"Обычному человеку легче выбросить свой старый холодильник, чем сдать его в лом легально"
Иногда создается впечатление, что Украина возвращается в мрачные 90-е годы. Во всяком случае все чаще можно слышать, что для сдачи на металлолом то украли канализационный люк, то разобрали кладбищенскую ограду, а то и срезали высоковольтный кабель. На самом деле сбор металлического лома является очень важным для страны бизнесом. При условии, что старый металл собирается законно, а налоги, полученные государством от этой деятельности, идут на помощь инвалидам, пенсионерам, детям. То есть часть денег от продажи лома или произведенной из него продукции должна поступать в бюджет, и оттуда — направляться на помощь социально незащищенным людям. Но пока так не происходит. Тысячи тонн украинского металлолома «всерую» уходят за границу, государство же от такого бизнеса получает копейки. На днях на канале ICTV в программе «Дістало!» был показан сюжет об особенностях отечественного бизнеса, связанного с металлоломом, вызвавший широкий резонанс среди зрителей программы и читателей «ФАКТОВ». Оказалось, что масштаб полулегальной торговли ломом колоссальный. При этом отечественные металлургические предприятия испытывают острый дефицит лома, столь необходимого для их нормальной работы и для нашей стабильной жизни.
В сюжете программы «Дістало!» журналистам удалось ознакомиться со многими аспектами полулегального бизнеса — от сбора лома до его вывоза за границу. Свой путь старый металл начинает с неприметных подпольных приемных пунктов, не имеющих, как правило, никаких разрешительных документов. Размещаются они в гаражах, частных домах, подвалах. Там принимают всё — канализационные люки, кастрюли, трубы. Не так охотно берут крупные конструкции, например, ржавые автомобили. С ними много хлопот. Зато идеальный товар — электропровода. Ради них люди решаются даже на преступления.
Стоит отметить, что по закону принимать можно только так называемый бытовой металл. Все остальное — запрещено. Однако на самом деле никто законов не соблюдает. Рынок находится в тени. В откровенной беседе причастные к теневому бизнесу люди признаются, что на низшем уровне «металлоломной иерархии» работу сборщиков и реализаторов крышуют участковые инспекторы милиции. Главная же рабочая сила — бездомные. Дальше по пути лома его контролем занимаются уже более серьезные представители власти.
Из гаражей и подвалов лом свозится на металлобазы, имеющие лицензию на его сбор. Как рассказал журналистам сумчанин Борис Нечвеев, чьи окна выходят прямо на территорию одной из таких баз, там работа кипит круглосуточно. Что-то режут, прессуют, грузят… Шум стоит ужасный, а от постоянной вибрации дом Бориса дал трещину. Все его жалобы в разные инстанции остались без ответа. Еще бы! Бизнес процветает, а значит, кормит многих «нужных» людей. Ведь, по подсчетам Нечвеева, еженедельно с базы вывозится около 70 тонн металла. А сколько таких баз по всей Украине?
В то же время отечественные металлургические предприятия часто испытывают нехватку лома, необходимого для выплавки металлопродукции.
— С начала года все реже на завод поступает лом, — рассказал сталевар одного из металлургических предприятий Евгений Дзерук. — В результате мы стабильно два дня в неделю простаиваем.
Действительно, на территории металлургического завода запасов лома нет. Так куда же он девается? Не секрет, что с металлобаз лом, минуя металлургические предприятия, свозят в речные и морские порты и грузят на корабли. А дальше его путь лежит за границу, чаще всего в Турцию.
— По итогам первого квартала мы можем выйти на миллион тонн годового дефицита металлолома в отрасли, — заявил председатель совета Федерации металлургов Украины Сергей Билецкий. — Все эти недостающие нам объемы лома уходят на экспорт. Если говорить о наиболее зависимых от лома электрометаллургических предприятиях, то уже сейчас многие из них становятся нерентабельными. Это может привести к очень серьезным последствиям, вплоть до остановки производства.
Возникает естественный вопрос: а почему же люди не могут сдавать металл сразу на металлургические предприятия или в организованные ими пункты сбора? Сейчас система построена так, что для официальной сдачи металлолома нужно иметь огромное число подтверждающих документов, а также заплатить налог на доходы физических лиц в размере 15 процентов. В отличие, например, от сдачи другого вторсырья — макулатуры или стеклотары, где ничего этого нет.
Но самое главное, что фирмы, собирающие металл, заинтересованы в том, чтобы продавать неучтенные тысячи тонн за границу, а не поставлять их легально отечественным метпредприятиям. Тем более в Украине действуют квоты на экспорт металла, то есть правительство это разрешает, рассказывают журналисты ICTV. Дать необходимое сырье украинским предприятиям можно было бы простым изменением квот. Но государство поступило наоборот. Например, в нынешнем году на экспорт пойдут 1 миллион 250 тысяч тонн металлолома. Это самый высокий показатель за последние десять лет. Более того, определенные бизнес-группы пытаются внести в парламент законопроекты о повышении квот до четырех миллионов тонн в год или вовсе об отмене квот и разрешении бесконтрольного вывоза металлолома из страны.
Остается надеяться, что в Верховной Раде и правительстве достаточно здравомыслящих людей, понимающих, к каким пагубным последствиям могут привести столь радикальные решения.
