Игорь Никонов: "Единственный эффективный способ борьбы с коррупцией — полная открытость информации"
Команда Виталия Кличко реализует в столице целый ряд инновационных проектов, способных кардинальным образом изменить жизнь киевлян: сделать ее более комфортной, а все действия городской власти, особенно в сфере распределения бюджетных средств, — более прозрачными. Именно полная открытость с помощью современных информационных технологий, по мнению первого заместителя главы Киевской городской госадминистрации (КГГА) Игоря Никонова, может победить коррупцию. «Открытый бюджет», к примеру, позволяет любому человеку проследить, как расходует средства конкретная школа своего микрорайона, а «карточка киевлянина» вообще станет универсальным инструментом получения услуг — от расчетов по коммунальным платежам, до походов в кинотеатры или магазины. О том, что реально уже сегодня меняет Киев и позволяет назвать его городом ХХІ столетия, Игорь Никонов рассказал в своем интервью.
— Игорь Владимирович, когда мы говорим о «карточке киевлянина», об «Открытом бюджете» и других проектах, хочется понять их конечную цель. Для чего все это делается?
— Не ошибусь, если скажу, что одной из главных задач для страны и для Киева на сегодняшний день является борьба с коррупцией. Когда наша команда начала свою работу в столице, мы в первое время даже не могли свести баланс в городском хозяйстве. Работала масса убыточных предприятий, непонятно для чего существующих. Естественно, мы провели аудит, передали в правоохранительные органы материалы о злоупотреблениях на сумму полмиллиарда гривен. Попрощались с 50 госслужащими высшего звена, к работе которых возникли претензии. Но было понятно, что этого недостаточно.
Я неплохо знаю азиатские страны, и даже в тех из них, где введена смертная казнь за коррупционные действия, коррупция как таковая не исчезла. Мировой опыт говорит о том, что единственный эффективный способ борьбы с этим явлением — полная открытость информации. Поэтому мы обратились к IT-технологиям, к проекту Smart City, чтобы процесс очищения власти стал необратимым. Недостаточно просто декларировать, что мы открытые, нужно выводить все процессы в онлайн, что позволит и обществу, и самой КГГА контролировать их в Интернете.
Совсем немного времени осталось до полноценного старта «Открытого бюджета». В принципе, этот проект уже доступен, но мы хотим сделать прозрачным движение средств буквально по каждому контракту. Это означает, что полностью устраняется человеческий фактор: данные Госказначейства после завершения той или иной операции поступают в нашу систему. И любой житель Киева через смартфон может увидеть, что, к примеру, какая-то школа на продукты питания тратит больше других, что медучреждение расходует неоправданно высокие суммы на определенные нужды. Как только эта система заработает полностью, большинство коррупционных схем исчезнут, потому что все действия чиновников станут предметом анализа специалистов, активистов общественных движений и так далее.
В полной мере уже реализованы электронные торги. Все просто: они проводятся в режиме онлайн и побеждает тот, кто предложит лучшие условия. Сложнее с медицинской сферой. Без политической воли со стороны государства сдвинуть ситуацию с мертвой точки здесь сложно. Но мы не ждем сложа руки принятия новых законов, которые, конечно же, важны. Буквально недавно была утверждена и уже находится на стадии реализации программа «электронный рецепт», что означает перевод в электронный формат сведений обо всех предоставляемых за счет бюджета города видах льготных медикаментов, а также о лечении.
В данной сфере очень много злоупотреблений, фиктивных финансовых операций. Уверен, что после внедрения этого проекта «левых» рецептов уже не будет.
— Но вы же понимаете, что в Украине уже было много хороших начинаний и многие из них так или иначе сошли на нет.
— Нужна политическая воля, и у Виталия Кличко она есть. Главное — зажечь людей этой идеей. Объяснить киевлянам, что именно такой подход может нас изменить: когда от человека мало что зависит, когда работает система со 100-процентной открытостью и прозрачностью. Это и есть реальная борьба с коррупцией.
— Выходит, если благодаря «Открытому бюджету» станут заметны чьи-то злоупотребления, то…
— Это означает открытие уголовного дела. А все доказательства уже есть в базе данных.
— В каких странах работают подобные системы?
— Важно то, что наши идеи мы нигде не «срисовывали». Во многом мы впереди. Например, «карточка киевлянина». Изначально это был чисто социальный проект. Но, думаю, к концу лета мы уже полноценно запустим его в совершенно новом качестве. Прежде всего это будет самая современная карточка, с двумя чипами, на которую можно записать десятки приложений: транспортное, медицинское, услуги жилищно-коммунального хозяйства и так далее. Вплоть до того, что родители при желании могут получать информацию о том, что их ребенок зашел в школу, заплатил за обед или вышел из учебного заведения. Здесь же скидки по всем торговым сетям, то есть не придется «складировать» у себя дома пластиковые карточки, к примеру, на льготы в аптеке при покупке лекарств.
