то лодку в воде опрокинуть…
Как удалось узнать Валентине в правоохранительных органах, по факту смерти ее матери было возбуждено уголовное дело. Но, несмотря на то, что с момента гибели Нины Лавриненко прошел почти месяц, постановление о возбуждении уголовного дела дочери на руки так и не выдали. Из прокуратуры Деснянского района дело было направлено в прокуратуру Киева, потом — в транспортную прокуратуру, откуда дело направили… обратно в киевскую прокуратуру.
— Нам удалось выяснить, что на катере в момент аварии находился сотрудник Службы безопасности (как писала «Комсомольская правда», его отец — начальник отдела контрразведки столичного управления СБУ, он и является владельцем катера. — Авт. ). Поэтому не удивительно, что дело стараются замять, — сетует Валентина. — С момента трагедии прошло несколько недель, но дело по-прежнему не сдвинулось с мертвой точки. Его просто передают из одной правоохранительной инстанции в другую, нас при этом держа в неведении.
В прокуратуре Киева корреспонденту «ФАКТОВ» сообщили, что дело Лавриненко в очередной раз перенаправлено… в столичную милицию.
— На данный момент выясняются все обстоятельства произошедшего, — сообщил нашей газете начальник Центра общественных связей столичной милиции Владимир Полищук. — Возбуждено уголовное дело по факту смерти женщины. На катере действительно находился сотрудник Службы безопасности. По его словам, в тот вечер все происходило следующим образом: он и его приятель катались на катере. Зайдя в кафе перекусить, они познакомились с компанией из пяти человек, выпили пива и вместе пошли кататься на катере. В какой-то момент один из новых знакомых попросил у сотрудника СБУ дать ему порулить. В момент аварии катером якобы управлял именно этот новый знакомый. Увидев, что произошло, компания быстро уехала с места аварии, а сотрудник СБУ и его приятель вызвали «скорую помощь» и дождались правоохранителей.
Между тем глава Службы безопасности Валентин Наливайченко заявил, что взял это дело на личный контроль.
— Трагические случаи на воде в нашей стране, к сожалению, не редкость. — рассказал Владимир Полищук. — За сезон происходит около двух десятков инцидентов, когда либо сталкиваются два судна, либо водный транспорт травмирует отдыхающих. Например, в начале июня этого года столкнулись два катера, в результате чего пострадали все пассажиры. К счастью, обошлось без жертв. В прошлом году в столичном Гидропарке катер наехал на человека. А совсем недавно киевлянин упал с теплохода. В большинстве случаев к таким трагическим случаям приводит неосторожность водителей водного транспорта и несоблюдение техники безопасности на воде.
723Читайте нас у Facebook