— В стране все-таки война, — заметил министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус. — Полностью открыть рынок и вывезти весь металлолом из Украины — это было бы неправильно.
А пока вместо лома металлургам приходится использовать более дорогие продукты (например, чугун) или импортировать сырье из России. Оба эти фактора существенно повышают стоимость украинского металла. В то время как Китай обложил экспорт своего лома 40-процентной пошлиной, а Казахстан вообще запретил его вывоз из страны, в Украине рынок металлолома уверенно уходит в тень. Ведь в теневых сделках с металлоломом вращается до 800 миллионов долларов, утверждают тележурналисты.
Учитывая широкий резонанс, вызванный изложенным выше сюжетом, «ФАКТЫ» решили узнать подробности его подготовки у автора — журналиста канала ICTV Сергея Антонова.
— Что вас больше всего потрясло в процессе подготовки сюжета?
— Самой темой сбора и оборота металлолома я занимаюсь уже давно. Первые материалы делал еще о «распиле» бронетехники в зоне АТО. Однако, сколько бы я ни беседовал об этом с людьми, собрать неопровержимые доказательства, документально подтвержденные факты не удавалось. Но все, с кем я встречался, говорили одно и то же: не лезь в это дело, потому что тебя могут убить. Меня убеждали, что люди за данным бизнесом стоят очень опасные и покрывают их непосредственно спецслужбы.
В процессе своих расследований я опросил множество людей, занимающихся таким бизнесом, — от предпринимателей, принимающих металл, до тех, кто его режет и отправляет на продажу. Но официально, на камеру, мне как журналисту все утверждали в один голос: металл они не покупают и никуда не продают.
Зато, когда мы решили сделать вид, что сами хотим сдать металлолом, стало интереснее. Приемщики металла осторожно, по предварительному телефонному звонку, но все же соглашались покупать лом и даже рассказывали, где его можно взять. Правда, признавали, что по закону они не имеют права это делать.
Подобная ситуация во всех регионах Украины. В частности, когда я был в Днепропетровске, то оказалось что официально металлолом в городе как бы никто не покупает и не продает. А вот неофициально покупают и продают все — найти точки нелегального сбора оказалось несложно.
— На ваш взгляд, насколько криминализирован рынок сбора и дальнейшей реализации лома?
— Исходя из моих исследований, весь рынок — от сбора металлолома у населения до оптовой продажи за рубеж — работает в тени, в обход существующих законов. Поэтому и занимаются этим теневым бизнесом люди, имеющие доступ к высшим эшелонам власти. Там, наверху, их прикрывают и получают за это деньги, причем немалые.
— Есть ли выход из сложившейся ситуации? Каким образом можно вывести рынок из тени?
— Выход есть. В первую очередь нужно решить вопрос с уплатой налога на доходы физических лиц от сдачи металлолома. Необходимо или его отменить, или выработать порядок, который позволит платить налог, не боясь последствий. И одновременно с этим — поднять пошлину или ограничить экспорт долей от внутреннего потребления.
Ведь сейчас созданы такие условия, что обычный человек, желающий сдать скопившийся у него во дворе металлолом, не может сделать это законно, легальному приемщику. Ему легче выбросить свой старый холодильник, чем сдать его в лом официально. Зато он имеет возможность продать холодильник в каком-то подпольном гараже неизвестно кому.
Сейчас полностью отсутствует государственный контроль за тем, кто и, главное, какой металл принимает. Откуда принесли железо, никого не интересует. Принимают всё — будь то украденный канализационный люк, высоковольтный электропровод или ограда с кладбища. Ведь понятно же, что бомжи, являющиеся основными сборщиками металла, несут все, что плохо лежит. Они даже не гнушаются воровать рабочие, действующие инженерные или электротехнические конструкции, чем создают угрозу для жизни и здоровья окружающих.
Кстати, недавно в парламенте был подготовлен и подан на рассмотрение законопроект, способный изменить ситуацию на рынке металлолома и вывести его из тени. Подробнее об этом «ФАКТАМ» рассказала заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам промышленной политики и предпринимательства Александра Кужель.
— Сейчас в парламенте находится на рассмотрении законопроект, которым убирается коррупционная составляющая при определении и установлении Министерством экономики квот на экспорт металлолома. Вместо этого вводится открытый механизм определения таких квот. А именно: экспортироваться может только металлолом, собранный с соблюдением всех норм действующего законодательства и в объемах, не востребованных отечественными металлургическими предприятиями. Причем квоты на экспорт лома будут продаваться на открытом аукционе. Таким образом, помимо разрушения коррупционных схем, государство получит дополнительные доходы.
Некоторые депутаты и чиновники предлагали вообще отменить квотирование и разрешить свободную продажу украинского металлолома за границу. Но такое решение нанесет непоправимый ущерб отечественной экономике. Я знаю немало примеров, когда целые заводы просто резали на металлолом и вывозили за границу, потому что владельцам было выгоднее получить быструю прибыль, чем вкладывать свои деньги в реконструкцию и модернизацию предприятия. К сожалению, бизнес никогда не бывает духовным. Он всегда создается с одной целью — получение прибыли. А значит, государство обязано защищать свой внутренний рынок, но при этом правила игры должны быть честными, исключающими возможность коррупции.
3514Читайте нас у Facebook