Конечно же, при этом сохраняется возможность получения через карточку прямой социальной помощи, которой только в текущем году было выделено на сумму 227,5 миллиона гривен. Но можно будет создавать и записывать на нее и какие-то локальные приложения. Например, для студентов определенных университетов, для пенсионеров это возможность льготного проезда в транспорте. И главное — у каждого пользователя карточки есть личный электронный «кабинет», в котором можно отследить свои поездки, расходы, да все что угодно. Ничего подобного в мире еще нет. Что особенно важно: этот проект имеет практически безграничные возможности для своего развития. Меня это очень вдохновляет.
И опять же, это реальный путь борьбы с коррупцией, управляемость, открытость и доверие к власти. Все прозрачно. А когда восстанавливается доверие, то и экономика начинает работать.
— Сколько на сегодняшний день пользователей «карточки киевлянина»?
— Порядка 600 тысяч. Ежемесячно их число увеличивается еще на 20 тысяч. Это будущее, причем ближайшее будущее. Мы будем увеличивать число точек выдачи «карточек киевлянина». Их можно будет получить в метро, в «Ощадбанке»…
— Какие еще инновационные проекты реализуются в Киеве?
— Диспетчеризация — она тоже бьет по коррупции. Каждое транспортное средство, которое занимается перевозкой пассажиров, коммунальный транспорт, осуществляющий, к примеру, вывоз мусора, а также скорая помощь, пожарная, маршрутки, все предприятия автодора будут введены с помощью GPS в единую диспетчерскую систему, отслеживающую данный транспорт в режиме реального времени. В этой же системе заложены критерии оценки. Например, интервал для общественного транспорта — двадцать минут и десять минут (в час пик). Если временной промежуток не соблюдается, лицензия аннулируется. Также мгновенно будет видно отклонение машины от маршрута.
— Контролировать работу транспорта предстоит руководителям коммунальных предприятий? Вам не кажется, что они сами могут быть заинтересованными лицами?
— Нет. Руководство предприятий будет иметь выход к этой системе и использовать данные для оперативного управления. А обрабатывать информацию станет независимый диспетчерский центр, который подчиняется только мэру. Городской голова сможет видеть, действительно ли транспортное средство весь день убирало город или оно стояло за углом и «отбывало номер», чтобы потом слить и продать горючее. Известно, что внедрение системы диспетчеризации только по расходу топлива дает экономию порядка 30 процентов.
— А каким образом будет модернизироваться транспортная система Киева в целом?
— В Киеве реализуется совместный проект с Мировым банком по улучшению транспортной системы города. Специалисты, нанятые Мировым банком, провели в столице замеры транспортных потоков: куда и в какое время перемещаются пассажиры. Могу сказать, что благодаря этому мы увидели направления, о которых не подозревали. Все это учтено в корректировке Генерального плана развития Киева и в маршрутизации общественного транспорта.
— Мы сможем увидеть на остановках транспорта в Киеве, как в европейских городах, табло с точно соблюдаемым графиком прибытия автобуса?
— Это абсолютно реально. Диспетчеризация как раз и предполагает наличие контроля за интервалом движения, как я уже говорил. Думаю, что при проведении конкурса по оборудованию новых остановок транспорта мы учтем этот пункт в общественном соглашении.
— Есть ли возможность с помощью информационных технологий повлиять на то, что творится со стройками в Киеве? Мы все прекрасно знаем, насколько болезненный этот вопрос.
— Во-первых, уже создан портал, куда внесены все стройки Киева с их статусом: имеют они проблемы с документацией или нет. Каждый может зайти на этот сайт и увидеть договор аренды и так далее.
А во-вторых, это даст возможность применить самый эффективный способ борьбы с незаконными застройщиками — не покупать у них квартиры. К сожалению, на сегодняшний день огромное число семей живет в домах, построенных незаконно. По идее, мы должны такие объекты сносить. Но как можно поступить таким образом по отношению к людям, заплатившим за жилье?
Даже сегодня, когда киевской городской властью отработан силовой вариант борьбы с незаконными стройками (мы моментально перекрываем подъезды к этим объектам и сносим их), «умники» умудряются возобновлять работы буквально через день, прикрываясь судебными решениями.
В целом считаю, что нужно менять систему контроля в данной сфере, из которой, по сути, сейчас устранена местная власть. Однако без судебной реформы в масштабах всей страны нам не обойтись.
Но главное, что я хочу отметить: мы не жалуемся, не стонем. По каждому из направлений в жизни города, которые нуждаются в реформировании, у нас есть решения, есть видение, что необходимо делать, и есть реальные изменения. В том числе благодаря инновационным проектам, о которых шла речь. Мы не просто заявляем, что в Киеве самая открытая и прозрачная власть в Украине. Мы показываем это на практике.
313Читайте нас у Facebook