Григорий Остафийчук: «Взяток я никогда не брал. И не собираюсь»
После отставки главы Службы безопасности Украины в ведомстве последовали новые кадровые перестановки. Особенно активно СМИ обсуждали назначение начальником Главного следственного управления спецслужбы Григория Остафийчука, ранее занимавшего пост заместителя главного военного прокурора. Называя нового руководителя главка прокурором-миллионером, журналисты припомнили ему «засвеченные» в декларациях за последние годы немалые суммы, а также несколько квартир и автомобилей. Упрекали причастностью к уголовным делам против Юрия Луценко и Юлии Тимошенко. А еще недоумевали, каким образом фортуна помогла ему не попасть под действие закона о люстрации.
Григорий Остафийчук согласился прокомментировать «ФАКТАМ» эти щекотливые моменты. На встречу пришел с объемистой папкой.
— Хочу, чтобы вы сами посмотрели документы и убедились в законном происхождении миллионов, за которые мне не приходится краснеть, — заявил новый руководитель Главного следственного управления СБУ. — Эти деньги я заработал вне стен прокуратуры. В 2011 году по собственному желанию уволился с должности заместителя прокурора Киева. Преподавал в университете «Украина», открыл юридическую фирму, а также как частное лицо занимался операциями с ценными бумагами. Вот декларация за 2012 год (открывает папку): мой доход составил один миллион 600 тысяч гривен (в пересчете по тогдашнему курсу — почти 200 тысяч долларов. — Авт.). Около 600 тысяч я получил, продав квартиру, остальное — результат операций с акциями. Заплатил государству положенную сумму налога — почти 160 тысяч гривен. Вот доход за 2013 год — два миллиона 417 тысяч (около 300 тысяч долларов. — Авт.), это тоже прибыль от финансовых операций. Многих очень беспокоит цифра 17 миллионов 180 тысяч гривен, которые в этом же году указаны в декларации как принадлежащее мне имущество. Могу пояснить: 16 миллионов 180 тысяч я взял в банке с целью продолжать бизнес с ценными бумагами. Получив прибыль, я вернул эти деньги банку, сейчас их у меня нет. Но тогда, когда заполнял декларацию, они лежали у меня на депозитном счету, и я обязан был в этом отчитаться.
— Чтобы уметь так зарабатывать на ценных бумагах, нужно иметь хорошую голову на плечах!
— Ну, наверное, на то и голова, — улыбнулся Григорий Остафийчук. — А что еще оставалось делать, когда ушел из прокуратуры? Плакать, что остался без работы? Нужно было обеспечивать семью. Взяток я никогда не брал. И не собираюсь, — веско заметил мой собеседник. — Ну, а работать умом никому не возбраняется. Я ничего не скрываю. Сейчас у меня есть три квартиры площадью 58,9, 50,8 и 79,8 квадрата, три парковочных места, гараж и два автомобиля — Range Rover 2011 года и Audi 2009 года. Это то, что останется моим детям либо в денежном эквиваленте, либо в виде недвижимости. Большего мне и не нужно. Яхты, самолеты, царские дома никогда меня не привлекали. Нужно мирное небо над головой, здоровая семья и работа, которая доставляет удовольствие. Возможность содержать свою семью: накормить, одеть, обуть и поехать в отпуск хотя бы два раза в год.
— А почему же вы ушли из прокуратуры?
— Устал от бесконечных кадровых перетасовок, стиля руководства, постоянных интриг. В июне прошлого года, после трех лет перерыва, меня позвали на работу в военную прокуратуру. Несколько месяцев в качестве военного прокурора регулярно ездил в зону АТО, занимался катастрофой Ан-26, Иловайским котлом. Думал наладить совместную работу с военной разведкой. Такие рабочие группы были бы очень эффективными. Но эта идея не встретила отклика у руководства, и я уволился по собственному желанию. А два месяца назад по приглашению Василия Грицака пришел в СБУ, где этот замысел удалось воплотить в жизнь. Провели с ребятами несколько красивых и достаточно сложных операций по выявлению пособников сепаратистов. Например, недавно арестовали предателя — сотрудника Донецкого управления СБУ, передававшего боевикам ценные сведения. Сейчас он находится в столичном СИЗО, идет следствие. Установлено, что этот офицер руководствовался «идейными» соображениями, сочувствуя так называемой «ДНР». Увы, такие случаи нередки, ведь местные жители нас не очень жалуют. Да иногда и есть за что: грабежи и убийства мирных жителей не украшают освободителей. Причем факты насилия над населением касаются не только бойцов добровольческих батальонов, но и украинской милиции, и армии.
Занимая новую должность всего несколько дней, руководитель следственного управления отказался обсуждать резонансную отставку Валентина Наливайченко. Григорий Остафийчук лишь кратко перечислил свои текущие главные задачи: расследование причин падения малайзийского «Боинга» над зоной боевых действий, дело о сбитом боевиками над Луганском Ил-76, конфискация крупной партии героина в Одесской области. Кроме того, на контроле дело задержанных в зоне АТО российских военных. Скоро будут направлены в суд материалы расследования деятельности крупного чиновника Министерства обороны, занимавшегося снабжением армии и извлекавшего из этого немалую личную выгоду. А еще есть десятки дел по правонарушениям, выявленным в зоне АТО. Интересно, что сейчас в официальном розыске значится 460 боевиков, совершивших преступления на территории так называемых «ДНР» и «ЛНР». Их задержали, судили, потом обменяли на наших солдат. Но, согласно законодательству, они официально находятся в розыске.
— И все-таки интересно, почему вы, занимая в течение нескольких лет руководящую должность в столичной прокуратуре, не подпали под действие закона о люстрации?
— Закон «Об очищении власти» касается тех чиновников, которые более года занимали ключевые должности в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года. А меня уволили из киевской прокуратуры 22 февраля 2011 года (показал запись в трудовой книжке).
— Ловко! То есть до года не хватило всего трех дней…
— Это не нарочно. Тогда никто не мог предугадать, что так получится. Что касается моего участия в делах Юрия Луценко и Юлии Тимошенко, которое сейчас мне почему-то ставят в упрек… В 2008 году я действительно возбудил против министра внутренних дел дело по обвинению в причинении легких телесных повреждений мэру столицы. Помните, Леонид Черновецкий и Юрий Луценко подрались тогда в приемной на Банковой после заседания СНБО? Когда драчуны помирились, я дело закрыл. Насчет Юлии Владимировны могу сказать, что никогда не был с нею знаком и о ее уголовных делах знаю исключительно из средств массовой информации.
2718Читайте нас у Facebook